Решение по делу № 33-1908/2016 от 17.10.2016

Судья ФИО2                                                             дело № 33-1908/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    15 ноября 2016 года                                                                                  г. Майкоп

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея

    в составе председательствующего Бзегежевой Н.Ш.,

    судей Соловьевой О.М. и Панеш Ж.К.,

при секретаре Киреевой И.Ю.

        заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Панеш Ж.К. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования «Майкопский район» на решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

Возложить на Администрацию муниципального образования «Майкопский район» обязанность представить ребенку-инвалиду - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на состав семьи два человека благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленных норм и отвечающее предъявляемым законодательством требованиям,

                                                   у с т а н о в и л а:

Прокурор Майкопского района с учетом уточненных требований обратился в суд с иском, в котором просил обязать Администрацию муниципального образования «Майкопский район» предоставить вне очереди ребенку-инвалиду ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на состав семьи 2 человека.

В обоснование заявленных требований указал на то, что распоряжением главы Администрации муниципального образования «Даховское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, как ребенок – инвалид, принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Протоколом врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ установлено заболевание дающее право последнему на первоочередное получение жилья согласно приказу Минздрава СССР от 28 марта 1983 года №330 (с изм. от 1991г.). Диагноз заболевания, имеющегося у несовершеннолетнего ФИО1, входит также в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. Поскольку муниципальным образованием требования жилищного законодательства по предоставлению ФИО1 во внеочередном порядке жилого помещения не исполняются, прокурор просил удовлетворить заявленные требования.

Решением Майкопского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора Майкопского района удовлетворены.

В апелляционной жалобе на указанное решение суда Администрация муниципального образования «Майкопский район» ставит вопрос о его отмене в связи с неправильной оценкой юридически значимых обстоятельств по делу, недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильном применении норм материального права, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Майкопского района просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, заслушав представителя Администрации МО «Майкопский район» по доверенности Белоусова ФИО11., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения помощника прокурора Майкопского района Кутузовой ФИО12 и третьего лица ФИО8, полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по гражданским дела Верховного суда Республики Адыгея приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 – 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Вместе с тем Судебная коллегия находит, что постановленный по настоящему гражданскому делу судебный акт принят с нарушением норм материального права по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, условиями реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Данный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378.

Таким образом, данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется также в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 17). До 01 января 2005 года инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

С 01 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 29.12.2004 № 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 01 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как усматривается из материалов дела, распоряжением главы муниципального образования «Даховское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как относящийся к категории детей-инвалидов и не имеющий собственного жилья. Дата постановки на учет определена с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из протокола заседания врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 страдает симптоматической <данные изъяты> и в соответствии с приказом Минздрава СССР от 28 марта 83 года №330 (с изменениями от 1991 г.), имеет право на первоочередное получение жилья.

Вызванный и допрошенный в судебном заседании суда апелляционной инстанции председатель врачебной комиссии МУ «Центральная районная больница Майкопского района» ФИО6 суду пояснил, что врачебной комиссией ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 не установлены заболевания, перечисленные в перечне Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378.

При этом, доказательств, подтверждающих право ФИО1 состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, истцом в материалы дела представлены не были, как не были представлены сведения о том, признавался ли он в установленном порядке малоимущим.

Также судом не установлен сам факт наличия у ФИО1 заболевания, включенного в перечень заболеваний, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации № 378 от 16 июля 2006 года.

Учитывая изложенное, Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований, поскольку в ходе судебного разбирательства не установлен факт возникновения у ФИО1 соответствующего права, в связи с чем требования прокурора в возложении на Администрацию муниципального образования «Майкопский район» обязанности представить вне очереди Звягинцеву Г.С. жилого помещения по договору социального найма подлежат отклонению.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, Судебная коллегия полагает возможным указать, что данное решение не препятствует заинтересованному лицу защищать свои права иным, предусмотренным законом способом.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия,

определила :

решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Майкопского района о возложении на Администрацию муниципального образования «Майкопский район» обязанности по представлению вне очереди ребенку-инвалиду - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на состав семьи два человека благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, не ниже установленных норм и отвечающее предъявляемым законодательством требованиям, отказать.

Председательствующий                        Н.Ш. Бзегежева

Судьи                                    О.М. Соловьева

Ж.К. Панеш

33-1908/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Майкопского района
Ответчики
Администрация МО "Майкопский район"
Другие
Звягинцева О.В.
Администрация МО "Даховское сельское поселение"
Министерство труда и социального развития РА
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
15.11.2016Судебное заседание
28.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее