Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Карелия в составе:
Председательствующего судьи Кудиновой Т.В.
С участием прокурора Миронова С.Ю.
При секретаре Юшковой Н.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании 3ноября 2011 года в городе Петрозаводске гражданское дело по заявлению Баранова М.Н. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по «Западно-Карельскому» одномандатному избирательному округу №11 от 28 октября 2011 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания Республики Карелия пятого созыва,
у с та н о в и л :
Постановлением Законодательного собрания Республики Карелия от 2 сентября 2011 года № 2204-IV ЗС на 4 декабря 2011 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва.
Постановлением ЦИК Республики Карелия от 9 декабря 2010 года №75\476-4 сформирована территориальная избирательная комиссия Муезерского района.
Постановлением ЦИК Республики Карелия от 8 сентября 2011 года № 4\15-5 полномочия окружной избирательной комиссии по «Западно-Карельскому» одномандатному избирательному округу №11 по выборам депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию Муезерского района.
Баранов М.Н. выдвинут кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва Региональным отделением в Республике Карелия Всероссийской политической партии «Правое дело».
В установленном порядке Баранов М.Н. обратился в окружную избирательную комиссию по «Западно-Карельскому» одномандатному избирательному округу №11 с заявлением о регистрации его в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва.
Решением окружной избирательной комиссии по «Западно-Карельскому» одномандатному избирательному округу №11 от 28 октября 2011 №... на основании под пункта «ж» пункта 8 статьи 38 Закона Республики Карелия «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия» в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, Баранову М.Н. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва.
Считая решение комиссии незаконным, Баранов М.Н. обратился в Верховный суд Республики Карелия с заявлением об отмене решения окружной избирательной комиссии по «Западно-Карельскому» одномандатному избирательному округу №11 от 28 октября 2011 года и о возложении на окружную избирательную комиссию обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва по «Западно-Карельскому» одномандатному избирательному округу №11.
В обоснование заявленных требований Баранов Н.М. указал, что избирательная комиссия в нарушение пункта 7 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не вручила ему протокол проверки подписных листов за двое суток до заседания комиссии на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации его в качестве кандидата в депутаты, а также не сообщила о дате и времени заседания комиссии, следовательно, решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты является незаконным и подлежит отмене.
В судебном заседании Баранов Н.М. поддержал заявленные требования, а так же пояснил, что нельзя считать недействительными 56 подписей которые признаны комиссией недостоверными только потому основанию, что у сборщика подписей не указана полная дата рождения, а только год рождения, так как все сборщикам подписей было больше 18 лет, то не требовалось указывать число и месяц рождения. Также считает, что необоснованно признаны недостоверными остальные подписи избирателей, поскольку отсутствуют официальные справки, подтверждающие недостоверность сведений в подписных листах. Поскольку он представил достаточное количество достоверных подписей, он должен быть зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва.
Представитель окружной избирательной комиссии Лисеенкова Т.А. считает требования Баранова М.Н. необоснованными, пояснила, что при проверке подписных листов было выявлено более 10% недостоверных подписей, количество оставшихся подписей было менее установленного законом, следовательно, в силу закона регистрация кандидата в депутаты произведена быть не могла.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения заявителя, представителя окружной избирательной комиссии, заключение прокурора Миронова С.Ю., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с п.6 статьи 76 ФЗ от 12 июня 2002 года №67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно статье 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с п. 10 ст.16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Подписи, собранные с нарушением положений п.6 ст. 37 ФЗ №67-ФЗ являются недействительными.
Законом предусмотрена процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписи, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки(жребия)( пункт 7 статьи 38 ФЗ№67-ФЗ от 12.06. 2002 г.).
В соответствии с п.7 ст. 38 указанного закона по окончанию проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата.
Аналогичные положения содержатся и в законе Республики Карелия «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия» ( ст. 37 п.17).
В случае отказа в регистрации кандидата, соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, обязана выдать кандидату, копию соответствующего решения с изложением оснований отказа.
В пункте 24 ст. 38 ФЗ№67-ФЗ от 12.06.2002 г. перечислены основания для отказа в регистрации кандидата, в том числе в подпункте «д» указанной нормы основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и(или) недействительных подписей от общего количества отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации.
Аналогичные положения содержатся в подпункте «ж» пункта 8 статьи 38 Закона РК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия». На основании данной нормы и было отказано Баранову М.Н. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 15 сентября 2011 года №5/27-5 О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов Законодательного собрания Республики Карелия пятого созыва по «Западно-Карельскому» одномандатному избирательному округу №11 установлено число подписей необходимых для регистрации 189, кандидатом может быть представлено в избирательную комиссию не более чем 208.
В соответствии с п.5 ст.37 Закона Республики Карелия от 26 июля 2003 года № 681-ЗРК проверке подлежат все подписи избирателей, представленные кандидатом в избирательную комиссию.
Решением окружной избирательной комиссии по « Западно-Карельскому» одномандатному избирательному округу №11 от 29 сентября 2011 года была создана рабочая группа по приему и проверке документов, представляемых кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва.
Как усматривается из материалов дела Барановым М.Н. 25 октября 2011 года в окружную избирательную комиссию по «Западно-Карельскому» одномандатному избирательному округу № 11 были представлены необходимые для регистрации его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва документы, в том числе 46 подписных листов, содержащих 208 подписей избирателей в его поддержку в подшитом и пронумерованном виде.
28 октября 2011 года был составлен протокол рабочей группы об итогах проверки подписных листов, согласно которому кандидатом к проверке заявлено 208 подписей, представлено 208 подписей, проверено рабочей группой 104 подписи, из которых 30 подписей признано достоверными, а не достоверными 74.
Вывод о недействительность 56 подписей избирателей был сделан в связи с тем, что в подписных листах 3,5,7,14,21,25, 26,28,35,36,41,42 указана неполная дата рождения лица, осуществлявшего сбор подписей.
18 подписей избирателей в подписном листе 8 строка 1, листе 10 строка 1,2,4, листе12 строка 1, листе15 строка 3, листе 23 строка 3, листе 22 строка 1, листе 38 строка 1,4, листе 46 строка 5 признаны недействительными в связи с внесением недостоверных данных избирателей, проверка проводилась с использованием Регистра избирателей.
Исследовав представленные подписные листы, суд установил, что в подписных листах, подписи в которых признаны недостоверными по основанию отсутствия полной даты рождения лица, производившего сбор подписей, внесены изменения и дата рождения указана полностью, данные исправления заверены сборщиками подписей, но как установлено в судебном заседании данные исправления были внесены в подписные листы после их сдачи в избирательную комиссию и проверки их на заседании рабочей группы. Данные обстоятельства не отрицаются самим заявителем, подтверждаются пояснениями представителя окружной избирательной комиссии по «Западно-Карельскому» одномандатному избирательному округу №11 и показаниями свидетелей . В связи с чем, суд приходит к выводу, что указанные исправления не могут быть учтены.
В соответствии с подпунктом «З» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшим сбор подписей избирателей указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Суд считает, что 56 подписей избирателей, в связи с тем, что в подписных листах неполно указана дата рождении (только год рождения), обоснованно признаны избирательной комиссией недействительными.
В соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа заменяющего паспорт, наименование или код выдавшего его органа, а так же ставит свою подпись и дату ее внесения.
Таким образом, федеральный закон предусматривает указать дату рождения, т.е. число, месяц и год рождения у лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей.
В то время как в отношении избирателей закон требует указать лишь год рождения ( в возрасте 18 лет на день голосования -дополнительно день и месяц рождения) (п.11 ст.37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ).
Доводы заявителя о том, что достаточно указать только год рождения, не могут быть приняты судом, так как законодатель разграничил понятия год рождения и дата рождения. Также в подписном листе трижды указано на внесении даты подписи избирателя, даты внесения подписи лица, производившего сбор подписей, и дата внесения подписи кандидата, во всех указанных случаях ставится число, месяц, год.
Доводы заявителя о том, что указание даты рождения лица, осуществлявшего сбор подписей не предусмотрено Законом Республики Карелия «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия», в связи с чем, отсутствие таких сведений о сборщиках подписей в подписных листах не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты, не принимаются судом, поскольку п.2 ст.35 Закона Республики Карелия «О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия» предусмотрено, что право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей 18 лет. Следовательно, в подписном листе должна быть указана дата рождения лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. Поскольку закон субъекта данный вопрос не отрегулировал, то следует руководствоваться федеральным законом, в котором прямо указано на необходимость внесения в подписной лист даты рождения лица, проводившего сбор подписей избирателей.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Таких справок у избирательной комиссии не было, следовательно, не было и оснований для признания 18 подписей недостоверными. Каких – либо доказательств в подтверждение своих действий избирательной комиссией в судебное заседание представлено не было.
Тем не менее, количество достоверных подписей составит 152, что менее необходимых для регистрации кандидатом в депутаты 189 подписей.
Три подписи из всех признанных недостоверными заявителем не оспариваются: подпись на листе 10 строка 2- одинаковые данные паспорта со сборщиком подписей; на листе 38 строка 1- у избирателя 1993 года рождения не указаны число и месяц; лист 42 строка 3- неоговоренные исправления в адресе избирателя.
Доводы заявителя о том, что он не был извещен о дне рассмотрения заседания избирательной комиссии, проверен судом и не нашел своего подтверждения. В материалах дела имеется телефонограмма, из которой следует, что заявителю сообщалось о дне заседания комиссии.
Доводы заявителя о том, что избирательной комиссией были нарушены сроки передачи ему итогового протокола о результатах проверки подписных листов, предусмотренные п.7 ст. 37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, нашли свое подтверждение в судебном заседании. Итоговый протокол был составлен 28 октября 2011 года, и в этот же день состоялось решение окружной избирательной комиссии по «Западно-Карельскому» одномандатному избирательному округу№11, которым заявителю было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания РК пятого созыва.
Вместе с тем суд считает, что данное обстоятельство не может являться безусловным основанием для признания незаконным и отмене решения избирательной комиссии.
Так как действующее законодательство не предусматривает возможности внесения каких-либо изменений в подписные листы с подписями избирателей (пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ).
Таким образом, нарушение окружной избирательной комиссией сроков передачи кандидату в депутаты итогового протокола проверки подписных листов не свидетельствует о незаконности вынесенного решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания РК.
Поскольку судом установлено, что основанием для отказа Баранову М.Н. в регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия послужили обстоятельства связанные с недостаточным количеством достоверных подписей необходимых для регистрации кандидатом в депутаты и указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в судебном заседании, следовательно, решение окружной избирательной комиссии по «Западно-Карельскому» одномандатному избирательному округу №11 №... об отказе Баранову М.Н. в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва обоснованно.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным решения избирательной комиссии не имеется, в связи с чем заявление Баранова М.Н. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 194-199,261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Баранова М.Н. о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии по «Западно-Карельскому» одномандатному округу №11 от 28 октября 2011 года №... об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия пятого созыва, Баранова М.Н., выдвинутого Региональным отделением в Республике Карелия Всероссийской политической партии « Правое дело» отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в Верховный суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Карелия в течение 5 дней.
Судья Кудинова Т.В.