Решение по делу № 2-34/2021 от 09.07.2019

                                                      РЕШЕНИЕ

                                        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                          ДД.ММ.ГГГГ

                                                               <адрес>

                                                               дело

Красногорский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Зотовой С.В.,

при секретаре ФИО4,

с участием прокурора ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству строительного комплекса <адрес>, Министерству жилищной политики <адрес> о признании увольнения незаконным,

                                                             УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с указанным выше иском, в обоснование которого указал, что проходил государственную гражданскую службу в должности начальника отдела правового сопровождения внебюджетного строительства Правового управления Министерства строительного комплекса <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ изменена структура <адрес> и утверждено новое штатное расписание.

ДД.ММ.ГГГГ истцу вручили уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о сокращении занимаемой должности.

Распоряжением Министерства строительного комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -К истец уволен.

ФИО2 не согласен со своим увольнением, указывает на нарушение процедуры увольнения, свое увольнение считает незаконным, права нарушенными.

Указал также, что правопреемником Министерства строительного комплекса <адрес> является Министерство жилищной политики <адрес> в соответствии с п.10 Положения о Министерстве жилищной политики <адрес>, которое было сформировано на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

При сокращении работодатель не предложил истцу никакой другой должности гражданской службы, в том числе в других государственных органах субъекта РФ, в то время как на вакантные должности принимались новые сотрудники, ранее не состоящие в штате <адрес>.

ФИО2, уточнив исковые требования, просит суд признать увольнение незаконным и отменить приказ об увольнении, просит восстановить в занимаемой должности, взыскать среднюю заработную плату за время вынужденного прогула в размере 2 211 666,28 рублей, просит также взыскать выплачиваемую к отпуску среднюю стоимость проезда в размере 49 000 рублей за 2019 и 2020 годы, среднюю стоимость путевки в размере 170 000 рублей за 2019 и 2020 годы, единовременную выплату к отпуску в размере одного оклада и материальную помощь в размере двух окладов денежного содержания, всего за 2019 и 2020 годы в размере 570 154,40 рублей, просит обязать ответчика в течение трех дней с момента восстановления на работе предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск в 2021 году не менее 19 календарных дней, просит компенсировать моральный вред, который оценивает в 100 000 рублей, просит возместить судебные расходы, которые приходятся на оплату почтовых услуг по направлению копии иска в размере 114,04 рублей.

В судебном заседании ФИО2 иск поддержал, дополнительно указал, что после реорганизации Министерство строительного комплекса <адрес> не прекратило свое существование и не было ликвидировано полностью, все сотрудники его отдела перешли на работу в Министерство жилищной политики <адрес>, кроме него. При этом ФИО2 пояснил, что при сокращении его должности в Минстрое МО он согласился бы на любую должность, даже нижестоящую по сравнению с той должностью, которую он занимал.

Ответчик – Министерство строительного комплекса <адрес> иск не признало по изложенным в письменном отзыве основаниям, который приобщен к делу (л.д.52-55 том 1, 268-278 том 2). Ответчик указал, что в рассматриваемом случае имела место реорганизация Министерства строительного комплекса <адрес> путем его разделения на два министерства – Министерство строительного комплекса МО и Министерство жилищной политики МО, которому были переданы полномочия Минстроя в сфере жилищной политики. В выданном истцу уведомлении о сокращении его должности отметок о несогласии истца не имеется, трудовая книжка выдана ФИО2 в день увольнения. По результатам реорганизации функции и полномочия по внебюджетному строительству переданы в Министерство жилищной политики, соответственно в Минстрое МО в настоящее время не имеется отдела сопровождения внебюджетного строительства, в котором работал ФИО2 Ранее Красногорским городским судом рассмотрено дело по иску ФИО2 к Министерству жилищной политики МО об установлении факта трудовых отношений с Министерством жилищной политики МО в должности государственной гражданской службы начальника судебно-договорного отдела Правового управления, что подтверждается тот факт, что ФИО2 была предложена должность в Министерстве жилищной политики МО при организационно-штатных мероприятиях. В рамках рассмотрения указанного дела ФИО2 утверждал, что фактически был допущен к исполнению обязанностей государственного гражданского служащего Министерства жилищной политики МО. Ответчик указал также, что Министерство строительного комплекса <адрес> предлагало истцу при сокращении другие должности путем направления предложений на имя Министра строительного комплекса <адрес> в отношении ряда сотрудников, полномочия которых стали отнесены к полномочиям выделенного в результате Министерства. Ответчик указал, что порядок увольнения не был нарушен, права истца не были нарушены. Причитающиеся ФИО2 при увольнении денежные средства были выплачены с задержкой, ФИО2 выплачена компенсация за задержку выплаты денежных средств. Не имеется оснований для выплаты средней стоимости проезда к месту отпуска, средней стоимости путевки и материальной помощи к отпуску, поскольку законодательством не предусмотрены указанные выплаты при неиспользованном отпуске. Предоставление отпуска осуществляется в соответствии с графиком отпусков, в графике отпусков за 2019 и последующие годы ФИО2 отсутствует, при увольнении ФИО2 выплачена компенсация за неиспользованные отпуска, в том числе за 2019 год. Указывая на отсутствие нарушений прав истца со стороны ответчика, последний просит суд отказать в удовлетворении заявленного требования о компенсации морального вреда. Ответчик указал на пропуск истцом срока обращения в суд. По указанным основаниям ответчик просил суд в удовлетворении иска ФИО2 отказать в полном объеме.

Ответчик – Министерство жилищной политики <адрес> иск не признало по изложенным в письменных возражениях основаниям, которые приобщены к делу (л.д.272-276 том 1). Названное Министерство считает себя ненадлежащим ответчиком, исковых требований к Министерству жилищной политики МО ФИО6 не заявлено, все требования связаны с фактом увольнения истца из Министерства строительного комплекса <адрес>. В дополнительно представленном отзыве (л.д.288-292 том 2) ответчик указал, что процедура увольнения ФИО2 была нарушена, другие должности работодатель истцу не предлагал, в то время как вакантные должности имелись.

Согласно заключению участвовавшего в деле прокурора ФИО5, процедура увольнения ФИО2 была нарушена, а потому ФИО2 следует восстановить на работе.

Ознакомившись с доводами сторон, заключением прокурора ФИО5, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению, учитывая следующее.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе».

Предметом регулирования названного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (статья 2 названного Федерального закона).

В соответствии со ст.31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы (ч.1).

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч.2).

В течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе (ч.3).

Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (ч.4).

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч.5).

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона (ч.6).

Статьей 237 ТК РФ установлено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В силу положений ст.394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

В ходе судебного разбирательства установлены и подтверждены материалами дела следующие обстоятельства.

Истец ФИО2 проходил государственную гражданскую службу в должности начальника отдела правового сопровождения внебюджетного строительства Правового управления Министерства строительного комплекса <адрес> (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ к л.д.144 том 1, служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ л.д.121-125 том 1, дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к служебному контракту л.д.145 том 1, трудовая книжка л.д.8-15, 99-111 том 1).

ДД.ММ.ГГГГ изменена структура <адрес> и утверждено новое штатное расписание.

Судом установлено, что реорганизация Министерства строительного комплекса <адрес> происходила путем его разделения на два министерства – Министерство строительного комплекса <адрес> и Министерство жилищной политики <адрес>, которому были переданы полномочия Минстроя в сфере жилищной политики.

ДД.ММ.ГГГГ истцу вручили уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о сокращении занимаемой должности (уведомление л.д.16 том 1).

Распоряжением Министерства строительного комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -К истец уволен (распоряжение л.д.17,196 том 1).

Суд считает, что при увольнении истца был нарушен порядок увольнения, поскольку при сокращении работодатель не предложил истцу никакой другой должности гражданской службы, в том числе в других государственных органах субъекта РФ, в то время как ФИО2 в судебном заседании указал, что все сотрудники его отдела перешли на работу в Министерство жилищной политики <адрес>, кроме него, при этом ФИО2 указывал, что при сокращении его должности в Минстрое МО он согласился бы на любую должность, даже нижестоящую по сравнению с той должностью, которую он занимал.

В ходе судебного разбирательства ответчик не предоставил суду доказательств соблюдения положений ч.ч. 3,4 ст.31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а в состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ судебном заседании представитель Министерства строительного комплекса <адрес> не отрицал, что перед сокращением истцу не предлагали другую должность (протокол судебного заседания л.д.289 том 1).

Суд отклоняет довод ответчика (Министерства строительного комплекса <адрес>) о том, что ФИО2 предлагалась должность в Министерстве жилищной политики МО, так как ФИО2 обращался в суд с иском к Министерству жилищной политики МО об установлении факта трудовых отношений с Министерством жилищной политики МО в должности государственной гражданской службы начальника судебно-договорного отдела Правового управления и при этом утверждал, что он фактически был допущен к работе в новом министерстве (дело ), поскольку в удовлетворении иска ФИО2 было отказано. Доказательств наличия со стороны работодателя документальных предложений другой должности для ФИО2 не имеется.

Суд отклоняет и довод ответчика о том, что Министерство строительного комплекса <адрес> предлагало истцу при сокращении другие должности путем направления предложений на имя Министра строительного комплекса <адрес> в отношении ряда сотрудников, полномочия которых стали отнесены к полномочиям выделенного в результате Министерства, поскольку из представленных ответчиком писем на имя И.о. министра жилищной политики <адрес> ФИО7 (л.д.277-278) и на имя Министра строительного комплекса <адрес> ФИО8 (л.д.279), действительно содержащих предложения о вакантных должностях для отдельных служащих, фамилии истца ФИО2 в перечне сотрудников не имеется.

Довод ответчика о пропуске срока обращения в суд является ошибочным, увольнение истца имело место ДД.ММ.ГГГГ, исковое заявление направлено в суд почтой ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17а,18), то есть в пределах установленного 392 ТК РФ месячного срока.

Анализируя изложенное и принимая во внимание, что довод ФИО2 нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что процедура увольнения истца действительно была нарушена, следовательно, такое увольнение нельзя признать законным, а потому распоряжение Министерства строительного комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -К об увольнении истца следует признать незаконным, а ФИО2 следует восстановить в занимаемой должности.

В связи с признанием увольнения незаконным и восстановлением истца на работе в силу ст.234 ТК РФ имеются основания для взыскания с ответчика Министерства строительного комплекса <адрес> в пользу истца заработной платы за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с представленным Министерством строительного комплекса <адрес> расчета среднего заработка за время вынужденного прогула в пользу истца подлежит взысканию 1 109 492,28 рублей (л.д.279-281 том 2). Суд соглашается с представленным Министерством строительного комплекса МО расчетом, так как он произведен с учетом установленных истцу коэффициентов и надбавок, с учетом выплаченных истцу при увольнении компенсации в связи с сокращением должности в размере четырехмесячного денежного содержания.

Возможность возмещения работнику морального вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействием работодателя, предусмотрена ст.237 ТК РФ.

Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства было установлено нарушение трудовых прав истца, с ответчика подлежит взысканию денежная компенсация морального вреда.

Оценивая степень физических и нравственных страданий истца, связанных с незаконным увольнением, суд считает, что заявленная истцом в возмещению денежная компенсация морального вреда в размере 100 000 рублей подлежит уменьшению до 5 000 рублей, что в наибольшей ступени отвечает принципу разумности и справедливости, чем заявленная истцом сумма.

Оснований для удовлетворения оставшихся исковых требований ФИО2, связанных с правоотношениями по использованию отпуска и причитающихся в связи с отпускным периодом выплатам (средняя стоимость проезда к месту отпуска, средняя стоимость путевки, материальная помощь к отпуску, предоставление отпуска после восстановления на работе) не имеется.

Предоставление отпусков государственным гражданским служащим производится в силу положений п.9 ст.46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» в соответствии с графиком отпусков. В графике отпусков за 2019 и последующие годы ФИО2 отсутствует. Согласно распоряжению об увольнении ФИО2 последнему при увольнении была выплачена компенсация за неиспользованные отпуска, в том числе за 2019 год.

Для производства причитающихся к отпуску платежей необходим факт выхода в отпуск, выходу в отпуск и предоставлению отпуска предшествует подача работником заявления о предоставлении отпуска. Однако в данном конкретном случае такое заявление не составлялось и сам факт выхода в отпуск отсутствовал, таким образом, правоотношения по отпускному периоду в 2019 и 2020 годах между работником и работодателем отсутствовали.

Требование истца об обязании предоставить отпуск после восстановления на работе в 2021 году не может быть удовлетворено, так как такие правоотношения еще не возникли, работодатель не отказывал истцу в предоставлении отпуска в 2021 году после восстановления на работе, защита возможного нарушенного права на будущее время законодательством не предусмотрена.

В силу положений ч.1 ст.98 ГПК РФ истцу подлежат возмещению судебные расходы, приходящиеся на оплату почтовых услуг по направлению копии искового заявления участвующим в деле лицам в размере 114,94 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                   РЕШИЛ:

Исковое заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить распоряжение Министерства строительного комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -К об увольнении ФИО2.

Восстановить ФИО2 в занимаемой должности государственной гражданской службы <адрес> – начальника отдела правового сопровождения внебюджетного строительства Правового управления Министерства строительного комплекса <адрес>.

Взыскать с Министерства строительного комплекса <адрес> в пользу ФИО2 средний заработок за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 109 492,28 рублей, в счет возмещения морального вреда взыскать 5 000 рублей, в счет возмещения расходов по оплате почтовых услуг – 114,04 рублей, всего взыскать 1 114 606,32 рублей (один миллион сто четырнадцать тысяч шестьсот шесть рублей 32 копейки).

В остальной части исковые требования ФИО2 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение 1 месяца.

Федеральный судья:

2-34/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ЛОКТЕВ ЕВГЕНИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
Ответчики
Министерство строительного комплекса Московской области
Суд
Красногорский городской суд Московской области
Судья
Зотова Светлана Владимировна
Дело на странице суда
krasnogorsk.mo.sudrf.ru
09.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
09.07.2019Передача материалов судье
09.07.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.08.2019Предварительное судебное заседание
19.09.2019Судебное заседание
21.10.2019Судебное заседание
19.11.2019Судебное заседание
21.01.2020Судебное заседание
17.03.2020Судебное заседание
22.04.2020Судебное заседание
21.05.2020Судебное заседание
25.06.2020Судебное заседание
26.08.2020Судебное заседание
06.10.2020Судебное заседание
19.11.2020Судебное заседание
21.01.2021Судебное заседание
21.01.2021Судебное заседание
21.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее