Решение по делу № 2а-1819/2017 от 24.08.2017

Дело № 2а-1819/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 августа 2017 года г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Зрелкиной Е.Ю.,

при секретаре Хвастуновой Т.А.,

с участием прокурора Куликова Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) к Горно-Алтайской городской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным решения об отказе в регистрации списка кандидатов, признании незаконными действий по отказу внесения сведений в подписной лист,

УСТАНОВИЛ:

Политическая партия «Партия народной свободы» (ПАРНАС) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Горно-Алтайской городской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным решения «Об отказе в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Горно-Алтайского городского Совета депутатов, выдвинутого избирательным объединением Политическая партия «Партия народной свободы (ПАРНАС)», указывая, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято указанное решение, в котором 7 подписей признаны недостоверными на основании заключения эксперта, поскольку подпись от имени избирателя была выполнена другим лицом. Однако, у избирательной комиссии отсутствует заключение эксперта, а имеется заключение специалиста, при этом не допускается возможности признания подписей недостоверными на основании заключения специалиста. Кроме того, данное заключение не только противоречит требованиям Федерального закона № 73-ФЗ от 31.05.2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», но и вообще является надуманным, а выводы, сделанные в категоричной форме, не соответствуют истине. При проведении проверки заключения специалиста было установлено, что 6 из 7 случаев подписи в подписных листах были сделаны самими избирателями. Провести повторную проверку указанных фактов избирательная комиссия отказалась. В оспариваемом решении также указано, что 10 подписей признаны недействительными, так как сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме. Однако, данный сборщик вместе со своим паспортом присутствовал до начала проверки подписных листов (о чем было указано членам комиссии). Внести в подписной лист до начала их проверки сборщиком подписей недостающих сведений избирательная комиссия не позволила. Изложенных в подписном листе сведений о сборщике достаточно для его идентификации, поскольку серия и номер паспорта являются уникальными сведениями, а также ФИО и дата и место рождения. Более того, в сведениях о самих избирателях сведения о дате выдачи паспорта не указывается, что не мешает их однозначно идентифицировать. Таким образом, административный истец считает, что политечской партией «Партия народной свободы» (ПАРНАС) была сдана 221 достоверная подпись, что является достаточным условием для регистрации муниципального списка кандидатов на выборы депутатов Горно-Алтайского городского Совета депутатов. Отказ в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты нарушает право административного истца на участие в выборах.

От председателя Горно-Алтайской городской территориальной избирательной комиссии ФИО1 поступили письменные возражения на административный иск, в которых ответчик не согласен с требованиями административного истца по следующим основаниям. Заключение, данное экспертами ФИО2, ФИО3 озаглавлено как «заключение специалиста по проверке подписных листов» в соответствии с ч. 3.1 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах РФ, утвержденных Постановлением ЦИК России. Указание на противоречие заключения специалиста требованиям Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не может быть принято во внимание, так как положения указанного Федерального закона не распространяются на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей. Порядок проверки подписей установлен п. 3-7 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ. Признавая подписи избирателей недостоверными в соответствии с п. 6.3 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ избирательная комиссия руководствовалась заключение эксперта, привлеченного к проверке, оснований сомневаться в законности выводов эксперта у комиссии не было. Федеральное законодательство устанавливает безусловное требование к указанию сведений о дате выдачи паспорта сборщика в подписном листе – п. 12 ст. 37 Федерального закона №67-ФЗ. В рамках определения Конституционного Суда РФ № 1483-О от 3 июля 2014 года, на которое ссылается административный истец, исследован вопрос необходимости указания полноты только адреса места жительства сборщика подписей. На внесение дополнений и уточнений в подписные листы установлен запрет пунктом 1.1. ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Представитель административного истца Смирнов П.А. в судебном заседании дополнил исковые требования, просил также признать незаконными действия ответчика по отказу ПАРНАСу внести до начала проверки подписных листов сведения о дате и выдачи паспорта сборщика подписей в подписной лист.

Представители административного ответчика Черкасов Д.В., Чукова В.В. возражали против удовлетворения требований административного истца, полагая решение законным и обоснованным.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Федеральным законом № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) также предусмотрена возможность обжалования в суд решений и действий (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме.

Судом при рассмотрении дела установлено, что решением Горно-Алтайского городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Горно-Алтайского городского Совета депутатов на ДД.ММ.ГГГГ.

Политической партией «Партия народной свободы» (ПАРНАС) принято решение о выдвижении списка кандидатов на выборы в Горно-Алтайский городской Совет Депутатов.

В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.

Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

ДД.ММ.ГГГГ рабочей группой Горно-Алтайской территориальной избирательной комиссией приняты от Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) 30 подписных листов, содержащих 235 подписей, что совпало с количеством 235 заявленных подписей, а также иные документы, необходимые для регистрации.

По итогам проверки подписных листов рабочей группой Горно-Алтайской территориальной избирательной комиссией составлен итоговый протокол, согласно которому 7 подписей признаны недостоверными, что составляет 2,97% от общего количества представленных подписей, недействительными признаны 24 подписи, что составляет 10,21%.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Горно-Алтайской городской территориальной избирательной комиссией отказано в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Горно-Алтайского городского Совета депутатов, выдвинутого избирательным объединением Политическая партия «Партия народной свободы» (ПАРНАС) по основаниям, предусмотренным ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В решении указано, что в результате проверки 31 (13,91%) подпись избирателя признана недостоверной и (или) недействительной на основании пунктов 6.2, 6.3, подпунктов «в» и «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, а именно:

7 подписей избирателей признаны недостоверными на основании заключения эксперта – подпись от имени избирателя выполнена другим лицом;

1 подпись одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же списка кандидатов признана недействительной;

10 подписей признаны недействительными, так как сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме;

13 подписей избирателей, указали в подписном листе сведения, не соответствующие действительности.

Основания для признания подписей недостоверными и (или) недействительными установлены п. 6.3, 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Так, недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (п. 6.3).

Недействительными признаются, в том числе все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности (п.п. «з» п. 6.4).

Основаниями отказа в регистрации кандидата является, в том числе, выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (пп. «г1», пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ).

Аналогичная норма содержится в пунктах 4.2, 4.3. части 1 ст. 92 Закона Республики Алтай «О муниципальных выборах в Республике Алтай».

Из материалов дела следует, что в подписном листе №19 в сведениях лица, удостоверяющего подписной лист и осуществляющего сбор подписей, не указана дата выдачи паспорта, что является основанием для признания подписей избирателей в подписном листе, недействительными.

Суд признает в данной части решение избирательной комиссии законным и обоснованным, так как указание даты выдачи паспорта лица, осуществляющего сбор подписей, является обязательным в силу п. 12 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которому каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

И только в отношении адреса места жительства в данной норме Федерального закона указано, что адрес может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.

Возможность внесения уточнений и дополнений в подписные листы после их сдачи в избирательную комиссию не предусмотрена, что прямо предусмотрено п. 1.1. ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов (п. 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ).

Таким образом, действия избирательной комиссии по отказу внести дополнения в подписной лист, а также признание 10 подписей избирателей, содержащихся в подписном листе , недействительными, являются законными и обоснованными.

Кроме того, административный истец не согласен с решением комиссии в части признания недостоверными 7 подписей в подписных листах избирателей, на основании заключения специалиста.

Как указывалось ранее, законом предусмотрена возможность привлечения к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей экспертов из числа специалистов органов внутренних дел (п. 3 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ).

Заключением специалиста по проверке подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ, выполненном экспертами отдела криминалистических экспертиз и учетов ЭКЦ МВД по РА ФИО2, ФИО3, установлено, что подписи от имени ФИО4, ФИО5, Пак З.М., ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 выполнены иными лицами.

Оснований не доверять данному заключению у суда не имеется, оно выполнено в соответствии с требованиями пунктов 3-7 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, что также согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которой при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в проведении референдума по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 24, подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (пункт 30).

Доводы административного истца о нарушении избирательной комиссией действующего законодательства в части отсутствия заключения эксперта, как указано в п. 6.3 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, не состоятелен.

Так, Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 128/986-6 утверждены «Методические рекомендации по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации», согласно части 3.1 которых подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.

В ряде случаев подпись признается проверяющим недостоверной и (или) недействительной только на основании заключения эксперта либо справки уполномоченного органа. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных им исследований, в соответствии со своими специальными знаниями.

Для экспертов-почерковедов указанный вид работы является особым видом профессиональной деятельности. В кратчайшие сроки они должны выполнить большой объем почерковедческих исследований и отразить их результаты в виде отдельного документа.

Эксперты-почерковеды, привлекаемые к проверке подписных листов, в рамках данной деятельности имеют статус специалиста-почерковеда по проверке подписных листов.

Документ, подготавливаемый ими по результатам исследования подписных листов, имеет статус заключения специалиста по проверке подписных листов.

Таким образом, избирательная комиссия обоснованно приняла в качестве основания для признания 7 подписей избирателей недостоверными заключение специалиста, указанное ранее.

Данные Методические рекомендации утверждены Центральной избирательной комиссией РФ, разработаны для оказания правовой, методической, организационно-технической помощи комиссиям, в целях обеспечения единообразного применения избирательными комиссиями соответствующих норм избирательного законодательства.

Доводы представителя истца о том, что избирательная комиссия могла отобрать образцы подписей у избирателей и провести экспертизу, необоснован. Таковыми полномочиями территориальная избирательная комиссия не обладает, более того, как указывалось ранее, эксперты должны в кротчайшее время провести свои исследования и представить результат в избирательную комиссию.

Суд полает, что представленные экспертам подписи в списках избирателей г.Горно-Алтайска на выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации седьмого созыва ДД.ММ.ГГГГ, в качестве образцов подписей, нельзя признать не принадлежащими данным лицам, поскольку в указанных списках могут расписаться только избиратели, которые получают избирательный бюллетень на свое имя.

Кроме того, в судебном заседании был допрошен в качестве свидетеля эксперт ФИО2, который пояснил, что при проверке подписей избирателей, ему как эксперту достаточно было образцов подписей, которые были представлены, сомнений в своих выводах у него не было. Исследование проводилось совместно с экспертов ФИО3, их выводы были одинаковы, разногласий по данным подписям не было. При этом он пояснил, что все возникшие сомнения при исследовании подписей в подписных листах, трактовались в пользу достоверности подписи и лишь подписи, не вызвавшие никаких сомнений, признаны выполненными иными лицами. При исследование учитывалось и исполнение подписей в необычном состоянии.

Таким образом, выявленное в ходе проверки количество подписей избирателей, признанных недействительными и недостоверными, составило более 10% от числа подписей, подлежащих проверке. Представленных достоверных подписей избирателей оказалось недостаточно для регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Горно-Алтайского городского Совета депутатов от Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС), соответственно оснований для его регистрации не имелось.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что нарушения при отказе в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Горно-Алтайского городского Совета депутатов, выдвинутого избирательным объединением «Политическая партия «Партия народной свободы (ПАРНАС)», отсутствуют, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) к Горно-Алтайской городской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным решения № 34/247 от 04.08.2017 года «Об отказе в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Горно-Алтайского городского Совета депутатов, выдвинутого избирательным объединением Политическая партия "Партия народной свободы" (ПАРНАС)», признании незаконными действий по отказу внести до начала проверки подписных листов сведения о дате выдачи паспорта сборщика подписей в подписной лист.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение пяти дней со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.

Судья Е.Ю. Зрелкина

Решение в окончательной форме принято 28 августа 2017 года.

2а-1819/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ "ПАРТИЯ НАРОДНОЙ СВОБОДЫ" (ПАРНАС)
Ответчики
Горно-Алтайская городская территориальная избирательная комиссия (ТИК)
Другие
Избирательная комиссия Республики Алтай
Суд
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай
Дело на сайте суда
gorno-altaisky.ralt.sudrf.ru
24.08.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
24.08.2017[Адм.] Передача материалов судье
24.08.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.08.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.08.2017[Адм.] Судебное заседание
28.08.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2017[Адм.] Дело оформлено
28.08.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее