Решение по делу № 2-600/2016 от 15.02.2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Шатура Московской области                                                     

резолютивная часть решения вынесена и оглашена 12 апреля 2016 года

мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2016 года

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Давыдова Ю.С.,

при секретаре судебного заседания Осиповой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крупнова ЮИ к администрации Шатурского муниципального района московской области о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка и возложении обязанности заключить такой договор,

у с т а н о в и л:

Крупнов Ю.И. обратился в суд с иском о признании незаконным решения администрации Шатурского муниципального района Московской области от 12.01.2016 года об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 1308 кв.м, кадастровый номер , вид разрешенного использования: приусадебный участок личного подсобного хозяйства расположенного по адресу: <адрес> в 205 метрах восточнее земельного участка с кадастровым номером и возложении обязанности заключить с ним договор купли-продажи указанного земельного участка в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указал, что указанный земельный участок им осваивается, на нем расположена баня, собственником которой он является на основании договора от 24.10.1996 года. В целях оформления права собственности на испрашиваемый земельный участок, он обратился в администрацию Шатурского муниципального района Московской области с соответствующим заявлением, однако письмом от 12.01.2016 года N 8 администрацией района ему было отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка по тем основаниям, что межведомственной комиссией по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области отказано в согласовании договора купли-продажи этого земельного участка.

В судебном заседании Крупнов Ю.И. и его представитель адвокат Калгина Е.М. исковые требования поддержали, просят иск удовлетворить.

Представитель администрации Шатурского муниципального района по доверенности Анашкина Н.В. просит в удовлетворении иска отказать.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Пунктом 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей до 01 марта 2015 года) предусматривалось, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены этим Кодексом, федеральными законами.

Из содержания указанной статьи следовало, что предоставление прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, гражданину, имеющему в собственности расположенное на этом участке строение, здание, сооружение, вызвано необходимостью обслуживания и использования этих объектов по назначению.

Федеральным законом от 07 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предусмотрено, что земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Судом установлено, что Крупнов Ю.И. является собственником бани на основании договора от 24.10.1996 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 15).

18.01.2015 года Крупнов Ю.И. обратился в администрацию Шатурского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1308 кв.м, кадастровый номер , вид разрешенного использования: приусадебный участок личного подсобного хозяйства расположенного по адресу: <адрес> в 205 метрах восточнее земельного участка с кадастровым номером

Постановлением от 24.07.2015 № 1332 утверждена схема расположения спорного земельного участка площадью 1258 кв.м. на кадастровом плане территории.

По результатам рассмотрения на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 26.11.2015 года (протокол № 46 вопрос 545) администрации Шатурского муниципального района отказано в согласовании проекта договора купли-продажи (л.д.6). Отказ в предоставлении участка в собственность обоснован тем, что баня является вспомогательным строением и цель использования земельного участка - строительство жилого дома, не достигнута.

Письмом от 12.01.2016 года администрация Шатурского муниципального района информировала Крупнова Ю.И. об отказе заключения договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка (л.д.5).

Отказ в предоставлении земельного участка в собственность истец считает незаконным, поскольку как собственник объекта недвижимости (бани) он имел исключительное право на приобретение этого земельного участка в собственность для целей ведение личного подсобного хозяйства. Законом "О личном подсобном хозяйстве" не предусмотрено, что земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) должен использоваться для возведения жилого дома.

С правомерностью позиции истца суд согласиться не может по следующим основаниям.

Действующее законодательство возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность обеспечивать управление, распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков равного доступа всех заинтересованных лиц к приобретению земельных участков.

В соответствии с п.16 ч.3 ст. 2 Закона Московской области от 14.07.2004 года № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области», полномочия органов местного самоуправления городских округов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена с 01.01.2015 года осуществляет Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти московской области.

В силу п.4, п.6 ч.1, ст. 2 указанного Закона Московской области органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана земельного участка, выдаче разрешения на строительство, выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района; распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Часть 3 ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2014 года № 107/2014 - ОЗ устанавливает, что реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.

Частью 3 Постановления Правительства Московской области от 26.12.2014 года № 1154/51 № «Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти на предоставление согласия органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области при реализации отдельных государственных полномочий» определено, что Министерство имущественных отношений Московской области уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по:

1) принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования;

2) распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности;

3) переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую, за исключением земель сельскохозяйственного назначения и случаев перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 12 мая 2015 г. N 12вр-712 (действовавшим в спорный период) утверждены порядок и сроки направления на согласование в Министерство имущественных отношений проектов решений по распоряжению земельными участками, проектов решений об изменении видов разрешенного использования и категории земельных участков, проектов договоров безвозмездного пользования земельными участками, проектов договоров купли-продажи земельных участков, проектов договоров аренды земельных участков (и соглашений к ним).

Таким образом, с 01.01.2015 года, после вступления в действие Законов Московской области № 106/2014-ОЗ от 24.07.2014 года и № 107/2014-ОЗ от 24.07.2014 года, предоставление органами местного самоуправления земельных участков осуществляется в соответствии с земельным кодексом РФ, но с предварительным согласованием с Министерством имущественных отношений Московской области.

В данном конкретном случае такое согласование Министерством имущественных отношений Московской области на заключение с Крупновым Ю.И. договора купли-продажи земельного участка не дано. Соответственно требования о признании незаконным отказа администрации района в заключении договора купли-продажи и возложении обязанности заключить такой договор не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

Спорный земельный участок испрашивался истцом для целей ведения личного подсобного хозяйства. Федеральным законом от 07 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предусмотрено, что земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Из материалов дела следует, что на земельном участке имеется лишь баня, являющаяся строением хозяйственного, бытового и вспомогательного назначения. Доказательств того, что цель ведения личного подсобного хозяйства достигнута, в материалы дела не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Крупнова ЮИ к администрации Шатурского муниципального района московской области о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка и возложении обязанности заключить такой договор - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательном виде.

                 Судья                                               Ю.С.Давыдова

2-600/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Крупнов Ю.И.
Ответчики
Админ. Шатурского р-на
Суд
Шатурский городской суд Московской области
Дело на странице суда
shatura.mo.sudrf.ru
15.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2016Передача материалов судье
19.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.03.2016Предварительное судебное заседание
12.04.2016Судебное заседание
13.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее