Дело № 2-35/2022
УИД № 24RS0054-01-2021-000529-21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Копьёво 14 апреля 2022 года
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия
в составе судьи Южаковой М.Н.,
при секретаре судебного заседания Горбацевич Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия к администрации ... поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия и администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия об обязанности ликвидировать место несанкционированного размещения отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия обратилось в суд с иском к администрации ... поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия и администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия с требованием ликвидировать место несанкционированного размещения отходов.
Требования, с учетом их уточнений, мотивированны тем, что в ../../.. года при проведении плановой выездной проверки в отношении администрации Муниципального образования ... поссовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия было выявлено место несанкционированного размещения отходов, расположенное в Орджоникидзевском районе, в районе ..., в кадастровом квартале №.., географические координаты места нахождения: <данные изъяты>. Примерная площадь несанкционированной свалки составляет более 15 га, примерный объем свалки более 1000 куб.м., что подтверждается актом проверки №..-ВП от ../../... Согласно сведениям публичной кадастровой карты, а также справки Главы ... поссовета от ../../.. №.., земельный участок с координатами места нахождения: <данные изъяты> (права на данный земельный участок не зарегистрированы), расположенный в кадастровом квартале №.., располагается на территории МО ... поссовет Орджоникидзевского района.
В соответствии с Уставом МО ... поссовет Орджоникидзевского района Республики Хакасия, к вопросам местного значения поселения относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; организация благоустройства и озеленения территории поселения; организация и осуществление муниципального контроля.
Минприроды Хакасии в ходе проведения в августе 2020 года плановой выездной проверки было установлено, что администрацией ... поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия нарушены требования ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах "организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 18 «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, а именно в нарушение приведенного выше законодательства образовали место несанкционированного размещения отходов, допустив при этом загрязнение, истощение, деградацию, порчу земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, не обеспечили ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной в Орджоникидзевском районе, в районе п. ..., в кадастровом квартале №.., координаты места нахождения: <данные изъяты>, с вывозом отходов производства и потребления на объект размещения отходов (полигон ТБО), внесенный в ГРОРО.
По результатам проведенной плановой выездной проверки ../../.. года Администрации ... поссовета было выдано предписание №..-П от ../../.. по устранению природоохранного законодательства, в том числе ликвидировать в срок до ../../.. место несанкционированного размещения отходов, расположенное в Орджоникидзевском районе, в районе ..., в кадастровом квартале №.., координаты места нахождения: <данные изъяты>, с вывозом отходов производства и потребления на объект размещения отходов (полигон ТБО), внесенный в ГРОРО.
В период с ../../.. по ../../.. была проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации ... поссовета Орджоникидзевского района в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания №..-П от ../../.. об устранении выявленных нарушений.
В ходе визуального осмотра ../../.. территории МО ... поссовет при проведении внеплановой проверки было установлено, что место несанкционированного размещения отходов, расположенное в Орджоникидзевском районе, в районе п. ..., в кадастровом квартале №.., координаты места нахождения: <данные изъяты>, не ликвидировано, отходы производства и потребления с несанкционированного места не вывезены на объект размещения отходов (полигон ТБО), внесенный в ГРОРО. В соответствии с письмом администрации ... поссовета (исх. от ../../.. №..), предписание №..-П от ../../.. не исполнено по причине отсутствия денежных средств.
Несанкционированная свалка причиняет вред окружающей среде, объектам животного и растительного мира, здоровью граждан, вызывают загрязнение почвы, грунтовых вод.
Просил обязать администрацию ... поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия и администрацию Орджоникидзевского района Республики Хакасия ликвидировать несанкционированное место размещения отходов производства и потребления, расположенное по адресу: ..., в районе ..., в кадастровом квартале №.., географические координаты места нахождения: <данные изъяты>, в течении тридцати дней со дня вступления решения в законную силу, способами безопасными для окружающей среды, а именно, с вывозом отходов на объект размещения отходов (полигон ТБО), внесенный в ГРОРО с проведением мероприятий по рекультивации земель.
В судебном заседании представитель истца Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований по основаниям указанным в иске.
Представитель администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями, заявленными к администрации Орджоникидзевского района, она не согласна, поскольку ликвидация несанкционированной свалки, расположенной на территории ... поссовета, входит в обязанности непосредственно администрации ... поссовета Орджоникидзевского района. В ../../.. году администрацией Орджоникидзевского района было выделено ... рублей ... поссовету на ликвидацию несанкционированных свалок.
Представитель ответчика - администрации ... поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом и в срок, возражений по заявленным требованиям не предоставлено.
Представитель Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел гражданское дело в отсутствие представителя ответчиков.
Исследовав приобщенные к делу документы, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ), граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Запрещается размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека..
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу положений ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды, должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отхода: производства и потребления» территории муниципальных образований подлежа регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно п. 1 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Несанкционированная свалка причиняет вред окружающей среде, объектам животного и растительного мира, здоровью граждан, вызывает загрязнение почвы, грунтовых вод.
Ответственность за несанкционированные свалки возлагается на лиц, на чьей территории находятся отходы.
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статья 12 ЗК РФ гласит, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с ч. 3 ст. 13 ЗК РФ мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст (далее - ГОСТ 30772- 2001), являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с требованиями пункта 7.8 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», введенных в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст собственником отходов является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные на территории которых эти отходы находятся.Как следует из содержания ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В соответствии с положениями ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.
Как следует из материалов дела, Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия ../../.. года была проведена плановая выездная проверка в отношении администрации ... поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия.
Из Акта проверки №..-П от ../../.. следует, что администрацией ... поссовета нарушены требования ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 18 «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, а именно в нарушение приведенного выше законодательства образовали место несанкционированного размещения отходов, допустив при этом загрязнение, истощение, деградацию, порчу земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, не обеспечили ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной в Орджоникидзевском районе, в районе п. ..., в кадастровом квартале №.. координаты места нахождения: <данные изъяты>, с вывозом отходов производства и потребления на объект размещения отходов (полигон ТБО), внесенный в ГРОРО.
Согласно данному Акту, при проведении проверки присутствовал глава ... поссовета Орджоникидзевского района РХ ФИО2, который перед началом проверки был ознакомлен с приказом о ее проведении, а также был ознакомлен ../../.. с Актом проверки и получил его копию.
По результатам данной проверки ../../.. Минприроды Хакасия выдало Администрации ... поссовета предписание №..-П по устранению природоохранного законодательства, в том числе ликвидировать в срок до ../../.. место несанкционированного размещения отходов, расположенное в Орджоникидзевском районе, в районе ..., в кадастровом квартале №.., координаты места нахождения: <данные изъяты>, с вывозом отходов производства и потребления на объект размещения отходов (полигон ТБО), внесенный в ГРОРО.
Согласно информации, направленной администрацией ... поссовета по исполнению предписания в Минприроды Хакасии, предписания №..-П от ../../.. не исполнено, по причине отсутствия денежных средств место несанкционированного размещения отходов, расположенное в районе ..., в кадастровом квартале №.., координаты места нахождения: <данные изъяты>, не ликвидировано. При этом, ограничен доступ на данную территорию (установлены преграждающие блоки), размещены информационные щиты о запрете свалки, подана заявка на предоставление субсидии по ликвидации свалки из республиканского бюджета.
Из справки, выданной главой ... поссовета ФИО2, следует, что на территории мо ... поссовет 33 кадастровых квартала, в том числе, №.., что подтверждено выписками из ЕГРН.
В период с ../../.. по ../../.. Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия в соответствии с п. 2.6 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на основании приказа Минприроды Хакасии №..-ВП от ../../.., проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации ... поссовета Орджоникидзевского района в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания №..-П от ../../.. об устранении выявленных нарушений.
Согласно данному Акту, при проведении проверки присутствовал глава ... поссовета Орджоникидзевского района РХ ФИО2, который перед началом проверки был ознакомлен с приказом о ее проведении, а также был ознакомлен ../../.. с Актом проверки и получил его копию.
В ходе проверки была визуально осмотрена территория муниципального образования ... поссовет и установлено, что место несанкционированного размещения отходов, расположенное в Орджоникидзевском районе, в районе п. ..., в кадастровом квартале №.., координаты места нахождения: <данные изъяты>, не ликвидировано, отходы производства и потребления с несанкционированного места не вывезены на объект размещения отходов (полигон ТБО), внесенный в ГРОРО. Во исполнение предписания на двух проселочных дорогах, ведущих к несанкционированной свалке, установлены преграждающие проезд бетонные блоки, а также размещены информационные щиты с надписью «Свалка мусора запрещена! Штраф 3000 руб.».
Таким образом, установлено, что место несанкционированного размещения отходов располагается на территории муниципального образования ... поссовет Орджоникидзевского района.
В соответствии с Уставом ... поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия, к вопросам местного значения поселения относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; организация благоустройства и озеленения территории поселения; организация и осуществление муниципального контроля.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные, в том числе п. 1 п.п. 19 ст. 14 настоящего закона, а именно утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
В соответствии с п. 4.12 Правил благоустройства, на территории муниципального образования ... поссовет, утвержденных Решением Совета депутатов ... поссовета №.. от ../../.. (далее - Правила благоустройства) ликвидация несанкционированных свалок на территории муниципального образования ... поссовет возлагается на администрацию ... поссовета.
В соответствии с п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части Г настоящей статьи), таких как п. 19 ч. 1 ст. 14 - утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Также в соответствии с п. 10 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 № 84-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия» - за сельскими поселениями закреплены следующие вопросы местного значения - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации установлен постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель». В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 лица, деятельность которых привела к деградации земель, обеспечивают разработку проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель.
Ликвидацию несанкционированных свалок необходимо осуществлять в соответствии с требованиями, установленными ст. 9, п. 7 ст. 12 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», и последующим размещением отходов на объектах, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, а несанкционированные свалки причиняют вред окружающей среде, объектам животного и растительного мира, здоровью граждан, вызывают загрязнение почвы, грунтовых вод.
Таким образом, администрация ... поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия в нарушение приведенного выше законодательства допустила загрязнение, истощение, деградацию, порчу земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, не обеспечили ликвидацию несанкционированных свалок.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценив в порядке, предусмотренном ч.1-3 ст.67 ГПК РФ, представленные сторонами доказательства, суд находит, что заявленные истцом требования к администрации ... поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия подлежат удовлетворению.
Ответчиком – администрацией ... поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия доказательств, опровергающих доводы истца, не предоставлено.
С учетом всех обстоятельств дела, суд считает возможным предоставить срок для устранения ответчиком выявленных нарушений, до ../../...
При этом, заявленные истцом требования к администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия удовлетворению не подлежат, поскольку, исходя из предоставленных доказательств и вышеперечисленных норм действующего законодательства, на администрацию Орджоникидзевского района Республики Хакасия не возложена обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, другие требования в отношении администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия истцом не заявлялись.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 196-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия удовлетворить частично.
Обязать администрацию ... поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия в срок до ../../.. ликвидировать несанкционированное место размещения отходов производства и потребления, расположенное по адресу: ..., в кадастровом квартале №.., географические координаты места нахождения : <данные изъяты>, способами безопасными для окружающей среды, а именно, с вывозом отходов на объект размещения отходов (полигон ТБО), внесенный в ГРОРО с проведением мероприятий по рекультивации земель.
В удовлетворении исковых требований к администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия об обязанности ликвидировать место несанкционированного размещения отходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 21 апреля 2022 года.
Судья М.Н. Южакова