Дело № 5-2052/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
24 декабря 2021 года город Серпухов, Московской области
ул. Ворошилова, д. 186
Судья Серпуховского городского суда Московской области Бахановская Л.Г.
при секретаре Солдатовой Е.А.,
без участия законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, главы Администрации городского округа Серпухов Московской области,
на основании ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрел дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Администрации городского округа Серпухов Московской области, ИНН 5043014695, ОГРН 1025005604865, имеющего юридический и фактический адрес: 142203, Московская область, г. Серпухов, ул. Советская, д. 88,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Серпухов Московской области, ОГРН 1025005604865 от 30.12.2002, ИНН 5043014695, юридический адрес: Московская область, г. Серпухов, ул. Советская, д. 88, нарушила требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в отношении выявленного объекта культурного наследия, при следующих обстоятельствах:
02.08.2021 в 12 часов 00 минут Главным управлением культурного наследия Московской области на основании задания от 01.07.2021 №169-21 проведено внеплановое мероприятие по контролю за состоянием выявленного объекта культурного наследия – Усадьба Воронина, нач. XIX века: Главный дом, расположенного по адресу: Московская область, город Серпухов, ул. Пролетарская, д. 27/3. Осмотром было установлено, что здание находится с неудовлетворительном состоянии, по главному и торцевым фасадам в нижних частях цоколя наблюдаются следы намокания, выветривания и деструкции кладки, особенно подвержены деструктивным процессам юго-восточный и северо-восточный углы. Местами обнаруживаются горизонтальные трещины в кладке, выпадение белокаменных блоков, вычинки кирпичом. По всем фасадам штукатурно-покрасочный слой с масштабными осыпями, на больших участках стен кладка оголена, в верхней части южного пилона ворот имеется разрушение кладки на небольшом участке. Распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области от 02.08.20218 №32РВ-316 «Об осуществлении государственного учета выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Московской области» данный объект поставлен под государственную охрану. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 15.04.2021, правообладателем указанного в ней помещения Объекта, является Администрация городского округа Серпухов Московской области, и данным юридическим лицом не выполнены требования п.п. 1 п. 1 ст. 47.3 и п.1 ст. 47.2 Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» поддерживать данный объект в надлежащем техническом состоянии, а также предусматривать его консервацию и ремонт, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законный представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности - Администрации городского округа Серпухов Московской области - Глава муниципального образования «городской округ Серпухов Московской области» Ю.. в судебное заседание не явилась, интересы юридического лица доверила защищать Ремезкову А.С., полномочия которого подтвердила соответствующей доверенностью.
Защитник представил в суд письменные объяснения по делу, в которых указал, что Администрация городского округа Серпухов Московской области вину в вменяемом правонарушении не признает. С протоколом не согласна. По адресам, где квартиры находятся в частной собственности, бремя содержания объекта культурного наследия должны нести собственники указанных квартир. Постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 11.12.2020 №4666-П многоквартирный дом, расположенный по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Пролетарская, д. 27/3, признан аварийным и подлежащим сносу. В период с момента признания дома аварийным и до настоящего времени администрацией производилось отселение физических лиц, занимающих помещение в многоквартирном доме (с собственниками заключались соглашения о выкупной цене, помещения передавались в муниципальную собственность). Согласно выписки из реестра муниципального имущества собственником жилого помещения с кадастровым <номер> является муниципальное образование «Городской округ Серпухов Московской области», собственником жилого помещения с кадастровым <номер> является Щ.. Таким образом, отсутствует вина администрации в ненадлежащем содержании объекта культурного наследия.
Исследовав письменные материалы дела, доводы защитника, судья считает установленным факт совершения юридическим лицом - Администрацией городского округа Серпухов Московской области вменяемого административного правонарушения.
Вина юридического лица в совершении правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении <номер> от 17.11.2021, составленным главным инспектором отдела проведения контрольных мероприятий Управления государственного контроля за сохранением и использованием объектов культурного наследия Главного управления культурного наследия Московской области Д. по ч. 3 ст. 7.13 КРФобАП, из которого следует, что данный протокол составлен с участием представителя юридического лица по доверенности Деминова С.А., который с протоколом был не согласен (л.д.5); выпиской из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, из которой следует, что правообладателем жилого помещения с кадастровым <номер> по <адрес> является муниципальное образование «Город Серпухов Московской области» (л.д. 14-17); выпиской из ЕГРЮЛ, содержащей сведения о юридическом лице Администрация городского округа Серпухов Московской области (л.д.18-29); актом осмотра объекта культурного наследия, его территории и зон охраны <номер> от 20.08.2021, распложённого по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, город Серпухов, ул. Пролетарская, дом 27/3 с фото-таблицей, в котором зафиксировано состояние данного объекта недвижимости (л.д.30-34); заданием на проведение внепланового мероприятия по контролю за состоянием выявленного объекта культурного наследия - Усадьба Воронина, нач. XIX века Главный дом №169-21 от 01.07.2021 за подписью начальника Главного управления культурного наследия Московской области (л.д.35-36); обращением в Главное управление культурного наследия Московской области начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан Прокуратуры Московской области, из которых следует, что на постановления Администрации г.о. Серпухов о признании аварийными 5 многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, в том числе «Усадьба Воронина, нач. XIX века» внесены протесты Серпуховской городской прокуратурой с требованием исключить из текста постановлении ссылку, о том, что объект подлежит сносу (л.д.37); копией распоряжения от 02.08.2018 №32РВ-316 Главного управления культурного наследия Московской области, из которого следует, что объект: «Усадьба Воронина, нач. XIX века» Главный дом, Пилоны ворот по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, ул. Пролетарская, д. 27/3 отнесен к выявленным объектам культурного наследия и включен в соответствующий перечень (л.д.38-44).
Также судьей исследованы документы, представленные стороной защиты: постановление Главы городского округа Серпухов от 11.12.2020 №4666-П о признании многоквартирного дома по адресу Московская область, г. Серпухов, ул. Пролетарская, д. 27/3 аварийным и подлежащим сносу; обращение Главы администрации городского округа Серпухов Московской области в Главное управление культурного наследия Московской области о рассмотрении вопроса отнесения многоквартирных домов, в том числе по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Пролетарская, д. 27/3 к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии.
Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает, оснований им не доверять не имеется. Представленные доказательства соответствуют требованиям ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не противоречат действующему законодательству.
Изучение материалов дела об административном правонарушении позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Согласно части 3 данной нормы действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 47.2 Федерального закона N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия.
Положениями пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ установлено, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (пункт 2 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ).
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области №32РФ-316 от 02.08.2021 к выявленным объектам культурного наследия отнесена «Усадьба Воронина, нач. XIX века», расположенная по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Пролетарская, д. 27/3.
На основании задания начальника инспекции Главного управления культурного наследия Московской области №169-21 от 01.07.2021 главным инспектором отдела проведения контрольных мероприятий Управления государственного контроля за сохранением и использованием объектов культурного наследия Главного управления культурного наследия Московской области проведено мероприятие по контролю за состоянием выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Воронина, нач. XIX века» и установлено, что в числе прочих, собственником выявленного объекта культурного наследия является Муниципальное образование «город Серпухов Московской области», которому принадлежат на праве собственности жилое помещение Объекта.
Бездействие Администрации городского округа Серпухов Московской области по сохранению и содержанию выявленного объекта культурного наследия "«Усадьба Воронина, нач. XIX века» в части не проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, отраженно в акте осмотра от 02.08.2021.
Согласно части 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В судебном заседании установлено, что Администрация городского округа Серпухов Московской области не принимало достаточных и всеобъемлющих мер, направленных на сохранение выявленного объекта культурного наследия, находящегося в числе прочих в его собственности, что привело к ухудшению его состояния.
Данные действия (бездействия) Администрации городского округа Серпухов Московской области правильно квалифицированы по части 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для прекращения дела об административном правонарушении и освобождения юридического лица от ответственности за содеянное, не установлено.
Доводы защитника, что вина Администрации в ненадлежащем содержании объекта культурного наследия отсутствует, полностью опровергается исследованными доказательствами, противоречат вышеприведенным нормам действующего законодательства.
При этом следует учитывать, что в соответствии с положениями ч. 13 ст. 18 Федерального закона №73-ФЗ объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр. Снос объекта культурного наследия, включенного в реестр, запрещен.
Довод защитника юридического лица о необходимости применения ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях так же подлежит отклонению.
Согласно положений указанной статьи при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. Такие обстоятельства, как, например, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, и учитываются при назначении административного наказания. В данном случае нарушения затрагивают общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия.
При назначении административного наказания судья учитывает характер административного правонарушения, обстоятельства его совершения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность Администрации городского округа Серпухов Московской области, судья не усматривает, и, считает необходимым назначить наказание в виде штрафа по нижнему пределу санкции ч. 3 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность юридических лиц. Оснований, для назначения наказания в размере менее минимального размера административного штрафа, не установлено, исключительные обстоятельства по делу отсутствуют.
Руководствуясь ст. 23.1, ч. 3 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Администрацию городского округа Серпухов Московской области признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, который подлежит уплате не позднее 60-ти дней с момента вступления постановления в законную силу на следующие реквизиты: Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/с 04951000540), Банк получателя – Операционный департамент Банка России Межрегиональное операционное УФК г. Москва, Единый казначейский счет 40102810045370000002, Казначейский счет 03100643000000019500, БИК 024501901, КБК 05411601071010013140, ИНН 7705851331, КПП 770301001, ОКТМО 45382000, УИН 05400000000003960439.
Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Л.Г. Бахановская
Полный текст постановления изготовлен 24.12.2021
Резолютивная часть постановления объявлена 21.12.2021
Судья Л.Г. Бахановская