2а-829/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2019 года
Октябрьский районный суд города Рязани
В составе председательствующей судьи Н.А. Невской
с участием помощника прокурора Октябрьского района города Рязани – М.А. Просянникова
при секретаре судебного заседания В.В. Шутовой
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное исковое заявление Прокурора Октябрьского района города Рязани в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению,
установил:
Прокурор Октябрьского района города Рязани, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведения проверки соблюдения требований миграционного законодательства по распространяемой на указанную тематику в сети Интернет установлено, что на интернет-сайте с URL адресом <данные изъяты>, размещена информация с предложениями о проведении регистрации граждан по месту пребывания и проживания без предоставления для того необходимых документов, в том числе и иностранных граждан.
Ознакомиться с содержанием страниц сайта и заказать указанные документы может любой Интернет-пользователь, поскольку вход на вышеуказанную страницу сайта является свободным, регистрация пользователей для доступа к ресурсам страницы сайта не требуется.
Кроме того, незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (статья 324 УК РФ), а также подделка официального документа, предоставляющего права и освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, использование заведомо подложного документа (статья 327 УК РФ) являются уголовно наказуемыми деяниями.
Собственник указанного Интернет сайта не установлен.
В административном исковом заявлении указано, что статьей 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» закреплена недопустимость злоупотребления свободой массовой информации, перечислена информация, распространение которой в Российской Федерации с использованием средств массовой информации запрещено, в том числе установлен запрет на использование средств массовой информации в целях совершения уголовно-наказуемых деяний, а также для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
На основании ч.1,6 ст. 10 Закона, распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч.1 ст. 9 Закона, ограничение доступа информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Глава 32 УК РФ предусматривает ответственность за преступления против порядка управления согласно следующим статьям:
ст. 322 УК РФ за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации,
ст. 322.1 УК РФ организация незаконной миграции,
ст. 322.2 УК РФ фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещение в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещение в Российской Федерации,
ст. 322.3 УК РФ фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации.
Исходя из требований ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1994 № 2124-1 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей в целях совершения уголовно наказуемых деяний, распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Ссылаясь на то обстоятельство, что в силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор Октябрьского района города Рязани просит суд признать информацию о временной регистрации, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную на интернет-сайте по сетевому URL-адресу: <данные изъяты> информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района города Рязани Просянников М.А. административные исковые требования поддержал полностью.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представлен отзыв на административное исковое заявление прокуратуры Октябрьского района города Рязани в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной, в котором указано, что в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», создана и ведется автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих, идентифицировать сайты сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Основания включения сведений в Единый реестр предусмотрены ч.5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ:
1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»:
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;
д) информации, нарушающей требования Федерального закона от 29.12.2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 11.11.2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи;
е) информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;
ж) информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц;
2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В отзыве указано, что в соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Полагают возможным признание указанной информации на сайте в сети «Интернет» размещенную на интернет-сайте по сетевому URL-адресу: <данные изъяты>, информацией распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Просили суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, учитывая мнение помощника прокурора Октябрьского района города Рязани Просянникова М.А., суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения помощника прокурора Октябрьского района города Рязани Просянникова М.А., суд находит заявленные административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису.
По смыслу положений 29, 55 Конституции РФ, федеральным законом могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина, в том числе право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 5 ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ст. 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по продаже поддельных документов, содержащей элементы коррупционного поведения, в том числе сети "Интернет", за осуществление которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.Указанная норма устанавливает запрет злоупотребления свободой массовой информации.
Исходя из смысла Закона, злоупотребление свободой массовой информации – использование предоставленных средствами массовой информации гарантий прав и свобод во вред обществу или государству.
Согласно ч.1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» предусмотрено, что миграционный учет осуществляется в целях:
1) создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей;
2) выработки и реализации государственной политики в сфере миграции;
3) формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции;
4) планирования развития территорий Российской Федерации;
5) управления в кризисных ситуациях;
6) защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям;
7) систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан;
8) решения других социально-экономических и общественно-политических задач.
В силу ст. 57 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа, точек доступа относятся к универсальным услугам связи.
Согласно п. 3 Правил принятия уполномоченным Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101, формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с пп. "б" п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденных вышеназванным Постановлением, основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.
Из объяснений в судебном заседании помощника прокурора Октябрьского района города Рязани Просянникова М.А. усматривается, что при проведении мониторинга сети Интернет и исследования Интернет-ресурса был выявлен Интернет-сайт с URL-адресом: <данные изъяты> на страницах которого размещены информационные материалы о проведении регистрации граждан по месту пребывания и проживания без предоставления для того необходимых документов, в том числе иностранных граждан за денежное вознаграждение. Осуществление регистрации без государственного учета и контроля приводит к нарушению Конституционных и гражданских прав граждан. Также фиктивная регистрация граждан по месту пребывания на территории Российской Федерации может негативно влиять на антитеррористическую обстановку и на обстановку в сфере противодействия экстремизму в виду должного отсутствия и контроля со стороны правоохранительных органов за нарушителями при наличии фиктивной регистрации у таковых.
Федеральным законом от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
Согласно ст. 12 вышеупомянутого Закона, запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ), за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 280.1 УК РФ), за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ), за организацию экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ), за организацию деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ).
Из объяснений помощника прокурора Октябрьского района города Рязани Просянникова М.А. следует, что посетителям интернет-сайта по сетевому URL-адресу: http://ryazan.vremennaya-registratsia.ru предлагается проведение регистрации граждан по месту пребывания и проживания без предоставления для того необходимых документов, в том числе и иностранных граждан, при этом вход на вышеуказанную страницу сайта является свободным, регистрация пользователей для доступа к ресурсам страницы сайта не требуется, ознакомиться с содержанием страниц сайтов и заказать вышеуказанные документы может любой Интернет-пользователь.
Установить собственника Интернет-сайта по адресу: <данные изъяты>ru, в ходе прокурорской проверки не представилось возможным.
При таких обстоятельствах, у суда имеются основания для вывода о том, что размещенные на страницах указанного сайта материалы содержат в себе предложение, адресованное неограниченному кругу лиц, приобрести паспорт гражданина Российской Федерации, что ведет к нарушению основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц.
На основании ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, в том числе, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, единственным основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи может быть только вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и внесудебный порядок принятия решения в данном случае не предусмотрен.
В соответствии с Положением о Федеральной службе Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 228 от 16 марта 2009 г., Роскомнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Интернет-ресурс <данные изъяты>.ru, в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится, что подтверждается официальной информацией, предоставленной Управлением Роскомнадзора по <адрес>, в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, отзывом на административное исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ, скриншотом Единого государственного реестра доменных имен указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Из объяснений помощника прокурора Октябрьского района города Рязани Просянникова М.А. видно, что признание тех или иных информационных материалов, направленных на оказание услуг неопределенному кругу граждан по регистрации их по месту пребывания и проживания без предоставления для того необходимых документов, в том числе и иностранных граждан, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что наличие указанной информации в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В целях защиты прав неопределенного круга лиц, профилактики и пресечения совершения административных правонарушений и преступлений, суд считает необходимым признать размещенную в сети «Интернет» информацию о временной регистрации, запрещенной к распространению на территории РФ и после вступления решения суда в законную силу направить копию решения суда в Управление Федеральной службы Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области для внесения соответствующих сведений в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Прокурора Октябрьского района города Рязани в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению, удовлетворить.
Признать информацию о временной регистрации граждан, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную на интернет-сайте по сетевому URL-адресу: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
После вступления решения суда в законную силу направить копию решения суда в Управление Федеральной службы Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области <адрес>) для включения в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Октябрьский районный суд города Рязани в течение 1 месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Н.А. Невская