Резолютивная часть оглашена 17 июня 2021 года.
Мотивированное решение составлено 01 июля 2021 года.
2а-2828/2021
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июня 2021 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Коротковой Т.Н.,
при секретаре Усмановой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республикик Управлению Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике, судебному приставу-исполнителю МРО по ОИП УФССП России по УР Князеву А.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики обратилось в суд к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике, судебному приставу-исполнителю МРО по ОИП УФССП России по УР Князеву А.А. с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по УР от -Дата- в рамках исполнительного производства от -Дата- №. Требования мотивированы тем, что -Дата- судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по УРКнязевым А.А. вынесено постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000 руб. ввиду неисполнения в установленный срок требований исполнительного документа о предоставлении в пользование ФИО1.жилого благоустроенного помещения по договору найма специализированного жилого помещения на территорииг. ИжевскаУР. Министерство, не оспаривая законность указанного постановления, считает, что имеются основания для освобождения Министерства от взыскания исполнительского сбора. Так, с 01 января 2020 года Министерство является уполномоченным органом государственной власти Удмуртской Республики по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дети-сироты). Вместе с тем, Министерство в пределах своих полномочий вправе лишь предоставлять жилые помещения детям-сиротам из специализированного жилищного фонда, но не имеет полномочий по его формированию путем приобретения либо строительства жилых помещений. Специализированный жилищный фонд формируется Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее – Минстрой) на основании проведения закупок для государственных нужд, осуществляемых в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17 января 2018 года №3 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Удмуртской Республики» с соблюдением всех необходимых сроков проведения конкурсных процедур. С учетом соблюдения всех необходимых сроков проведения конкурсных процедур на формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот с момента начала процедуры до передачи жилых помещений в Министерство требуется 5 месяцев. Административным истцом предприняты все необходимые и возможные меры по своевременному исполнению решения суда. На дату вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора административный истец не располагал жилым помещением, принадлежащим Министерству социальной политики и труда УР на праве оперативного управления и включенным в состав специализированного жилищного фонда, в связи с чем был лишен возможности исполнить требования исполнительного документа в установленный пятидневный срок. То обстоятельство, что в составе специализированного жилищного фонда отсутствуют жилые помещения на территории г.Ижевскав необходимом объеме, не указывает на наличие вины Министерства по неисполнению судебного решения, и не может являться основанием для взыскания с Министерства исполнительского сбора. Поскольку действия Министерства не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательства, а просрочка исполнения исполнительного документа вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли Министерства, в действиях Министерства отсутствует умысел, направленный на уклонение от исполнения обязательства по предоставлению жилого помещения, на воспрепятствование действиям судебного пристава-исполнителя.
Представитель административного истцаМинистерства социальной политики и труда Удмуртской Республики, представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике, административный ответчик судебный пристав-исполнитель МРО по ОИП УФССП России по УР Князев А.А., извещенные о дне и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, исследовав доказательства по делу, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на исполнении судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по УР Князева А.А. находится исполнительное производство № от -Дата-, возбужденное на основании исполнительного листа № -Дата-, выданного Индустриальным районным судом г. Ижевска УР по делу №. Предметом исполнения является возложение на Министерство социальной политики и труда УР обязанности предоставить в пользование ФИО1по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям г. ИжевскаУР, жилое помещение не менее 18 кв.м. и не более 36 кв.м.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителяМРО по ОИП УФССП России по УР Князева А.А. от -Дата- с Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики взыскан исполнительский сбор в размере 50 000руб.
В целях исполнения судебного решения Министерство социальной политики и труда обращалось в Министерство финансов УР (-Дата-, -Дата-) с просьбой рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных средств.
Из ответа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР от -Дата-, -Дата- усматривается, что приобретение жилых помещений для формирования специализированного фонда для детей-сирот осуществляется с соблюдением всех необходимых сроков проведения конкурсной процедуры, которая составляет 5 месяцев, на приобретение жилых помещений для детей-сирот в 2020 году в бюджетах всех уровней выделено 347,1 млн.руб., в том числе, субсидия из федерального бюджета 105,8 млн.руб. За 2020 год заключено 210 государственных контрактов на приобретение 234 жилых помещений на общую сумму 308,6 млн.руб. (130,6 млн.руб. – бюджет РФ, софинансирование из бюджета УР, 178,0 млн.руб. – бюджет УР). Оформлены в собственность УР и оплачены в 2020 году 204 контракта на приобретение 228 жилых помещений на сумму 311,649 млн.руб.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд исходит из следующего.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей 112 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50000 рублей (часть 3).
В силу части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым ктакого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
При этом, в пункте 78 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Исполнение судебных решений о предоставлении жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения для лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
На основании представленных административным истцом документов суд приходит к выводу о том, что имеются достаточные доказательства, свидетельствующие о совершении административным истцом после получения постановления о возбуждении исполнительного производства и до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, а именно направлялись письма о выделении дополнительных бюджетных средств на исполнение судебных актов.
Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Министерство социальной политики и труда УР ограничено как бюджетным финансированием, так и установленной административной процедурой.
Учитывая, что на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора административный истец не располагал жилыми помещения в необходимом количестве для обеспечения детей-сирот, виновного бездействия по неисполнению требований исполнительного документа истцом не допущено.
Удовлетворяя требования административного истца, суд исходит из того, что административным истцом предприняты меры к исполнению решения суда, однако его исполнение в пятидневный срок невозможно в связи с отсутствием необходимого количества жилых помещений в целях предоставления их детям-сиротам, нуждающимся в предоставлении жилья. Исходя из представленных истцом сведений, Министерство социальной политики и труда УР не располагало жилыми помещениями для обеспечения детей-сирот на дату вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора -Дата-
С учетом изложенного, суд отмечает, что у административного истца имелись объективные обстоятельства, препятствующие исполнению исполнительного документа в пятидневный срок, поскольку иными организационно-правовыми механизмами исполнения решения суда, кроме передачи истцу жилых помещений, сформированных Министерством строительства УР, истец не располагает.
В связи с этим, суд приходит к выводу об отсутствии данных о наличии вины Министерства социальной политики и труда УР в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление Министерства социальной политики и труда УР об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике, судебному приставу-исполнителю МРО по ОИП УФССП России по УР Князеву А.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по УР от -Дата- в рамках исполнительного производства от -Дата- №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Резолютивная часть решения вынесена в совещательной комнате.
Судья Т.Н. Короткова