47RS0004-01-2019-011664-46
Дело № 2-3524/2020
г. Всеволожск 18 декабря 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Валькевич Л.В.
при секретаре: Аревшатян С.А.,
с участием истца Виноградовой В.В., представителя ответчика Васильевой С.А.- Кониной М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Виноградовой Валентины Васильевны к Васильевой Софии Александровне об истребовании земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Виноградова В.В. обратилась с исковым заявлением к Васильевой С.А. об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка площадью 24 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, 38 км. <адрес>, СНТ «Балтиец-38», уч.8, кадастровый №.
В обоснование требований указано, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 47:08:0116001:13 площадью 540 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, 38 км. <адрес>, СНТ «Балтиец-38», уч.8.
Ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером 47:08:0116001:12 расположенного по адресу: <адрес>, 38 км. <адрес>, СНТ «Балтиец-38», уч.8а.
В 2018г. по земельному участку истца были проведены геодезические работы по установлению границ земельного участка.
По результатам межевания установлено пересечение границ земельного участка истца со смежным земельным участком ответчика Васильевой С.А., которой межевание земельного участка с кадастровым номером 47:08:0116001:12 проведено ранее.
Истец также указала, что до 1990 г. участок ее и ответчика был единым участком родителей. В 1990г. по заявлению в правление СНТ "Балтиец-38" ее матери Кузьминой Е.В. участок был поделен между ней и ее братом Васильевым В.В. Площадь ее участка составила 540 кв.м., участка брата - 560 кв.м. После раздела участка, свои участки они огородили. Однако при проведении межевания ее земельного участка оказалось, что ее участок меньше - 529 кв.м., а участок с кадастровым номером 47:08:0116001:12 стал больше, его площадь увеличилась до 624 кв.м.
Ссылаясь на то, что акт согласования границ земельного участка ответчика она не подписывала, истец обратилась с настоящим иском в суд.
В судебное заседание истец явилась, требования иска поддержала.
Представитель ответчика - Васильевой С.А. - Конина М.Е. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, указав, что действительно после раздела в 1990г. единого участка на два самостоятельных участка, каждый из участков был огорожен забором. С тех пор местоположение заборного ограждения не менялось. Пояснила также, что границы земельного участка с кадастровым номером 47:08:0116001:12 установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Имеется межевой план, в котором представлен акт согласования границ. Смежная граница согласована истцом.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Свои требования об истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения ответчика, истец мотивировала тем, что в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ принадлежащего ей земельного участка выявлено пересечение границ ее земельного участка с земельным участком ответчика Васильевой С.А., кадастровый номер земельного участка 47:08:0116001:12, в результате чего площадь ее участка уменьшилась на 24 кв.м.
В силу пункта 2 части 1 статьи 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пункт 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ).
Согласно статье 301 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Истребование имущества из чужого незаконного владения, то есть виндикация, является вещно-правовым способом защиты права собственности, с помощью которого может быть истребовано индивидуально определенное имущество (вещь), имеющееся у незаконного владельца в натуре.
По делу об истребовании имущества, в рассматриваемом случае земельного участка, из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность таких обстоятельств как наличие у истца права собственности на имеющийся в натуре земельный участок определенной площади и в определенных границах, а также незаконность владения этим земельным участком или его частью конкретным лицом (лицами).
В случае недоказанности одного из перечисленных выше обстоятельств требования об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворены быть не могут.
В силу части 1 статьи 1, части 1 статьи 11, статьи 12 Гражданского кодекса РФ, статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспоренных прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с Федеральными законами.
В соответствии с частями 1-3 ст.39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ " местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ст.40 указанного Федерального закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Виноградовой В.В. на основании Свидетельства на право собственности на землю от 02.08.1996г. серии РФ IХ - ЛО-3507 № на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 47:08:0116001:13 площадью 540 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, 38 км. <адрес>, СНТ «Балтиец-38», уч.8, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 02.08.1996г. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Из материалов дела видно, что истцом начаты кадастровые работы по уточнению границ принадлежащего ей земельного участка.
Согласно межевому плану от 03.07.2019г. по уточнению местоположения и площади земельного участка кадастровым номером 47:08:0116001:12, площадь земельного участка в границах заборного ограждения составляет 553 кв.м.
Ответчику Васильевой С.А. на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 13.03.2019г., заключенного с Васильевой Н.П., принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 624 кв.м. с кадастровым номером 47:08:0116001:12, расположенный по адресу: <адрес>, 38 км. <адрес>, СНТ «Балтиец-38», уч.8а, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства.
Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 02.08.1996г., границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Из материалов межевого дела по земельному участку ответчика усматривается, что межевание участка выполнено ООО "Юкон" 16.12.2009г. по заказу прежнего собственника земельного участка Васильева В.В. Имеется акт согласования границ, который подписан, в том числе и истцом Виноградовой В.В.
В судебном заседании объяснениями сторон установлено, что спорные земельные участки были огорожены в 1990 г. и с тех пор местоположение заборного ограждения данных участков не менялось.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.2.9. "Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014) в том случае, если точные границы земельного участка не установлены по результатам кадастровых работ (сведения о его координатах отсутствуют в Государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН)), в связи с чем, установить их местоположение на местности не представляется возможным, судом от истца истребуются доказательства того, что спорная часть входит в состав принадлежащего ему участка, а ответчик своими действиями создает препятствия в его использовании.
Так же в данном обзоре отмечено, что в случае, если границы участка истца или ответчика определены в ГКН по результатам межевания (кадастровых работ) и требований о признании данных работ недействительными не заявлено, следует также признать правильной позицию судов, согласно которой доводы сторон о несогласии с результатами межевания при отсутствии надлежаще заявленных требований о признании их недействительными во внимание быть приняты не могут.
Отсутствие подписи смежного землепользователя в акте согласования границ при проведении кадастровых работ является основанием для признания результатов межевания недействительными только в случае нарушения прав и законных интересов смежного землепользователя.
Таким образом, оценивая в совокупности представленные доказательства, учитывая, что границы земельного участка истца не устанавливались в соответствии с требованиями земельного законодательства, а в границах заборного ограждения площадь земельного участка истца больше площади, определенной правоустанавливающими документами и доказательств того, что испрашиваемый истцом земельный участок площадью 24 кв.м. когда либо входил в состав ее земельного участка не представлено, межевание земельного участка ответчика не оспорено, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясьст. ст.194-198 ГПКРФ, суд
РЕШИЛ:
ВиноградовойВалентинеВасильевневудовлетворенииисковыхтребованийкВасильевойСофииАлександровнеоб истребовании земельного участка площадью 24 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, 38 км. <адрес>, СНТ «Балтиец-38», уч.8, кадастровый №, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Всеволожский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Валькевич Л.В.
Мотивированное решение изготовлено 25.12.2020г.