Решение по делу № 2а-296/2021 от 17.06.2021

Производство № 2а - 296/2021

Решение

Именем Российской Федерации

13 июля 2021 года                                                                    р. п. Мокшан

Мокшанский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Устименковой О.В., при секретаре судебного заседания Новиковой Е.А., с участием представителя административного ответчика ФКУ "Военный комиссариат Пензенской области" Палий М.В., представителя административного ответчика Призывной комиссии Мокшанского района Пензенской области Дружининой В.Г., заинтересованного лица военного комиссара Бессоновского и Мокшанского района Пензенской области Пруцкова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Мокшанского районного суда административное дело № 58RS0022-01-2021-000673-06 по административному исковому заявлению Жирнов В.С. к Призывной комиссии Мокшанского района Пензенской области, ФКУ "Военный комиссариат Пензенской области" о признании незаконным решения Призывной комиссии Мокшанского района Пензенской области,

установил:

административный истец Жирнов В.С. обратился в Мокшанский районный суд Пензенской области к Призывной комиссии Мокшанского района Пензенской области о признании незаконным решения Призывной комиссии Мокшанского района Пензенской области. Административный иск мотивирован тем, что он состоит на воинском учете в военном комиссариате Бессоновского и Мокшанского районов Пензенской области и входит в число граждан, подлежащих призыву на военную службу. При прохождении мероприятий, связанных с весенним призывом на военную службу 2021 года, решением призывной комиссии Бессоновского и Мокшанского районов Пензенской области он был признан годным к прохождению срочной военной службы и ему была вручена повестка для отправки к месту прохождения военной службы на 15.04.2021. С решением призывной комиссии Бессоновского и Мокшанского районов Пензенской области он не согласен, считает его незаконным, так как такое решение нарушает право на освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Его беспокоят повышение артериального давления, головные боли, а также боли внизу спины. В соответствии с Приказом Министерства обороны РФ и Минздрава РФ от 23 мая 2001 года № 240/168 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" - врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе. На основании данного положения врач медицинской комиссии не имеет права ставить ему диагноз, а равно заниматься произвольной диагностикой ввиду того, что в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ (в редакции от 29.05.2019) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", диагностика - это комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий. В то время как медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечёт за собой наступление юридически значимых последствий. Врач, привлекаемый для медицинского освидетельствования, привлекается с целью сопоставления его анамнеза (в частности жалоб и медицинских документов) с Расписанием болезней, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", а не с целью установления диагноза. Кроме того, субъективные жалобы - являются частью анамнеза. Для цели установления категории годности и принятия решения проводится медицинское освидетельствование в порядке, установленном Инструкцией о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно - оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (приложение № 3 к приказу Минобороны РФ и Минздрава РФ от 23 мая 2001 г. № 240/168). Медицинское освидетельствование предполагает изучение анамнеза, результатов обследования и соотнесение выявленных заболеваний с расписанием болезней (приложение к положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 года № 565). Таким образом, врачами-специалистами не были учтены данные по имеющимся жалобам на состояние здоровья, вследствие чего произошло неверное правоприменение при определении в отношении его категории годности к военной службе, что повлекло за собой принятие оспариваемого решения. Считает, что при определении ему категории годности нарушены нормы законодательства, а именно, постановления Правительства от 04.07.2013 № 565 "Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе", вследствие чего нарушено его право на получение освобождения от призыва на военную службу в ВС РФ и зачисление в запас. Призывная комиссия принимает решение о призыве на военную службу в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе, которая указывается в решении (п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663). Для цели установления категории годности и принятия решения проводится медицинское освидетельствование в порядке, установленном Инструкцией о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (Приложение № 3 к приказу Минобороны РФ и Минздрава РФ от 23 мая 2001 г. № 240/168). Таким образом, исходя из нарушенных правил проведения медицинского освидетельствования, можно сделать вывод о незаконности установленной категории годности по результатам проведения медицинского освидетельствования. Административный истец просит суд признать незаконным решение призывной комиссии Мокшанского района Пензенской области о признании его годным к воинской службе, отменив его.

В предварительном судебном заседании 29.06.2021 протокольным определением суда в качестве надлежащего ответчика привлечено ФКУ "Военный комиссариат Пензенской области", в качестве заинтересованного лица Призывная комиссия Пензенской области.

Административный истец Жирнов В.С. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрении дела извещен надлежащим образом. В телефонограмме просил дело рассмотреть без его участия.

Представитель административного ответчика ФКУ "Военный комиссариат Пензенской области" Палий М.В. возражала в удовлетворении административного искового заявления, пояснила, что решение Призывной комиссии принято в соответствии с законом, нарушений прав административного истица не допущено.

Представитель административного ответчика Призывной комиссии Мокшанского района Пензенской области Дружинина В.Г. полагала административный иск не подлежащим удовлетворению. Комиссия приняла решение в соответствии с законом, правильно, с учетом медицинских документов и данных о состоянии здоровья установила Жирнову В.С. категорию годности к военной службе.

Представитель заинтересованного лица военного комиссариата Бессоновского и Мокшанского районов Пензенской области - военный комиссар Бессоновского и Мокшанского района Пензенской области Пруцков А.С. в удовлетворении административного искового заявления возражал. В возражениях указал, что призывник Жирнов B.C. состоит на воинском учете призывников в военном комиссариате Бессоновского и Мокшанского районов с 23.01.2017. При прохождении комиссии по первоначальной постановке граждан на воинский учет признан временно не годным к военной службе по статьям 13г, 68г, графы 1 Постановления Правительства № 565 от 04.07.2013 "Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе". Диагнозы: недостаточность питания (индекс массы тела - 18), двустороннее продольное плоскостопие второй степени. При медицинском освидетельствовании осенью 2018 года признан годным к военной службе с незначительными ограничениями по статье 68г, графы 1 Постановления Правительства № 565 от 04.07.2013 "Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе". Статья 13 г была снята, так как вес пришел в норму. Решением призывной комиссии от 18.10.2018, протокол № 3, призывнику Жирнову B.C. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по статье 24-2а ФЗ-53 1998 "О воинской обязанности и военной службе" для получения профессионального образования. 12.03.2021 приказом № 392-с Пензенского государственного университета данный призывник был отчислен из учебного заведения за невыполнение учебного плана и стал подлежать призыву на военную службу. Перед проведением медицинского освидетельствования, на которое он был вызван по повестке под личную роспись на 25.03.2021, самостоятельно прошел обследования в ООО "Клинико-диагностический центр Медиклиник" и согласно консультативной карте врачом кардиологом призывнику Жирнову B.C. выставлен диагноз: Вегето-сосудистая дистония смешанного типа, кардиалгия, что соответствует статье 47б графы 1 Постановления Правительства № 565 от 04.07.2013 "Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе", а также 26.03.2021 по направлению ВК прошел рентгенологическое исследование стоп, по результатам которого определено продольное плоскостопие второй степени обеих стоп без признаков артроза, что соответствует статье 68г графы 1 Положения о военно-врачебной экспертизе. Решением призывной комиссии Мокшанского района 02.04.2021, Протокол № 1, призывник Жирнов B.C. по состоянию здоровья признан годным к военной службе с незначительными ограничениями по вышеуказанным статьям и призван на военную службу в сухопутные войска. Решение призывной комиссии принято единогласно. Каких-либо несогласий, возражений с решением призывной комиссии данный призывник не предъявлял. После прохождения комиссии получил под личную роспись повестку для отправки в войска в команду № 1 с датой явки 15.04.2021. 13.04.2021 призывник Жирнов B.C. подал заявление в призывную комиссию Пензенской области о несогласии с решением призывной комиссии Мокшанского района. Данное заявление было рассмотрено и ему письменно было предложено 23.04.2021 со всеми имеющимися медицинскими документами прибыть на призывную комиссию Пензенской области для прохождения контрольного медицинского освидетельствования. В указанную дату призывник не явился. После этого повторно вызывался на призывную комиссию Пензенской области, но так же не прибыл. При прохождении медицинского освидетельствования данным призывником 23.01.2017, 01.10.2018, 25.03.2021 его артериальное давление составляло соответственно 110/70, 90/60, 110/80, что зафиксировано врачом-терапевтом в учетной карте призывника и карте медицинского освидетельствования. Так же данный призывник обучался в кадетской школе, по имеющимся характеризующим данным, приобщенным к личному делу, занимался лыжным спортом, спортивным туризмом, совершал многодневные пешие, лыжные походы, участвовал в спелеоэкспедициях, занимался в различных клубах и секциях, являлся воспитанником молодежно-патриотической секции "Служу России" и "Будь готов". Принимал результативные участия в военно-спортивных соревнованиях и слетах городского и регионального уровней. За успехи, достигнутые в подготовке к военной службе, Жирнов B.C. получил право ношения "Черного" тельника и награжден почетным знаком. По данным, представленным с лечебных учреждений, данный призывник на учете у врачей-специалистов не состоял. Полагает, что решение призывной комиссии по данному призывнику принято законно и обоснованно, а его жалобы на повышение артериального давления, головные боли были выдуманными и не подтверждаются медицинскими документами.

Представитель заинтересованного лица Призывной комиссии Пензенской области в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется на основании Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения; призыв на военную службу осуществляют призывные комиссии. Призыв на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (ст.ст. 1, 5, 26 названного федерального закона).

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Статья 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", предусматривает, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности (пункт 1.1).

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ) призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1). На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пункт 2).

В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ при принятии решения о призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, призывная комиссия определяет вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу. На призывную комиссию возлагаются также обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора граждан, изъявивших желание поступить в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, и принятию решения о направлении их для прохождения вступительных испытаний или об отказе в таком направлении. Призывная комиссия принимает соответствующие решения или выносит заключение, указанное в пункте 1.1 настоящей статьи (далее также - заключение), на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Председатель призывной комиссии объявляет решение (заключение) гражданину, в отношении которого оно принято (вынесено). По письменному заявлению гражданина, поданному им в военный комиссариат, военный комиссариат в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления гражданином выдает ему под роспись выписку из протокола заседания призывной комиссии о соответствующем решении (заключении) либо направляет указанную выписку по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному в заявлении гражданина адресу (пункты, 3, 4, 5,6).

В силу статьи 5.1 приведенного закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей, по результатам которого врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию, дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункты 1, 2). В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (пункт 4).

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 3 статьи 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

В силу пункта 2 Положения о военно-врачебной экспертизе для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии).

При этом, исходя из положений пункта 4 названного положения, военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение медицинского обследования и медицинского освидетельствования (далее также - обследование и освидетельствование). При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях определения годности к военной службе. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе) с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.

Согласно пункту 6 Положения о военно-врачебной экспертизе годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению № 1 к данному акту "Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации". Указанные требования включают расписание болезней, в котором определяются соответствующие категории годности к военной службе в зависимости от степени выраженности нарушений функций органов и систем организма, обусловленных заболеваниями, травмами или состояниями.

В силу пункта 9 Положения военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.

При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию, в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.

При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.

Пунктом 13 Положения о военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что организация освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания (пункт 20 Положения о военно-врачебной экспертизе).

Аналогичные требования содержатся в пункте 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.

Пунктом 21 Положения о военно-врачебной экспертизе закреплено, что руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органов местного самоуправления, руководители медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения обеспечивают своевременное обследование граждан в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации. Контроль за своевременным завершением обследования граждан осуществляется соответствующими военными комиссариатами.

Из материалов административного дела следует, что Жирнов В.С. с 23.01.2017 состоит на учете в военном комиссариате Бессоновского и Мокшанского районов Пензенской области.

Согласно справке ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет" № 1120 от 19.09.2018 Жирнов В.С. зачислен в Многопрофильный колледж ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет" по направлению подготовки "Правоохранительная деятельность" по очной форме обучения с 01.09.2018 на основании приказа о зачислении № 1465/с от 31.08.2018, срок окончания обучения 28.02.2021.

Решением призывной комиссии военного комиссариата Жирнову В.С. на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для получения профессионального образования.

12.03.2021 на основании приказа Пензенского государственного университета № 392/с Жирнов В.С. был отчислен из учебного заведения за невыполнение учебного плана.

Жирнов В.С., который ранее на "Д" учете не состоял, в марте 2021 года прошел медицинское освидетельствование, осмотрен хирургом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, терапевтом. При прохождении медицинского освидетельствования им сданы необходимые анализы, по показаниям сделаны необходимые клинико-диагностические исследования. При прохождении медицинского освидетельствования Жирнов В.С. высказывал жалобы на боль в стопах, головную боль, нестабильность артериального давления, иных жалоб на состояние здоровья, в том числе на боли внизу спины, не предъявлял. Освидетельствование Жирнова В.С. производилось полным составом врачей-специалистов. При этом, компетентными медицинскими работниками были проанализированы в совокупности все установленные у административного истца клинические признаки, а также дана оценка всем представленным медицинским документам.

По результатам медицинского освидетельствования комиссией врачей-специалистов с учетом состояния его здоровья и предъявляемых жалоб выставлен диагноз: продольное плоскостопие второй степени, вегето-сосудистая дистония по смешанному типу, кардиалгия (статья 68г, 47б Расписания болезней), вынесено заключение о годности к военной службе категории "Б" - годен к военной службе с незначительными ограничениями, показатель предназначения - 3 (сухопутные войска). К статье 68 относится плоскостопие и другие деформации стопы при наличие объективный данных без нарушений функций, к пункту "г" - "продольное или поперечное плоскостопие II степени". К статье 47 относится нейроциркуляторная астения при стойких умеренно выраженных нарушениях, к пункту "б" относится нейроциркуляторная астения с умеренно выраженными проявлениями, в том числе с преходящими нарушениями сердечного ритма, не снижающими способность исполнять обязанности военной службы. Редкие одиночные экстрасистолы покоя и синусовая аритмия функционального характера не являются основанием для применения этой статьи, не препятствуют прохождению военной службы, поступлению в военно-учебные заведения.

Граждане, заявившие о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, направляются на контрольное медицинское освидетельствование. Жирнов В.С. при прохождении медицинского освидетельствования ходатайств о направлении его на контрольное медицинское освидетельствование не заявлял.

Заключение военно-врачебной комиссии Жирновым В.С. не обжаловалось. Медицинские документы в военный комиссариат, а также суду в подтверждение доводов о наличии у административного истца заболевания, препятствующего прохождению военной службы, не представлены.

02 апреля 2021 при прохождении призывной комиссии Мокшанского района Пензенской области (выписка из протокола № 1 от 02.04.2021) Жирнов В.С. признан годным к прохождению военной службы с незначительными ограничениями (Б3). 02.04.2021 Жирнов В.С. при прохождении призывной комиссии жалоб на состояние здоровья не предъявлял.

Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.

Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (пункты 6, 11 Положения).

В отношении лиц, подлежащих призыву на военную службу, в целях определения их годности к службе проводится военно-врачебная экспертиза, порядок и условия которой определены Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565 и Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 574.

Положение о независимой военно-врачебной экспертизе определяет в соответствии со статьей 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" порядок производства независимой военно-врачебной экспертизы (далее - независимая экспертиза) по заявлению гражданина (его законного представителя) при его несогласии с заключением военно-врачебной (врачебно-летной) комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет.

При обжаловании гражданином в судебном порядке решения призывной комиссии, основанного на медицинском заключении, данном в рамках освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, по смыслу пункта 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, суд проверяет его законность, не устанавливая самостоятельно наличие или отсутствие заболеваний и категорию годности гражданина к прохождению службы.

Доказательств, опровергающих выводы военно-врачебной комиссии, в ходе рассмотрения дела административным истцом не представлено, ходатайств о назначении судебной медицинской экспертизы административный истец не заявлял.

Таким образом, Жирновым В.С. не были представлены доказательства, которые бы свидетельствовали о наличии у него заболеваний, дающих основания для установления иной категории годности и опровергающих правомерность присвоения ему категории годности "Б".

Разрешая требования о признании незаконным решения призывной комиссии, суд, руководствуясь вышеназванными нормативными актами, исходит из того, что все имеющиеся заболевания у Жирнова В.С. учтены призывной комиссией при принятии решения о степени годности к военной службе, оснований для признания незаконным указанного решения не имеется.

При этом суд отмечает, что доказательств, подтверждающих наличие у призывника заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, врачами специалистами не выявлено, степень выраженности установленных заболеваний не позволяла комиссии принять решение об освобождении от службы. Призывная комиссия, проведя осмотр и изучив все документы, пришла к правомерному выводу о годности административного истца к военной службе.

Само по себе диагностирование того или иного заболевания не является достаточным основанием для признания гражданина негодным к военной службе. О том, что он состоит на учете у врачей по месту жительства и имеет хроническое заболевание, которое должно объективно препятствовать возможному призыву на военную службу в период прохождения соответствующей комиссии и принятии решения о призыве, при прохождении медицинского освидетельствования Жирнов В.С. не представил.

По смыслу статьи 227 КАС РФ для удовлетворения заявленных требований должна быть установлена совокупность нарушений прав административного истца и незаконность оспариваемого решения.

С учетом изложенного, суд считает, что выводы Призывной комиссии Мокшанского района Пензенской области, протокол № 1 от 02.04.2021, о признании Жирнова В.С. годным к прохождению военной службы с незначительными ограничениями, соответствуют требованиям Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", проведено в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе и Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, а потому нет оснований для признания решения Призывной комиссии Мокшанского района Пензенской области № 1 от 02.04.2021 незаконным и его отмене.

Срок обращения в суд административным истцом не пропущен, поскольку обжалуемое решение принято 02.04.2021, с административным иском Жирнов В.С. обратился 15.06.2021.

При установленных судом обстоятельствах, исходя из приведенных выше норм материального права, каких-либо нарушений законодательства при принятии решения Призывной комиссией Мокшанского района Пензенской области не усматривается, учитывая, что в процессе рассмотрения дела не было установлено наличие нарушенного и подлежащего восстановлению права заявителя, правовых оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 218 - 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Жирнов В.С. к Призывной комиссии Мокшанского района Пензенской области, ФКУ "Военный комиссариат Пензенской области" о признании незаконным решения Призывной комиссии Мокшанского района Пензенской области оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Пензенского областного суда через Мокшанский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                               <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2а-296/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Жирнов Владимир Сергеевич
Ответчики
ФКУ "Военный комиссариат Пензенской области"
Призывная комиссия Мокшанского района Пензенской области
Другие
Военный комиссариат Бессоновского и Мокшанского районов Пензенской области
Призывная комиссия Пензенской области
Суд
Мокшанский районный суд Пензенской области
Судья
Устименкова О.В.
Дело на странице суда
mokshansky.pnz.sudrf.ru
17.06.2021Регистрация административного искового заявления
17.06.2021Передача материалов судье
18.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.06.2021Предварительное судебное заседание
13.07.2021Судебное заседание
22.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее