РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,
при секретаре судебного заседания Габовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 июня 2015 года в с.Выльгорт гражданское дело по исковому заявлению Размысловой В.Н. к администрации муниципального образования сельского поселения «Часово», администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании постановления от <дата>.2010 № «О переводе жилого помещения в служебное жилое помещение» недействительным, о признании права на жилое помещение на условиях договора социального найма муниципального жилищного фонда, возложении обязанности заключить договор социального найма,
установил:
Размыслова В.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения «Часово» о признании жилого помещения не имеющим статуса служебного жилого помещения и возложении обязанности заключить договор социального найма. В обоснование заявленных требований указано, что постановлением органа местного самоуправления от <дата>.2012 истец признана нанимателем жилого помещения в виде квартиры <адрес> и ей рекомендовано заключить с администрацией сельского поселения «Часово» договор социального найма. По договору найма служебного жилого помещения № от <дата>.2012 указанное жилое помещение предоставлено истцу во владение и пользование на время трудовых отношений. В <данные изъяты> 2014 года Размыслова В.Н. обратилась в администрацию муниципального образования сельского поселения «Часово» с заявлением о перезаключении договора найма на договор социального найма, однако администрацией сельского поселения «Часово» отказано и в подтверждение отказа предоставлено постановление администрации муниципального района «Сыктывдинский», которым спорное жилое помещение как служебное предоставлено в 2010 году А.А. Указывая, что на момент предоставления квартиры последняя не имела статуса служебного, то фактически между администрацией сельского поселения «Часово» и Размысловой В.Н. сложились правоотношения по договору социального найма, в связи с чем, истец обратилась с настоящим заявлением.
Впоследствии исковые требования Размысловой В.Н. дополнены требованиями к администрации муниципального района «Сыктывдинский» о признании постановления администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от <дата>.2010 № «О переводе жилого помещения в служебное жилое помещение» недействительным, которые определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 21.05.2015 приняты к производству судьи.
Истец Размыслова В.Н., будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направив своего представителя.
Представитель истца Размысловой В.Н. Строганов Ю.А., действующий на основании ордера, в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований с учетом их уточнений и дополнений по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнении к нему. Дополнительно пояснил, что поскольку оспариваемое постановление администрации муниципального района «Сыктывдинский» ничтожно в силу закона ввиду нарушения органом местного самоуправления порядка перевода жилого помещения в статус служебного, срок обращения в суд истцом не пропущен и составляет три года. Также указал, что на момент предоставления Размысловой В.Н. квартиры она не являлась служебной, в связи с чем, по мнению представителя, фактически между собственником указанной квартиры и семьей Размысловых сложились отношения социального найма. В связи с указанными обстоятельствами, представитель истца полагал, что ответчиком администрацией сельского поселения «Часово» с истцом Размысловой В.Н. должен быть заключен договор социального найма.
Представитель ответчика сельского поселения «Часово» Плоскова Е.А., действующая на основании распоряжения, в судебном заседании возражала удовлетворению исковых требований, пояснив, что Размыслова В.Н. была информирована о статусе жилого помещения, в связи с чем, доводы истца и его представителя об обратном находила несостоятельными.
Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Морокова Л.В., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями выразила несогласие, указав, что <дата>.2010 постановлением администрации района «Сыктывдинский» спорное жилое помещение переведено в статус служебного и впоследствии был заключен договор найма служебного жилья, в связи с чем, каких-либо оснований считать его социальным жильем не имеется.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что жилое помещение в виде квартиры <адрес> Сыктывдинского района Республики Коми является собственностью муниципального образования сельского поселения «Часово».
Как следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от <дата>.2010 № жилое помещение <адрес> переведено в число служебных жилых помещений.
Постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от <дата>.2010 № служебное жилое помещение <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м предоставлено А.А.. составом семьи три человека.
На основании названого постановления <дата>.2010 между А.А.. и администрацией заключен типовой договор найма служебного жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось лицами, участвующими в рассмотрении дела, после прекращения трудовых отношении между А.А.. и МБОУ «<данные изъяты>» на основании ходатайства последнего постановлением администрации сельского поселения «Часово» от <дата>.2015 Размыслова В.Н., являющаяся супругой А.А.., признана нанимателем спорного жилого помещения.
Впоследствии, а именно <дата>.2012 между Размысловой В.Н. и администрацией сельского поселения «Часово» заключен договор найма служебного жилого помещения №, в соответствии с условиями которого договор заключен на время трудовых отношений.
Из материалов дела также следует, что <дата>.2014 Размыслова В.Н. обратилась в администрацию сельского поселения «Часово» с заявлением о перезаключении договора найма служебного жилого помещения на договор социального найма. В своем ответе от <дата>.2014 орган местного самоуправления, ссылаясь на статус жилого помещения, в отношении которого возник спор, отказал Размыловой В.Н. в заключении договора социального найма.
Находя указанный ответ нарушающим права Размысловой В.Н., последняя обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, а также согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Обращаясь в суд, нарушение своих прав Размыслова В.Н. с учетом уточнений исковых требований усматривала в отказе администрации муниципального образования сельского поселения «Часово» в заключении договора социального найма в отношении жилого помещения, которое соответствующим актом органа местного самоуправления муниципального района переведено в статус служебного, ссылаясь при этом на несоответствие действующему законодательству принятого органом местного самоуправления решения о переводе статуса спорного жилого помещения и как следствие находила его недействительным и подлежащим отмене.
Определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон, является согласно абз. 3 ст. 148 Гражданского процессуального кодекса РФ одной и задач подготовки дела к судебному разбирательству. При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных, а именно, предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела. Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.
С учетом приведенных положений, суд, исходя из конкретных обстоятельств рассматриваемого спора и объяснений сторон, считает, что в рассматриваемом случае требования Размысловой В.Н. о признании постановления администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от <дата>.2010 № подлежит разрешению в порядке, установленном главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», разъяснено, что исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии со статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если считает, что им нарушены его права и свободы, в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании ил судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 24 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» принимая во внимание положения статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказ в восстановлении в силу части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса РФ должны содержаться в решении суда. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения в суд с заявлением об оспаривании решений органов местного самоуправления начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.
Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Как следует из материалов дела оспариваемое Размысловой В.Н. постановление администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» принято <дата>.2010, при этом, по убеждению суда, истец была информирована о статусе данного жилого помещения в 2012 году, когда она заключила договор найма служебного жилого помещения от <дата>.2012, что не оспаривалось в судебном заседании и представителем ответчика.
Узнав о нарушении своих прав в <данные изъяты> 2012 года, Размыслова В.Н. имела реальную возможность для обращения в суд с заявлением о защите своих нарушенных прав в установленный законом срок, однако, не воспользовалась своим правом на обжалование оспариваемого постановления. Заявление в суд об оспаривании муниципального правового акта подала только <данные изъяты>.2015. В данном случае Размыслова В.Н по своему усмотрению осуществила принадлежащие ей права, что не может являться уважительной причиной пропуска процессуального срока.
При этом доказательства уважительных причин пропуска установленного трехмесячного срока заявителем в судебном заседании представлены не были, несмотря на то, что в силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания указанных обстоятельств в данном случае возлагается на заявителя.
Доводы представителя истца о ничтожности оспариваемого постановления, в связи с чем, в рассматриваемом случае подлежат применению общие положения о сроке исковой давности, суд находит основанными на ошибочном толковании норм как материального, так и процессуального права.
При таких обстоятельствах, требования Размысловой В.Н. в части оспаривания решения органа местного самоуправления, подлежат оставлению без удовлетворения по причине пропуска срока на обращение в суд без каких-либо уважительных причин.
При этом в рассматриваемом случае, суд полагает необходимым отметить, что доводы Строганова Ю.А. о нарушении порядка изменения статуса жилого помещения, выразившееся в не направлении оспариваемого решения в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, также не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Так, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42.
Согласно абзацу 3 пункта 14 названных выше Правил решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Таким образом, направление указанного решения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, носит уведомительный характер и не является юридически значимым для целей придания или не придания жилому помещению статуса специализированного.
Само по себе отсутствие в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о спорном жилом помещении как о служебном не свидетельствует о нарушении порядка его перевода. Поскольку, решение о признании спорного жилого помещения служебным было принято в установленном законом порядке, обстоятельство отсутствия спорной квартиры на учете в органах государственной регистрации недвижимости не означает, что спорная квартира не обладает статусом служебной.
Доказательств того обстоятельства, что на момент вынесения оспариваемого решения квартира была занята по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды или имела обременения прав ни истцом, ни его представителем суду не представлено.
С учетом изложенного, поскольку суд не нашел правовых оснований к отмене решения органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в виде квартиры <адрес> в статус служебного, а равно на сегодняшний день данный акт органа местного самоуправления является действующим, оснований для признания спорного жилого помещения не имеющим статуса служебного у суда не имеется.
Рассматривая исковые требования Размысловой В.Н. о возложении обязанности на администрацию сельского поселения «Часово» заключить договор социального найма в отношении спорного жилого помещения, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Приведенные конституционные положения не определяют конкретные формы, условия и порядок предоставления гражданам жилья, а также основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, - решение этих вопросов отнесено к компетенции федерального законодателя, который в рамках своей дискреции вправе устанавливать специальные правила обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Пунктом 1 ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ к жилищному фонду социального использования отнесена совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно правилам ст. 672 Гражданского кодекса Российской Федерации в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения (ст. 60 Жилищного кодекса РФ).
Предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме (ст. 62 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Как указывалось выше жилое помещение, являющееся предметом настоящего рассмотрения, относится к числу служебных жилых помещений.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ специализированный жилищный фонд представляет собой совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения.
Положениями статьи 93 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что договор найма служебного жилого помещения заключен с Размысловой В.Н. на период трудовых отношений.
В силу части 3 статьи 92 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Из этого императивного положения закона следует, что служебные жилые помещения предназначенные для проживания граждан в связи с характером их трудовых (служебных) отношений не могут являться предметом договора социального найма.
Поскольку занимаемое семьей Размысловой В.Н. спорное жилое помещение имеет статус служебного в соответствии со ст. 99 Жилищного кодекса РФ, не переводилось в жилищный фонд социального использования, с истцом не может быть заключен договор социального найма жилого помещения, поскольку пользование служебным помещением по договору социального найма невозможно ввиду его отнесения к специализированному жилищному фонду, а по договору социального найма может использоваться жилое помещение, относящееся к жилищному фонду социального использования.
Учитывая, что занимаемая истцом квартира имеет статус служебной, а также принимая во внимание, что возможность предоставления служебных жилых помещений на основании договора социального найма действующим законодательством не предусмотрена, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения обязанности на ответчика администрацию сельского поселения «Часово» заключить с Размысловой В.Н. договор социального найма.
При этом, относительно доводов представителя истца, по которым последний находил возникшими фактически между сторонами отношения по договору социального найма, суд полагает необходимым отметить, что каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Размысловой В.Н. требований.
Руководствуясь ст.194–199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Размысловой В.Н. к администрации муниципального образования сельского поселения «Часово», администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании постановления от <дата>.2010 № «О переводе жилого помещения в служебное жилое помещение» недействительным, о признании права на жилое помещение на условиях договора социального найма муниципального жилищного фонда, возложении обязанности заключить договор социального найма оставить без удовлетворения.
Решение может обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 5 июля 2015 года.
Судья Д.А. Колесникова