Административное дело №а-184/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Макушино 08 июля 2019 года
Макушинский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Новоселова И.А.,
при секретаре Кривошеевой Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МКУ Администрация Макушинского района Курганской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области об отмене исполнительского сбора по постановлению судебного пристава исполнителя Макушинского РО СП от 24 апреля 2019г.,
установил:
Решением Макушинского районного суда от 12.09.2018 г. удовлетворены исковые требования прокурора Макушинского района, на МКОУ «Сетовинская СОШ» возложена обязанность: в срок до 31 декабря 2018 года установить кнопку экстренного вызова.
На Администрацию Макушинского района Курганской области возложена обязанностьпрофинансироватьпроведение работ.
На основании данного решения выданы исполнительные листы.
23 января 2019 г. судебным приставом исполнителем Макушинского РО СП Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 852/19/45046-ИП. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, со дня получения должником копии данного постановления, разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в этот срок, устанавливается исполнительский сбор с документа неимущественного характера 50 000 рублей.
24.04.2019 судебный пристав-исполнитель Макушинского РО СП Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области вынес постановления о взыскании с МКУ Администрация Макушинского района Курганской областиисполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.
МКУ Администрация Макушинского района Курганской области обратилось в суд с заявлением об оспаривании данного постановления.
В обосновании своих требований Административный Истец указал, что Административный истец является должником по исполнительному производству, возбужденному постановлением ответчика от 23.01.2019 г. № 852/19/45046-ИП на основании исполнительного листа от 10.01.2018 г. № фс022710683, выданного Макушинским районным судом Курганской области по делу о финансировании мероприятий, направленных на установление кнопок экстренного вызова в МКОУ «Сетовинская СОШ».
Во исполнение судебного решения Отделом образования Администрации Макушинского района в июле 2018 года были предприняты меры по заключению с Макушинским ОВО –филиалом ФГКУ «УВОВНГ РФ по Курганской области» договора оказания услуг по экстренному выезду наряда вневедомственной охраны при срабатывания кнопки тревожной сигнализации установленной в помещении МКОУ «Сетовинская СОШ». Однако согласно справке, предоставить данные услуги вневедомственная охрана не может, так как протяженность маршрута патрулирования группы задержания не может превышать 15 км. В целях решения проблемы об обеспечении безопасности объектов образования Администрация Макушинского района Курганской области направила ходатайство временно исполняющему обязанности Губернатора Курганской области, председателю антитеррористической комиссии по Курганскоцй области В.М. Шумкову, о рассмотрении вопроса по мониторинговой охране кнопок тревожной сигнализации в образовательных организациях Макушинского района с привлечением МО МВД РФ «Макушинский». В конце мая 2019 года поступил ответ от Департамента образования и науки Курганской области и протокол межведомственного совещания по вопросам оснащения образовательных организаций области системами безопасности от 21.05.2019, о решении вышеуказанного вопроса. Согласно данным ответам, образовательным организациям, находящимся вне зоны реагирования групп вневедомственной охраны Росгвардии ( на расстоянии более 15 км), рекомендовано заключить договор с вневедомственной охраной на принятие сигнала от образовательной организации на пульт вневедомственной охраны и дальнейшей его передачи в дежурные части районных отделов МВД для реагирования (для сотрудников МВД нет ограничений по передвижению в пределах муниципального образования).Согласно справке от 27.06.2019 № 6528/94 представленной Макушинским ОВО – филиал ФГКУ «УВО ВНГ РФ по Курганской области» заключение договоров с образовательными учреждениями запланировано на начало августа 2019 года, в соответствии с которыми обслуживание будет начато с 01.09.2019г. В настоящее время исполнить решение суда о финансировании мероприятий, направленных на установление кнопок экстренного вызова в МКОУ «Сетовинская СОШ», не представляется возможным в виду отсутствия заключенного договора между образовательным учреждением и вневедомственной охраной Росгвардии. Вышеуказанные мероприятия будут профинансированы и оплачены Администрацией Макушинского района незамедлительно после заключения вышеуказанного договора.
В судебном заседании административный истец и представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области в суд не явились о рассмотрении были извещены надлежащим образом. Суд полагает их явку необязательной. С учетом требований ст. 150, 151, 291-292 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Одновременно с подачей административного искового заявления истец обратился с заявлением о восстановлении срока обжалования постановления от 24.04.2019 г. В обоснование указал, что срок для подачи административного искового заявления о признании указанного постановления незаконным, истек 6 мая 2019 года. Процессуальный срок пропущен заявителем в связи с поступлением Постановления о взыскании исполнительного сбора в адрес Административного ответчика лишь 18 июня 2019 года, что подтверждается отправки входящей корреспонденции (нарочным).
Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 3). Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 7).
С учетом сроков получения административным истцом оспариваемого постановления ССП, заявленного им ходатайства, отсутствия возражений от ССП, суд полагает возможным при отсутствии злоупотребления правом со стороны административного истца, срок на подачу административного искового заявления подлежащим восстановлению.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов в Российской Федерации определяются Законом об исполнительном производстве.
Статьей 30 названного Федерального закона установлено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным закономHYPERLINK "consultantplus://offline/ref=88409A9858CE2AD4306E6B4DB287E27618888D4D114ACB9872335603F8BF1F8FF402A830C6D31995f6K6G"(часть 1).
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (часть 11).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12).
Согласно статье 112этого Закона сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2). В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом«Об исполнительном производстве», обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).
Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", иные лица могут быть освобождены от уплатыисполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1 ст. 401 ГК РФ).
Как установлено в судебном заседанииОтделом образования Администрации Макушинского района в июле 2018 года были предприняты меры по заключению с Макушинским ОВО –филиалом ФГКУ «УВОВНГ РФ по Курганской области» договора оказания услуг по экстренному выезду наряда вневедомственной охраны при срабатывания кнопки тревожной сигнализации установленной в помещении МКОУ «Сетовинская СОШ» (л.д.10).
Согласно справке, предоставить данные услуги вневедомственная охрана не может, так как протяженность маршрута патрулирования группы задержания не может превышать 15 км.(л.д.11).
В целях решения проблемы об обеспечении безопасности объектов образования Администрация Макушинского района Курганской области направила ходатайство временно исполняющему обязанности Губернатора Курганской области, председателю антитеррористической комиссии по Курганскоцй области В.М. Шумкову, о рассмотрении вопроса по мониторинговой охране кнопок тревожной сигнализации в образовательных организациях Макушинского района с привлечением МО МВД РФ «Макушинский» (л.д.11).
Согласно ответа Департамента образования и науки Курганской области и протокола межведомственного совещания по вопросам оснащения образовательных организаций области системами безопасности от 21.05.2019, образовательным организациям, находящимся вне зоны реагирования групп вневедомственной охраны Росгвардии ( на расстоянии более 15 км), рекомендовано заключить договор с вневедомственной охраной на принятие сигнала от образовательной организации на пульт вневедомственной охраны и дальнейшей его передачи в дежурные части районных отделов МВД для реагирования ( для сотрудников МВД нет ограничений по передвижению в пределах муниципального образования). Согласно справке от 27.06.2019 № 6528/94 представленной Макушинским ОВО – филиал ФГКУ «УВО ВНГ РФ по Курганской области» заключение договоров с образовательными учреждениями запланировано на начало августа 2019 года, в соответствии с которыми обслуживание будет начато с 01.09.2019г.(л.д.12;13-14;16-20)
Таким образом, административный истец принял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.
Учитывая принцип справедливости, соразмерности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора.
При этом представление истцом доказательств того, что исполнение требований исполнительного документа оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, не требуется, поскольку неисполнение МКУ «Администрация Макушинского района»исполнительного документа не связано с осуществлением предпринимательской деятельности, на что указывает норма пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного, административные исковые требования МКУ «Администрация Макушинского района»об освобождении отисполнительского сбора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227, 293-294 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования МКУ Администрация Макушинского района к Макушинскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области удовлетворить.
Освободить МКУ администрация Макушинского районаот уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей по постановлению от 24 апреля 2019г. судебного пристава-исполнителя Макушинского районного отдела судебных приставов Федеральной службы судебных приставов по Курганской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд, в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, с подачей жалобы через Макушинский районный суд.
Судья: И.А. Новоселов