Решение по делу № 33а-11341/2021 от 26.08.2021

Судья Аветян Г.Н.          Дело № 33а-11341/2021

УИД 24RS0007-01-2020-000931-85

3.192

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 сентября 2021 года г.Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Мирончика И.С.,

судей Корниенко А.Н., Сидоренко Е.А.,

при ведении протокола помощником судьи Пинчук Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренко Е.А. дело по административному иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 8 по Красноярскому краю к Лавриненко Викторову Михайловичу о взыскании задолженности по пени по налогу на имущество, земельному налогу и транспортному налогу

по апелляционной жалобе представителя Межрайонной ИФНС России № 8 по Красноярскому краю Кишко Е.В.

на решение Богучанского районного суда Красноярского края от 09 июня 2021 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 8 по Красноярскому краю к Лавриненко Викторову Михайловичу о взыскании задолженности по пени по налогу на имущество, земельному налогу и транспортному налогу – отказать в полном объеме».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России № 8 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным иском к Лавриненко В.М. о взыскании задолженности по пени по налогу на имущество, земельному налогу и транспортному налогу.

Требования мотивированы тем, что Лавриненко В.М. является налогоплательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога. В адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления об уплате налогов, в связи с неуплатой которых в установленный срок ответчику были направлены требования об уплате налогов, сбора, пени. Задолженность по требованиям не погашена.

С учетом уточнения заявленных требований административный истец просил взыскать с Лавриненко В.М. пени за неуплату налога на имущество физических лиц за период с <дата> по <дата> в размере 980,55 руб.;

пени за неуплату транспортного налога за период с <дата> по <дата> в размере 10 582,58 руб., за период с <дата> по <дата> в размере 70 570,66 руб.;

пени за неуплату земельного налога за период с <дата> по <дата> в размере 1 535,18 руб., всего на общую сумму 83 668,97 руб.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Межрайонной ИФНС России № 8 по Красноярскому краю Кишко Е.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что общая сумма пени по налогам в размере 83 668,97 руб. подлежит взысканию, поскольку сумма основного долга по имущественным налогам обеспечена мерами взыскания, не подлежит признанию безнадежной к взысканию и к списанию в порядке Федерального закона от <дата> № 436-ФЗ. Считает, что вывод суда об отсутствии оснований для взыскания пени без заявленного основного требования основан на неверном толковании норм права и неполном исследовании обстоятельств по делу.

В возражениях на апелляционную жалобу Лавриненко В.М. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Межрайонная ИФНС России № 8 по Красноярскому краю, Лавриненко В.М., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, извещались надлежащим образом, о причинах своего отсутствия не уведомили. В силу положений ст.150 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, решение суда по правилам ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как следует из материалов дела, Лавриненко В.М. является плательщиком транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц, поскольку в 2014-2016 являлся владельцем ряда грузовых и легковых автомобилей, строений, помещений, сооружений, находящихся в Богучанском районе Красноярского края, ряда земельных участков расположенных в Богучанском районе Красноярского края.

За 2014 год налогоплательщику начислен транспортный налог в размере 176 018,00 руб., за 2015 год - 194 370,00 руб., за 2016 год – 209 120, 00 руб.; за 2014-2015 годы произведен перерасчет транспортного налога, размер которого составил 232 886, 00 руб.

В адрес Лавриненко В.М. заказной корреспонденцией и через личный кабинет налогоплательщика направлены налоговые уведомления об уплате транспортного налога за 2014 год от <дата>, за 2015 год от <дата>, от <дата>.

В связи с неоплатой налога налогоплательщику были направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от <дата>, от <дата>.

За 2015 налогоплательщику начислен налог на имущество физических лиц в размере 24 582, 00 руб.

В январе 2019 года Инспекцией произведен перерасчет налога за 2015 год по объекту имущества, расположенного по адресу: <адрес>, уменьшен налог по расчету в размере 6 667,00 руб.

За 2017 год налогоплательщику начислен налог на имущество физических лиц в размере 31 381,00 руб.

Налоговым органом в январе 2019 года осуществлен перерасчет налога за 2017 год по объекту имущества, расположенного по адресу<адрес>, уменьшение налога по расчету в размере 3 451.00 руб.

В адрес ответчика направлены налоговые уведомления от <дата> об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год, от <дата>, земельного налога за 2017 год, от <дата> об уплате земельного налога за 2016 год.

<дата> в адрес Лавриненко В.М. направлено требование от <дата> об уплате налога на имущество физических лиц в размере 24 582, 00 руб., пени 980, 55 руб., транспортного налога в размере 194 370,00 руб., пени 10 582, 58 руб., земельного налога 28 395, 00 руб., пени 1 525, 18 руб. сроком уплаты до <дата>.

<дата> налогоплательщику направлено требование от <дата> об уплате транспортного налога, пени 70 570, 60 руб.

Из материалов дела следует, что <дата> мировым судьей судебного участка № 13 в Богучанском районе Красноярского края вынесен судебный приказ о взыскании с Лавриненко В.М. в пользу Межрайонной ИНФС России № 8 по Красноярскому краю задолженности по налогам в размере 83 668,97 руб.

Определением мирового судьи от <дата> судебный приказ от <дата> на основании возражений должника отменен.

С настоящим административным иском Инспекция обратилась в суд <дата>, то есть в пределах установленного законом срока.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.23, 45, 48, 75, 363, 397, 409 Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Инспекцией требований.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу, доказательств взыскания которой либо отказа от ее взыскания административным истцом не представлено.

С таким выводом судебная коллегия не может согласиться, поскольку они не основаны на установленных судом обстоятельствах.

В соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п.57 постановления от 30.07.2013 N 57, пеня согласно п.3 ст. 75 НК РФ начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора. При применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Таким образом, исходя из анализа правовых норм и разъяснений, следует, что, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания обязательных платежей и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

В случае нарушения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям Налогового кодекса Российской Федерации.

Выводы суда о том, что у налогового органа отсутствует основание для взыскания пени, не основаны на доказательствах, факт принятия административным истцом мер к взысканию недоимки по имущественным налогам не проверялся судом.

Между тем, решением Богучанского районного суда Красноярского края от <дата> с Лавриненко В.М. взыскана задолженность по обязательным платежам и санкций в размере 170 723, 80 руб., в том числе транспортный налог за 2014 год в размере 156 441, 00 руб., пени 1 012,23 руб. за период с <дата> по <дата>, налог на имущество физических лиц за 2014 год в размере 13 016, 18 руб., пени 98,23 руб. за период с <дата> по <дата>, пени по земельному налогу 156, 16 руб. за период с <дата> по <дата>.

Решением Богучанского районного суда Красноярского края от <дата> с Лавриненко В.М. в пользу Межрайонной ИНФС России № 8 по Красноярскому краю взыскано налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 16 838, 84 руб., земельный налог за 2016 год в размере 5 147, 22 руб., пени по земельному налогу за период с <дата> по <дата> в размере 12,74 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 20.05.2019 решение Богучанского районного суда Красноярского края от 28.02.2019 изменено. Указанное решение суда в части удовлетворения требований о взыскании с Лавриненко В.М. в пользу Межрайонной ИНФС России № 8 по Красноярскому краю налога на имущество физических лиц в размере 16 838, 84 руб., земельного налога в размере 5 147, 22 руб., пени по земельному налогу за период с <дата> по <дата> в размере 12,74 руб. отменено и принято по административному делу в данной части исковых требований новое решение об отказе в их удовлетворении в полном объеме в связи с оплатой в период рассмотрения дела задолженности.

Решением Богучанского районного суда Красноярского края от <дата> с Лавриненко В.М. в пользу Межрайонной ИФНС России № 8 по Красноярскому краю взыскана задолженность по обязательным платежам и санкциям в общей сумме 445 232,27 руб., в том числе: транспортный налог с физических лиц за 2015 год в размере 166 040,00 руб., за 2016 год в размере 197094,00 руб.; пени по транспортному налогу в размере 19389,15 руб., в том числе за период с <дата> по <дата> в размере 4067,97 руб., за период с <дата> по <дата> в размере 15131.97 руб., за период с <дата> по <дата> в размере 189,21 руб.; налога на имущество физических лиц, подлежащий зачислению в бюджеты поселений за 2017 год в размере 19 433,00 руб.; пени по налогу на имущество в размере 10 622,96 руб., в том числе за период с <дата> по <дата> в размере 10 587,11 руб., за период с <дата> по <дата> в размере 35,85 руб.; земельный налог за 2017 год в размере 28 395,00 руб.; пени по земельному налогу в размере 4 258,16 руб., в том числе за период с <дата> по <дата> в размере 4 244,43 руб., за период с <дата> по <дата> в размере 13,73 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от <дата> решение Богучанского районного суда Красноярского края от <дата> изменено: в части взыскания с Лавриненко В.М. в пользу Межрайонной ИФНС России № 8 по Красноярскому краю пени по налогу на имущество физических лиц, взыскана пеня в размере 96,83 руб., в остальной части данных требований в удовлетворении отказано, всего взыскана задолженность по налогам с Лавриненко В.М. в размере 434 706, 14 руб.

Таким образом, учитывая, что требования о взыскании пени по налогам заявлены в качестве ответственности за неисполнение обязанности по уплате налогов, взыскание которых подтверждено судебными решениями, налоговым органом обоснованно предъявлен настоящий иск о взыскании начисленой пени за неуплату налога на имущество физических лиц за период с <дата> по <дата> в размере 980,55 руб.; пени за неуплату транспортного налога за период с <дата> по <дата> в размере 10 582,58 руб., за период с <дата> по <дата> в размере 70 570,66 руб.; пени за неуплату земельного налога за период с <дата> по <дата> в размере 1 535,18 руб., а всего на общую сумму 83 668,97 руб.

Указанные выше обстоятельства и требования нормативных правовых актов судом первой инстанции учтены не были, в связи с чем, судебная коллегия считает обоснованными заявленные требования налогового органа в части взыскания Лавриненко В.М. пени на недоимку, образовавшуюся по уплате транспортного, земельного налогов, налога на имущество физических лиц.

Расчет пени истцом произведен истцом верно, приведен в исковом заявлении с применением в соответствии с п.4 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации процентной ставки пени в размере одной трехсотой действующей в соответствующие периоды ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со ст.114 КАС РФ, ст.333.19 НК РФ, с Лавриненко В.М. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 710, 07 руб. (83 668, 97 руб. - 20 000 руб.) x 3% + 800 руб.)).

Руководствуясь ст.ст.309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Богучанского районного суда Красноярского края от 09 июня 2021 года отменить, принять новое решение.

Взыскать Лавриненко Виктора Михайловича в пользу Межрайонной ИФНС России №8 по Красноярскому краю пени за неуплату налога на имущество физических лиц за период с <дата> по <дата> в размере 980 рублей 55 копеек, пени за неуплату транспортного налога за период с <дата> по <дата> в размере 10 582 рублей 58 копеек, пени за период с <дата> по <дата> в размере 70 570 рублей 66 копеек; пени за неуплату земельного налога за период с <дата> по <дата> в размере 1 535 рублей 18 копеек, всего 83 668 рубля 97 копеек.

Взыскать с Лавриненко Виктора Михайловича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 710 рублей 07 копеек.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи:

33а-11341/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Межрайонная ИФНС России №8 по Красноярскому краю
Ответчики
Информация скрыта
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Сидоренко Елена Анатольевна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
06.09.2021Судебное заседание
14.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2021Передано в экспедицию
06.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее