Решение по делу № 12-227/2024 от 07.06.2024

Дело № 12-227/2024

Р Е Ш Е Н И Е

09 июля 2024 года                                                      г.Пермь Пермского края

Судья Дзержинского районного суда г.Перми Зайцева А.А.,

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка Дзержинского судебного района Адрес, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Дзержинского судебного района г.Перми от 25 апреля 2024 года , которым индивидуальный предприниматель ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка Дзержинского судебного района г.Перми, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Дзержинского судебного района г.Перми от 25.04.2024 ИП ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, ИП ФИО1 обратилась в суд с жалобой на данное постановление, просит его отменить. В качестве оснований для отмены указанного постановления приводит доводы о том, что 13.12.20023 в 20:14 часов в отношении ИП ФИО1 должностным лицом проведена контрольная закупка алкогольной продукции, по результатам которой в отношении ФИО1 составлено четыре протокола по делу об административном правонарушении по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ. Вместе с тем, материалы дела об административном правонарушении, возбужденном в отношении ИП ФИО1, не содержат сведений о проведении Министерством промышленности и предпринимательства Пермского края мероприятий в соответствии с требованиями Федерального закона от Дата № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Положением о региональном государственном контроле. В нарушение норм Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Закона об оперативно-розыскной деятельности и закона о полиции Дата УУП ОУУП и ПДН ОП майор полиции ФИО3 осуществил проверку бара «ХмельСолод» по адресу: Адрес). Данные действия осуществлены должностным лицом вне рамок осуществления государственного контроля (надзора), не являются оперативно-розыскным мероприятием, не являются выявлением административного правонарушения. Таким образом, дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 возбуждено незаконно, а протоколы в отношении нее составлены преждевременно и с существенным нарушением требований ст.28.1 КоАП РФ. Контрольная закупка алкогольной продукции была проведена без законных оснований.

Суд первой инстанции при вынесении постановления в полной мере не исследовал вопрос о законности проведенных в отношении ИП ФИО1 контрольно-надзорных мероприятий Дата сотрудниками полиции. В соответствии со статьей 23.1. Федерального закона соблюдение обязательных требований, установленных статьей 16 указанного закона, является предметом регионального государственного (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Такой контроль должен осуществляться в соответствии с Федеральным законом от Дата № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и на основании Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3 и 4 статьи 23.1 Федерального закона ). В Адрес региональный государственный контроль осуществляется в соответствии с Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным Постановлением Адрес от Дата -п. В соответствии с п. 1.3. указанного Положения органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля, является Министерство промышленности и торговли Адрес. Также судом оставлен без внимания тот факт, что порядок проведения контрольных мероприятий по соблюдению запретов, установленных статьей 16 Федерального закона , который определен Положением о региональном государственном контроле, при проведении контрольных мероприятий в отношении ИП ФИО1 Дата соблюден не был. Материалы дела не содержат сведений о том, что контрольное (надзорное) мероприятие внесено в единый реестр контрольных надзорных мероприятий.

Должностным лицом не представлены доказательства, опровергающие характер деятельности предприятия общественного питания – бара «ХмельСолод» по адресу: Адрес). В качестве основания составления протокола в отношении ФИО1 должностное лицо сослалось на положения "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" и пришло к выводу, что бар «ХмельСолод», расположенный по указанному адресу, не является предприятием общественного питания. Вместе с тем, ГОСТ 31985-2013 не содержит указания на то, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию алкогольной продукции в барах, обязаны оформлять и оснащать бары исключительно в соответствии с критериями, указанными в приведенном ГОСТе. Кроме того, действующее законодательство не наделяет должностных лиц полиции полномочиями по проведению оценки характера деятельности предприятий на предмет их соответствия требованиям ГОСТ 31985-2013. Ссылки на нормативно-правовые акты, наделяющие должностных лиц полиции такими полномочиями, протокол не содержит.

На стадии составления протоколов по делу об административном правонарушении должностное лицо направило в адрес ФИО1 уведомление о составлении 1 протокола, а фактически должностным лицом составлено 4 протокола об административном правонарушении, в связи с чем, о дате и времени составления 3 из 4 протоколов ФИО1 не была извещена надлежащим образом.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности ИП ФИО1, ее защитник в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В судебное заседание представитель административного органа не явился, извещен надлежащим образом.

Изучив доводы жалобы, исследовав представленные письменные доказательства, судья считает постановление по делу об административном правонарушении законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Согласно ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Согласно пп.12 п.2 ст.16 Федерального закона №171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются: без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без указания в документах, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сведений о сертификатах соответствия или декларациях о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, без соблюдения требований к розничной продаже винодельческой продукции, установленных законодательством о виноградарстве и виноделии

Согласно п.4 ст.16 Федерального закона №171-ФЗ от 22.11.1995 розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), сезонных залах (зонах) обслуживания посетителей, вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее - водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.

Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты, места нахождения которых указаны в лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также в сезонных залах (зонах) обслуживания посетителей, расположенных на территории, прилегающей к указанным объектам общественного питания, или примыкающих к ним либо к зданию (помещению), в котором расположены такие объекты.

Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).

Осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в условиях выездного обслуживания (далее в настоящем пункте - выездное обслуживание) допускается только при условии соответствия места, в котором осуществляется выездное обслуживание, требованиям пункта 7 настоящей статьи. Осуществление выездного обслуживания (за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на воздушных судах, водных судах и железнодорожном транспорте, а также в жилых помещениях жилищного фонда) организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, допускается только при условии представления такой организацией в лицензирующий орган уведомления о заказчике, дате, времени и месте осуществления выездного обслуживания в форме электронного документа. Форма и правила представления уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на случаи продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания через мини-бары, находящиеся в гостиничном номере.

Согласно п.5 ст.16 Федерального закона №171-ФЗ от 22.11.1995 в объектах общественного питания, в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), на водных судах и воздушных судах не допускается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением: розничной продажи алкогольной продукции, связанной с оказанием услуг общественного питания.

Согласно ч.1 ст.26 Федерального закона №171-ФЗ от 22.11.1995 в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются: розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона; нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 13.12.2023 в 20 часов 14 минут в магазине «Хмель&Солод», расположенном по адресу: Адрес, принадлежащем ИП ФИО1, осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции – пива «Чепецкое премиум», алкоголь 4,0%, производство Россия по цене 95,90 рублей за 1 бутылку объемом 0,33л в количестве двух штук, без вскрытия потребительской тары (упаковки) лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом) в торговом объекте при оказании услуг общественного питания; без документов, содержащих сведения о сертификатах соответствия или декларациях о соответствии; не связанной с оказанием услуг общественного питания; без оборудования зала обслуживания посетителей в торговом объекте при оказании услуг общественного питания, чем нарушены требования пп.12 п.2, п.4, п.5 ст.16 Федерального закона №171-ФЗ от Дата «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Приведенные обстоятельства подтверждены имеющимися в деле доказательствами: протоколами об административных правонарушениях от Дата , , , ; рапортом УУП ОУУП и ПДН ОП ФИО3 от Дата; рапортом ОАН ОУУП и ПДН ОП ФИО4 от Дата; обращением ФИО5 в Управление Роспотребнадзора; объяснением ФИО6 от Дата; объяснением ФИО7 от Дата; справкой ПАО Сбербанк; протоколом осмотра помещения, территории и находящихся там вещей и документов от Дата; выпиской из ЕГРИП; фотоматериалами, видеоматериалами.

Определением мирового судьи от Дата протоколы об административных правонарушениях от Дата , , , объединены в одно производство.

Вопреки доводам жалобы, в соответствии со ст.12 Федерального закона от Дата N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагаются следующие обязанности: принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению.

Согласно ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" Полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей вправе в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, производить осмотр места происшествия, местности, помещений, транспортных средств, предметов, документов и иных объектов в целях фиксации обстоятельств, имеющих значение для принятия решения по заявлению и сообщению о происшествии, а также составлять по результатам указанного осмотра акт осмотра.

Согласно пп.1.4.3 п.1 Приложения № 1 к приказу МВД России от 30.08.2017 N 685 протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.26, частью 1 статьи 20.25, перечисленных в части 1 статьи 23.3 и пунктах 1 и 79 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом осуществляемых полномочий вправе составлять следующие должностные лица: должностные лица подразделений участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних.

Доводы о проведении проверки сотрудником полиции с нарушением требований, предусмотренных при контрольно-надзорных мероприятиях, судья находит несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм права.

Действия сотрудников полиции по выявлению признаков административного правонарушения и составления протокола об административном правонарушении основаны на положениях Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» и Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Довод заявителя о том, что помещение является объектом общественного питания, а не магазином несостоятелен в силу следующего.

Согласно п.п.16, 27 "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" зал предприятия общественного питания (зал обслуживания) – это специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него. Бар это предприятие питания, оборудованное барной стойкой и реализующее, в зависимости от специализации, алкогольные и/или безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, блюда, холодные и горячие закуски в ограниченном ассортименте, покупные товары, в т.ч. табачные изделия.

Согласно 5.14 "ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" предприятия (объекты) общественного питания оснащаются мебелью (столами, стульями, креслами, барными и буфетными стойками), столовой посудой и приборами, столовым бельем, предметами декора, соответствующими интерьеру помещений и тематической направленности предприятия. Предприятия (объекты) питания должны иметь меню различного дизайна на государственном языке и винную карту (и/или чайную, кофейную, десертную карты), по оформлению соответствующие специализации. Меню оформляется типографским или компьютерным способом. Допускается использование альтернативных форматов меню (грифельных досок, стендов, световых табло, сенсорных мониторов и дисплеев и др.). В буфетах, кафетериях, магазинах кулинарии оформляют прейскуранты и ценники на реализуемые продукты питания.

Как усматривается из материалов дела, в том числе имеющейся в материалах дела видеозаписью, помещение магазина «Хмель&Солод», расположенного по адресу: Адрес) не отвечает установленным Общим требования к предприятиям (объектам) общественного питания.

Материалами дела подтверждается, что помещение, где была осуществлена продажа алкогольной продукции, фактически является торговым объектом - магазином. В данном помещении не организовано общественное питание, что однозначно следует из материалов дела. Факт уведомления Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю о начале деятельности объекта как бара в данном случае правового значения не имеет, и не свидетельствует об отсутствии в действиях ИП состава вмененного правонарушения.

Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей. В данном случае алкогольная продукция фактически была реализована в магазине.

Кроме того, розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции, потребительской тары, а в данном случае алкогольная продукция была реализована на вынос в закрытой таре, без ее вскрытия, что свидетельствует о нарушении требований ФЗ №171-ФЗ.

Довод жалобы о том, что индивидуальный предприниматель не обязан соблюдать требования ГОСТ 31985-2013 и оснащать бар исключительно в соответствии с критериями, указанными в нем, судом отклоняется.

По смыслу положений статей 11, 25 Федерального закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" оборот алкогольной продукции, в том числе его реализация, должны соответствовать требованиям государственных стандартов.

Доводы жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, однако, оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судьи не имеется, так как выводы мирового судьи полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных мировым судьей обстоятельств, правовым основанием к отмене постановления не является.

Довод об извещении ФИО1 только о составлении одного из четырех протоколов об административном правонарушении судом отклоняется в силу следующего.

Из содержания положений статьи 28.2 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Как следует из материалов дела ИП ФИО1 по адресу регистрации Адрес129 направлено извещение о составлении Дата протокола об административном правонарушении по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, которое согласно отчету об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором 61406891012534 ФИО1 получено не было, возвращено отправителю за истечением срока хранения.

Копии протоколов от Дата об административном правонарушении по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ на 4 листах Дата направлены ИП ФИО1 по адресу регистрации Адрес129, которое согласно отчету об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором 61406893001703 ФИО1 получены не были, возвращено отправителю за истечением срока хранения.

Учитывая, что по результатам проверки были составлены протоколы об административном правонарушении в отношении одного лица в один день, прихожу к выводу о том, что предпринятые административным органом меры по извещению являются достаточными и обеспечивающими реальную возможность привлекаемому к ответственности лицу представлять свои интересы при совершении соответствующих процессуальных действий.

Направление одного извещения о необходимости явки для составления нескольких протоколов об административном правонарушении не противоречит требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Иные доводы, которые бы содержали новые правовые аргументы, которые не являлись бы предметом рассмотрения мировым судьей и ставили бы под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта жалоба не содержит.

Таким образом, выводы мирового судьи о наличии действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, основаны на совокупности имеющихся в деле доказательств, получившими оценку в соответствии со ст.ст.26.2, 26.11 КоАП РФ.

При указанных фактических и правовых обстоятельствах обоснованность привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности сомнений не вызывает.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального закона в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не допущено.

Наказание назначено с соблюдением требований ст.ст.3.1, 4.1-4.4 КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, отсутствия смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, без конфискации изъятой продукции.

В связи с изложенным, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления мирового судьи не имеется.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,

            РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка Дзержинского судебного района г.Перми, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Дзержинского судебного района Адрес от Дата , которым индивидуальный предприниматель ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.

Решение вступает в силу с момента принятия.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном ст.ст.30.12-30.14 КоАП РФ.

...

.... Судья                                                      А.А.Зайцева

12-227/2024

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Судник Анна Олеговна
Другие
Решетников Олег Александрович
Березин Виталий Олегович
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Зайцева А.А.
Дело на странице суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
07.06.2024Материалы переданы в производство судье
09.07.2024Судебное заседание
09.07.2024Вступило в законную силу
18.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее