УИД № 89RS0013-01-2021-000248-13                                                                               копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 апреля 2021 года                                           г.Губкинский ЯНАО

Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Лапицкой И.В.,

при секретаре судебного заседания Лукманове Р.Г.,

с участием старшего помощника прокурора г.Губкинский Борисовой А.Т., действующей на основании поручения Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора,

            представителя ответчика Чарикова Я.Г., действующего на основании доверенности № 464 от 1 января 2021 года,

           представителя третьего лица ООО «РН-Пурнефтегаз» Воложанинова А.Д., действующего на основании доверенности № 688 от 26 октября 2020 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-245/2021 по исковому заявлению Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Харампурнефтегаз» о возложении обязанности провести рекультивацию нарушенного лесного участка,

УСТАНОВИЛ:

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к ООО «Харампурнефтегаз» о возложении обязанности в срок до 1 сентября 2021 года провести рекультивацию нарушенного лесного участка на землях лесного фонда, общей площадью 0,0177 га, расположенного в квартале 330 в выделе 3 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества. В обоснование исковых требований указано, что ответчик разрабатывает и эксплуатирует Харампурский лицензионный участок недр по лицензии на право пользования недрами СЛХ № 16849 НЭ, в ходе проведенной 11 августа 2020 года прокурорской проверки слева от дороги, ведущей на куст 18 Харампурского месторождения, обнаружен вышеуказанный земельный участок, загрязненный нефтесодержащей жидкостью. Загрязненная территория частично находится на участках, предоставленных ответчику в аренду по договору № 197/Л-12 от 18 июля 2012 года (соглашение о передаче прав и обязанностей от 12 мая 2019 года). Работы по рекультивации нарушенного лесного участка ответчиком с соблюдением установленных законодательством требований не проведены.

В судебном заседании прокурор Борисова А.Т., действующая по поручению Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и письменных возражениях на отзыв ответчика (л.д. 112-113), настаивала на их удовлетворении, пояснила, что в акте осмотра допущена описка в указании даты его составления: указано 11 августа 2019 года, верная дата 11 августа 2020 года.

Представитель ответчика Чариков Я.Г., действующий на основании доверенности (л.д. 46-47), в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск (л.д. 49-53).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, ООО «РН-Пурнефтегаз» Воложанинов А.Д., действующий на основании доверенности (л.д. 122-123), в судебном заседании своего отношения к иску не выразил, указал, что с 1 января 2020 года ООО «РН-Пурнефтегаз» не оказывает операторские услуги для ответчика, производственную хозяйственную деятельность на территории Харампурского месторождения не осуществляет, какой-либо информацией по факту выявленного нарушения не располагает, на момент передачи земельного участка ответчику он загрязнен не был.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела(л.д. 119), в судебное заседание не явился, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении данного дела без участия представителя третьего лица (л.д. 1109-110), в связи с чем суд на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть данное дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Согласно экологической доктрине Российской Федерации, сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ).

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон об охране окружающей среды).

Статьей 34 Закона об охране окружающей среды установлено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, при которой проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Согласно п. 2 ст. 46 Закона об охране окружающей среды, при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

Как установлено судом, ООО «Харампурнефтегаз» на основании лицензии на право пользования недрами СЛХ № 16849 НЭ разрабатывает и эксплуатирует Харампурский лицензионный участок недр, расположенный в Пуровском и Красноселькупском районах ЯНАО(л.д. 24).

Судом установлено, что основании договора аренды лесного участка, в составе земель лесного фонда № 197/Л-12 от 18 июля 2012 года и соглашения о передаче прав и обязанностей по договору от 12 мая 2020 года ООО «Харампурнефтегаз» приняты во временное пользование лесные участки, в том числе в квартале 330 в выделе 3 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества (л.д. 54-96).

Пунктом 2 вышеуказанного соглашения предусматривают, что к ООО «Харампурнефтегаз» переходят все права и обязанности арендатора по договору в объеме, существующем на дату подписания соглашения.

В ходе проверки соблюдении ООО «Харампурнефтегаз» природоохранного законодательства Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой 11 августа 2020 года установлен факт нарушения лесного участка в районе кустовой площадки 18 в квартале 330 в выделе 3 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества.

Согласно акту осмотра территории от 11 августа 2020 года, составленному и подписанному помощником Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора с участием специалиста отдела Таркосалинского лесничества и представителей ответчика, проведен осмотр лесных участков, в ходе которого слева от дороги, ведущей на куст 18 Харампурского месторождения, обнаружен земельный участок с привязкой к точке географическими координатами с.ш. 63?50"46.0"", в.д. 079?42"21.4"",на котором наблюдаются следы вещества темного цвета с характерным запахом нефтепродуктов, маслянистостью, образованием радужной пленкой при попадании в воду. В ходе осмотра с территории нарушенного участка отобраны пробы почв (грунта), а также с близлежащего участка незагрязненной местности отобрана фоновая проба, проводилась фотосъемка участка на фотоаппарат CanonPC 2275, координаты участка определялись GPS-навигатором garmin GPSMAP 62s и отражены в приложенной к акту Схеме лесного участка (л.д. 11-17).

Из результатов проведения комплексного химического анализа в пробах почвы, отобранных на земельном участке, следует многократность превышения концентрации нефтепродуктов в почве загрязненного участка по сравнению с концентрацией в почве на землях, расположенных вблизи: протокол КХА № 67 от 7 сентября 2020 года (л.д. 25-27).

Из пояснений представителя ответчика следует, что линейные объекты и трубопроводы, эксплуатируемые ответчиком, в указанной местности отсутствуют, аварий и разливов не зафиксировано, причиной выявленного загрязнения могли стать результаты несанкционированного сброса нефтесодержащей жидкости.

Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ).

В силу п. 1 ст. 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Пунктом 2 ст. 78 данного Закона установлено, что на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

В соответствии с п. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Согласно п. 2 ст. 60.14 Лесного кодекса РФ, подвергшиеся нефтяному загрязнению земли, на которых расположены леса, подлежат рекультивации.

Порядок проведения рекультивации и консервации земель установлен Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800 (далее – Правила).

Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами (п. 6 Правил).

Согласно пунктам 3 и 8 Правил, рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков.

При этом подп. «и» п. 15 Правил устанавливает необходимость согласования проекта рекультивации земель, до их утверждения с органом власти, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, деятельность которых привела к деградации земель, включая правообладателей.

Согласно п.п. 30, 31 Правил, завершение работ по рекультивации земель, подтверждается актом о рекультивации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации.

Акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей установленным требованиям. Копия акта с уведомлением о завершении работ по рекультивации земель направляется лицам, с которыми проект рекультивации земель подлежит согласованию, а также в уполномоченный орган исполнительной власти.

В соответствии с п.п. «б» п. 4 Правил в случае, если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством).

Статья 12 ГПК РФ предусматривает, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В связи с чем, положения статей 56, 57 того же Кодекса возлагают на каждую сторону обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Доводы представителя ответчика о несогласии с площадью загрязнения, не могут быть приняты судом во внимание, при том, что, во-первых, осмотр загрязненного участка проводился с участием представителей ответчика, акт осмотра был подписан ими без замечаний, во-вторых, в нарушение правил, предусмотренных ст. 56 ГПК РФ, ответчик не доказал, что площадь участка определена прокурором неверно.

Оспаривая факт загрязнения участка, представитель ответчика устраняется от соблюдения принципа состязательности, не представляя данных об отсутствии такового, сведя свою позицию лишь к критике доказательственной базы истца.

В ответе на данное представление от 6 ноября 2020 года ответчик не оспаривал факт загрязнения земельного участка и его площадь, указав, что в июле 2020 года было проведено обследование загрязненных земель, в бесснежный период 2021 года запланированы работы по рекультивации загрязненных участков (л.д. 32-35).

Из договора № 01/2018-4 на оказание операторских услуг от 14 августа 2018 года, заключенного между ООО «Харампурнефтегаз» (владельца лицензии) и ООО «РН-Пурнефтегаз» (оператор) следует, что оператор оказывал ответчику услуги по разработке и эксплуатации Фестивального и Харампурского лицензионных участков недр в период 14 августа 2018 года по 31 декабря 2019 года (л.д. 130-148).

Из пояснений представителя ответчика следует, что с 1 января 2020 года ответчик своими силами осуществлял работы по разработке и эксплуатации данных лицензионных участков, в том числе и земельного участка, на котором обнаружено загрязнение.

Доводы представителя ответчика о том, что ответчик должен провести рекультивацию только после окончания срока действия договора аренды и завершения срока пользования арендатором лесными участками, т.е. не ранее 2038 года, суд считает необоснованными.

Подпунктом «з-1» п. 12 к договору аренды № 197/Л-12 установлена обязанность арендатора обеспечить проведение рекультивации нарушенных земель до истечения срока действия договора.

Поскольку у ответчика отсутствуют сведения о лицах, деятельность которых привела к загрязнению вышеуказанного земельного участка, суд считает, что на ответчика, как на землепользователя и арендатора земельного участка, в соответствии с п.п. «б» п. 4 Правил подлежит возложению обязанность провести рекультивацию данного участка в соответствии с порядком, установленным Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800, на территории деятельности ООО «Харампурнефтегаз» в ЯНАО в срок до 30 ноября 2021 года, полагая данный срок достаточным при добросовестном отношении ответчика к обязанности по проведению технического и биологического этапов рекультивации.

В случае установления в согласованном проекте рекультивации более длительного срока, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в указанной части.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина за рассмотрение дел судами общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда РФ) подлежит зачислению в бюджет муниципальных районов.

Учитывая, что Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска, с ответчика в доход бюджета МО г.Губкинский подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей за неимущественные требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Харампурнефтегаз» провести в срок до 30 ноября 2021 года рекультивацию нарушенного лесного участка на землях лесного фонда, общей площадью 0,0177 га, расположенного в квартале 330 в выделе 3 Муравленковского участкового лесничества Ноябрьского лесничества в порядке, установленном Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Харампурнефтегаз» в доход бюджета МО города Губкинский государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Губкинский районный суд в течение месяца со дня, следующего за днем его изготовления в полном объеме.

Председательствующий (подпись)                        И.В. Лапицкая

Копия верна

Судья                                                                                                И.В. Лапицкая

Секретарь судебного заседания                                                        Р.Г. Лукманов

Решение в полном объеме изготовлено 23 апреля 2021 года.

2-245/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Ямало - Ненецкий природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "Харампурнефтегаз"
Другие
ООО "РН-Пурнефтегаз"
Департамент Природно - ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО
Суд
Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Лапицкая Ирина Викторовна
Дело на сайте суда
gubkinskiy.ynao.sudrf.ru
11.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.02.2021Передача материалов судье
15.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.03.2021Судебное заседание
05.04.2021Судебное заседание
16.04.2021Судебное заседание
16.04.2021Судебное заседание
23.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее