РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 апреля 2017 года с. Барда Пермского края
Бардымский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Камакаева А.А.,
при секретаре Муксиновой А.Р.,
с участием помощника прокурора Бардымского района Ашировой Л.А.,
представителя административного ответчика администрации Тимиркина М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора района в интересах неопределенного круга лиц к администрации о понуждении к исполнению полномочий, предусмотренных законодательством о погребении и похоронном деле,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор района обратился в суд с вышеназванным иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие администрации, выражающееся в не постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, общественных кладбищ, расположенных в <адрес> и <адрес>, и не соответствующее требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Обязать администрацию в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по проведению межевания земельных участков под общественными кладбищами, расположенными в <адрес> и <адрес>, и поставить указанные земельные участки на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Иск мотивирован тем, что проведенной прокурорской проверкой установлено, что на территории сельского поселения находятся <данные изъяты> общественных кладбищ, <данные изъяты> из которых расположены в <адрес>, <данные изъяты> в <адрес> и <данные изъяты> в <адрес> и <адрес>. В нарушение требований градостроительного законодательства кадастровые работы в отношении земельных участков не выполнены, в реестр муниципальной собственности земельные участки не поставлены и собственника не имеют, какие-либо действия по оформлению земельных участков не проводились и не проводятся. Отсутствие собственника может вызвать нарушения санитарных и экологических норм и правил, а их несоблюдение вызвать чрезвычайную ситуацию. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
В судебном заседании помощник прокурора Аширова Л.А. административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика Тимиркин М.С. показал, что они постараются устранить нарушения в течение одного года.
Представитель третьего лица Управления в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, просила о рассмотрении дела без их участия.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав помощника прокурора района, представителя административного ответчика, исследовав и изучив материалы дела, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ст. 18 Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ от 12.01.1996) общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.
На основании п. п. 4 и 5 ст. 16 Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления. Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности к услугам по организации похорон и связанным с ними услугам (код 93.03) отнесены услуги: по захоронению и кремации (код 93.03.11); кладбищ по захоронению, включая услуги по покупке или аренде места для захоронения (код 93.03.11.110); по содержанию кладбищ и прочих мест захоронения (код 93.03.11.130); по уходу за могилами, прочими местами захоронения, включая услуги по озеленению кладбищ (код 93.03.11.131).
Согласно п. п. 3 и 4 ст. 17 Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Санитарные правила и нормы «гиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 84 от 28 июня 2011 года, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, являющиеся вопросами местного значения сельского поселения, с учетом п. 23 ч. 1 ст. 3 Устава сельского поселения (л.д. №) отнесены к полномочиям сельского поселения, в лице администрации.
На территории сельского поселения находятся <данные изъяты> общественных кладбищ, <данные изъяты> из которых расположены в <адрес>, <данные изъяты> в <адрес> и по <данные изъяты> в <адрес> и <адрес>, они являются открытыми, общественными, не состоят на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в реестрах муниципального имущества муниципального образования муниципальный район и сельского поселения не значатся.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд исходит из того, что не проведение межевания занятых под кладбищами земельных участков, не приведение территории кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, приведет к обезличиванию территорий данных кладбищ, отсутствию их на кадастровом учете, отсутствию права собственности Федорковского сельского поселения на территорию кладбищ, а при осуществлении захоронений умерших - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования прокурора района в интересах неопределенного круга лиц к администрации о понуждении к исполнению полномочий, предусмотренных законодательством о погребении и похоронном деле удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации, выражающееся в не постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, общественных кладбищ, расположенных в <адрес> и <адрес>, и не соответствующее требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Обязать администрацию в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по проведению межевания земельных участков под общественными кладбищами, расположенными в <адрес> и <адрес>, и поставить указанные земельные участки на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Администрации в срок до ДД.ММ.ГГГГ сообщить в Бардымский районный суд и прокурору района об исполнении решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Бардымский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21.04.2017.
Судья Бардымского
районного суда А.А. Камакаев