------ |
------ |
------ |
Дело № 2-2836/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 октября 2018 года г.Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Шопиной Е. В., при секретаре судебного заседания Сарбаевой Т. С., с участием помощника прокурора Ленинского района г.Чебоксары Афанасьевой Е. Г., представителя ответчика МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» Исмаилова Р. В., действующего на основании доверенности от дата ----- сроком до дата, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» о возложении обязанности провести паспортизацию автомобильной дороги по адрес в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,
у с т а н о в и л :
Заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» об обязании обеспечить проведение паспортизации автомобильной дороги адрес, протяженностью ------ м с идентификационным номером ----- в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований заместитель прокурора, ссылаясь на статьи 11, 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статью 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьи 6, 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункты 1.1, 1.2 Типовой инструкции по техническом учёту и паспортизации автомобильных дорог общего пользования ВСН 1-83, утверждённой Министерством автомобильных дорог РСФСР 5 февраля 1982 г. (далее – Типовая инструкция), подпункт 4 пункта 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утверждённой приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. № 402, указал, что паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Проведённой прокуратурой проверкой исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории города Чебоксары выявлено отсутствие технического паспорта на автомобильную дорогу адрес, протяженностью ------ м с идентификационным номером -----. Несвоевременное выполнение ответчиком мероприятий по надлежащему содержанию автомобильных дорог нарушает права граждан при эксплуатации дорог, создаёт угрозу жизни и здоровья участников дорожного движения.
Помощник прокурора Ленинского района г.Чебоксары Афанасьева Е. Г., участвуя в судебном заседании, исковые требования поддержала в полном объеме по доводам изложенным в иске и вновь привела их суду.
Представитель ответчика МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» Исмаилов Р. В. исковые требования не признал, указывая на отсутствие у предприятия денежных средств, необходимых для проведения паспортизации. Обязанности ответчика провести паспортизацию при наличии денежных средств не оспаривал.
Третьи лица Администрация г. Чебоксары, Финансовое управление администрации г. Чебоксары, муниципальное образование г. Чебоксары в лице администрации г. Чебоксары, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст.2, 18 и 45 Конституции РФ человек и его права являются высшей ценностью. Права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение закона, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из п. 6 ч. 1 ст. 13, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон № 257-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 08.11.2007 года N 257-ФЗ) к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2009 г. № 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава г. Чебоксары к вопросам местного значения относиться дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Чебоксары, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 41 Устава г. Чебоксары администрация города Чебоксары является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Чувашской Республики.Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, орган местного самоуправления как собственник дорог местного значения обязан нести расходы на проведение оценки технического состояния дорог, ведению технического учета и паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на данные цели. Согласно подпункту 4 пункта 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утверждённой приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.Пунктами 1.1, 1.2 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных 05.02.1982 года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п.1.2 ВСН 1-83). Технический паспорт является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока её службы, и необходимым для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения. Соответствие состояния дороги техническим нормам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, подтверждаемое её техническим паспортом, затрагивает интересы неопределённого круга лиц. Как следует из сведений представленных МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» дорога по ул. Рылеева г. Чебоксары включена в перечень автомобильных дорог г.Чебоксары не прошедших паспортизацию. Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что отсутствие технического паспорта на указанную дорогу влечёт ненадлежащее выполнение ответчиком обязанности по содержанию автодороги и находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения. Технический паспорт дороги определяет фактическое состояние автомобильной дороги, что является необходимым для планирования и проведения мероприятий по организации дорожного движения, включающим не только ремонт и содержание дороги, но и размещение дорожных знаков, определение полосы отвода дороги, планирование строительства новых дорог в целях обеспечения безопасности дорожного движения. По существу технический паспорт дороги является единственным документом технического учёта дорог и дорожных сооружений, определяющим параметры и фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока её службы. Отсутствие паспортизации дороги создает угрозу безопасности дорожного движения и ведёт к нарушению прав граждан, затруднительность составления достоверной проектно-сметной документации на строительство и ремонт дороги. Из материалов дела следует, и не оспаривается в суде, что паспортизация автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах муниципального образования – город Чебоксары, в частности по адрес, не проводилась, технический паспорт на данную дорогу отсутствует. Таким образом, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит законными требования заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары о возложении обязанности принять меры, направленные паспортизацию дороги по адрес. Согласно распоряжению Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом от дата ----- из состава имущественной казны передано в безвозмездное пользование МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» объекты внешнего благоустройства, в том числе участки улично-дорожной сети г.Чебоксары, и спорной улицы, что не оспаривается представителем ответчика, участвующим в судебном заседании. Суд, руководствуясь названым Распоряжением, полагает необходимым возложить на МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» обязать произвести паспортизацию вышеуказанной автомобильной дороги. В силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено. В связи с изложенным, суд устанавливает срок для проведения паспортизации автомобильной дороги в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, полагая данный срок отвечающим критериям разумности и достаточности.На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» о возложении обязанности провести паспортизацию автомобильной дороги по адрес в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу провести паспортизацию автомобильной дороги по адрес, протяженностью ------ м с идентификационным номером -----.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий судья Е.В. Шопина
Решение суда в окончательной форме принято 2 октября 2018 года.