Дело № 2-28/2022
УИД 24RS0036-01-2021-000401-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2022 года п. Мотыгино
Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Петушковой О.Ю.
при секретаре Беляускас В.О.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мотыгинского района Красноярского края Бородкина П.А. в интересах Трегубенко ФИО10 к Краевому государственному бюджетному общеобразовательному учреждению « Мотыгинская школа-интернат» о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мотыгинского района обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что в ходе проверки табелей учета рабочего времени, расчетно - платежных ведомостей начисления заработной платы установлено, что Трегубенко М.В., в 2020 году, в январе - феврале 2021 года в размер минимальной заработной платы включались доплаты за работу в ночное время, в нерабочие праздничные дни, что свидетельствует о нарушении положений ст. ст. 133, 149, 151-153 ТК РФ и не отвечает правовой позиции, отраженной в Постановлениях Конституционного суда РФ от 11.04.2019 № 17-П, 16.12.2019 № 40-П.
Мотыгинский район Красноярского края, согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утверждённому Постановлением Совмина СССР №1029 от 10 ноября 1967 года, относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
На основании п.п.«в» пункта 16 «Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами», утверждённой Приказом Министерства труда РСФСР №2 от 22 ноября 1990 года, процентные надбавки начисляются на заработок (без учёта районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет) в следующих размерах: в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера,
- 10 % заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10 % заработка за каждый последующий год работы до достижения 50 % заработка, но не выше 200 рублей в месяц.
Процентная надбавка в Мотыгинском районе Красноярского края применительно к работникам КГБОУ « Мотыгинская школа –интернат» установлена в размере 50 %.
Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС №380/П-17 от 04 сентября 1964 года «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно - коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» установлен районный коэффициент 1,3 по Мотыгинскому району Красноярского края.
Исходя из анализа вышеуказанного законодательства заработная плата работника должна быть определена в размере не ниже минимального размера оплаты труда, а затем к ней должны быть начислены надбавки и доплаты за особые условия труда (праздничные дни, сверхурочная работа, ночное время и т.д.) и районный коэффициент - 30 % и надбавка за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера -50% согласно прилагаемому расчету:
- за работу в ночное время (А) - оклад : норма рабочего времени в месяце х 0,35 % (по Положению об оплате труда) х количество отработанных часов в ночное время в месяце.
- за работу в праздничные дни (Б) - МРОТ : норма рабочего времени в месяце х количество отработанных часов в праздничные дни в месяце.
- за фактически отработанные часы (В) - МРОТ : норма рабочего времени в месяце х (количество фактически отработанных часов без учета сверхурочных часов.)
Итого = В (фактически отработанное время за месяц) + А (ночные часы) + Б (праздничные часы) х 1,8 (30% районный коэфф. и 50% процентная надбавка за работу в РКС)) - фактически начисленные суммы за отработанный месяц.
Установлено, что Трегубенко М.В. согласно трудовому договору работает в КГБОУ «Мотыгинская школа - интернат» в качестве сторожа на одну ставку, однако, заработная плата с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а также работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, за 2020 - январь - февраль 2021 года начислена в размере минимального размера оплаты труда, в связи с чем, согласно прилагаемым расчетам взысканию подлежит недоначисленная заработная плата в размере 1022,30 руб.
Просит взыскать с Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Мотыгинская школа - интернат» в пользу Трегубенко М.В. недоначисленную заработную плату за период работы январь - декабрь 2020 года, январь - февраль 2021 года в размере 1022,30 руб.
На основании определения Мотыгинского районного суда от 13.07.2021 г. к рассмотрению данного дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено Министерство финансов Красноярского края.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Мотыгинского района Ахтамьянова Г.Р. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. С учетом уточнений от 17.03.2022г. просит взыскать с КГБОУ «Мотыгинская школа - интернат» в пользу Трегубенко М.В. недоначисленную заработную плату за период работы январь - декабрь 2020 года, январь - февраль 2021 года в размере 7 157 рублей 69 копеек.
В судебном заседании материальный истец Трегубенко М.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила исковое заявление прокурора удовлетворить. С расчетами недоначисленной заработной платы, представленными в материалы дела процессуальным истцом, согласна.
В судебном заседании представитель ответчика КГБОУ «Мотыгинская школа - интернат» Соколова О.А., действующая на основании доверенности, исковые требования признала частично, считает, что в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата в размере 4 884 рубля 43 копейки, однако в ходе рассмотрения данного дела согласилась с расчетами, представленными в материалы дела процессуальным истцом.
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства образования Красноярского края, Министерства финансов Красноярского края не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени проведения судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении дела ходатайств не поступало.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права реализует их по своему усмотрению, распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому, неявка лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.
С учётом положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Выслушав мнение помощника прокурора Ахматьяновой Г.Р., материального истца Трегубенко М. В., представителя ответчика КГБОУ «Мотыгинская школа - интернат» Соколову О.А., исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст.7, 37 Конституции РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ч.1 ст.129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
На основании ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст.146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
Статьей 148 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст.149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Согласно ст.153 ТК РФ, работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:
сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;
работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов). Данная правовая позиция находит свое отражение в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018г. №26-П.
В соответствии со ст.154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Согласно п.п.4,5 постановления Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2019г. №17-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ф. Жарова», как следует из буквального смысла статей 149, 152, 153 и 154 Трудового кодекса Российской Федерации, сверхурочная работа, работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается в повышенном размере. Так, в соответствии с названным Кодексом сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере (статья 152), работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере (статья 153), каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях (статья 154).
Установление повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в выходные и нерабочие праздничные дни, работы в ночное время обусловлено повышенными трудозатратами работника, вызванными сокращением времени отдыха либо работой в то время, которое биологически не предназначено для активной деятельности, а также лишением работника возможности распоряжаться временем отдыха, использовать его по прямому предназначению, что приводит к дополнительной физиологической и психоэмоциональной нагрузке и создает угрозу причинения вреда здоровью работой в ночное время либо сокращением времени на восстановление сил и работоспособности.
Приведенное законодательное регулирование призвано не только компенсировать работнику отрицательные последствия отклонения условий его работы от нормальных, но и гарантировать эффективное осуществление им права на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства и согласуется с основными направлениями государственной политики в области охраны труда, одним из которых является приоритет сохранения жизни и здоровья работников (статьи 1 и 2, часть первая статьи 210 Трудового кодекса Российской Федерации).
Привлечение работника в установленном законом порядке к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни, как это следует из Трудового кодекса Российской Федерации, производится на основании распоряжения работодателя с соблюдением предусмотренных законом правил (об ограничении привлечения к ним определенных категорий работников, о необходимости, как правило, получить письменное согласие работника) (статьи 99 и 113). Кроме того, для сверхурочных работ установлено количественное ограничение - не более 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (часть шестая статьи 99). Работа в ночное время осуществляется на основе установленного режима рабочего времени, в том числе графиков сменности (статья 103).
Следовательно, выполнение работы в указанных условиях, отклоняющихся от нормальных, не может производиться на регулярной основе (за исключением случаев приема на работу исключительно для работы в ночное время); при сменной работе количество ночных смен в разных периодах может различаться.
Таким образом, выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в отличие от компенсационных выплат иного характера (за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями), не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, которая исчисляется с учетом постоянно действующих факторов организации труда, производственной среды или неблагоприятных климатических условий и т.п.
Трудовой кодекс Российской Федерации в соответствии с требованиями статей 7 (часть 2) и 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации предусматривает, что величина минимального размера оплаты труда является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников (статья 130). При этом минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть первая статьи 133), а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья статьи 133).
Согласно статье 133.1 ТК РФ, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (части первая, третья и четвертая).
Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений сформулировал следующие правовые позиции относительно института минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации:
институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно -правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (постановление от 27 ноября 2008г. №11-П);
вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления; это согласуется с социально-экономической природой минимального размера оплаты труда, которая предполагает обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени (постановление от 07 декабря 2017г. №38-П);
положения статей 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда, при установлении которой каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования о повышенной оплате труда при осуществлении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (определения от 1 октября 2009г. №1160-0-0 и от 17 декабря 2009г. №1557-0-0);
в механизме правового регулирования оплаты труда дополнительная гарантия в виде минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации должна в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (постановление от 7 декабря 2017г. №38-П).
Из приведенных правовых позиций следует, что положения статей 129, 133 и 133.1 Трудового кодекса. Российской Федерации в системной связи с его статьями 149, 152-154 предполагают наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также повышенную оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при работе в ночное время, сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни.
Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е. работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день.
Это приводило бы к несоразмерному ограничению трудовых прав работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, и вступало бы в противоречие с вытекающими из статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации общеправовыми принципами юридического равенства и справедливости, обусловливающими, помимо прочего, необходимость предусматривать обоснованную дифференциацию в отношении субъектов, находящихся в разном положении, и предполагающими обязанность государства установить правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает справедливую, основанную на объективных критериях, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении. Кроме того, это противоречило бы и статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, устанавливающей гарантию вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации.
При этом положения статей 129 и 133 ТК РФ не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда, при установлении которой каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования о повышенной оплате труда при осуществлении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 октября 2009г. №1160-0-0 и от 17 декабря 2009г. №1557-0-0).
Таким образом, взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Согласно ст. 104 Трудового кодекса РФ когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
Мотыгинский район Красноярского края согласно, Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утверждённому Постановлением Совмина СССР №1029 от 10 ноября 1967 года, относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
На основании п.п. «в» пункта 16 «Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами», утверждённой Приказом Министерства труда РСФСР №2 от 22 ноября 1990 года, процентные надбавки начисляются на заработок (без учёта районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет) в следующих размерах: в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 10 % заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10 % заработка за каждый последующий год работы до достижения 50 % заработка, но не выше 200 рублей в месяц.
Процентная надбавка в Мотыгинском районе Красноярского края применительно к материальному истцу установлена в размере 50 %.
Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС №380/П-17 от 04 сентября 1964 года «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» установлен районный коэффициент 1,3 по Мотыгинскому району Красноярского края.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истица Трегубенко М.В. в период с января по декабрь 2020г., с января по февраль 2021г. состояла в трудовых отношениях с ответчиком КГБОУ «Мотыгинская школа - интернат» в должности сторожа.
Условиями заключенного материальным истцом трудового договора с КГБОУ «Мотыгинская школа - интернат», Коллективным договором и как видно из представленных расчётных листков о начислении Трегубенко М.В. заработной платы, для Трегубенко М.В. установлена 36 часовая пятидневная рабочая неделя. В состав заработной платы материального истца включены должностной оклад, а также районный коэффициент в размере 30% и надбавка за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (северная надбавка), в размере 50%. Режим работы: сменный.
Согласно Коллективного договора, для работников, работающих по сменному режиму устанавливается суммированный учет рабочего времени. Оплата труда данных работников производится ежемесячно за норму часов в расчетном месяце. Подсчет часов переработки ведется после окончания учетного периода. Работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, а за все остальные часы не менее чем в двойном размере (п.5.19).
Положением об оплате труда работников КГБОУ «Мотыгинская общеобразовательная школа –интернат» установлено, что доплата за работу в ночное время производится работникам в размере 35 % части должностного оклада, ставки заработной платы ( рассчитанного за час работы)за каждый час работы в ночное время. Ночным считается время с 22 часов до 06 часов ( п. 3.5).
В соответствии с представленными в материалах дела расчетными листками о начислении заработной платы, табелями учёта рабочего времени, Трегубенко М.В. с учётом отработанного времени начислена заработная плата за январь 2020 г. в размере 21 834 рубля, при этом, истец отработала в январе 2020 года 146,6 рабочих часов, из них 16 часов в ночное время, 24 часа в праздничные дни, за февраль 2020г. а размере 22 639 рублей 61 копейка, при этом, истец отработала в феврале 2020 г. 136,8 рабочих часов, из них 40 часов в ночное время, 9 часов в праздничные дни, за март 2020г. в размере 22 277 рублей 70 копеек, при этом, истец отработала в марте 2020 года 151,2 рабочих часа, из них 40 часов в ночное время, за апрель 2020 г. в размере 22 260 рублей 20 копеек, при этом, истец отработала в апреле 2020 г. 156 рабочих часов, их них 40 часов в ночное время, за май 2020 г. в размере 21 834 рубля, при этом, истец отработала в мае 2020г. 120 рабочих часов, из них 24 часа в ночное время, за июнь 2020 г. в размере 7 278 рублей, при этом, истец отработала в июне 2020 г. 48 рабочих часов, из них 24 часа в ночное время, за август 2020 г. в размере 22 595 рублей 55 копеек, при этом, истец отработала в августе 2020 г. 140 рабочих часов, из них 64 часа в ночное время, за сентябрь 2020 г. в размере 10 733 рубля 40 копеек, при этом, истец отработала в сентябре 2020 г. 72 рабочих часа, из них 24 часа в ночное время, за октябрь 2020 г. в размере 21 834 рубля, при этом истец отработала в октябре 2020 г. 158,4 рабочих часа, из них 56 часов в ночное время, за ноябрь 2020 г. в размере 21 834 рубля, при этом, истец отработала в ноябре 2020 г. 143 рабочих часа, их них 56 часов в ночное время, за декабрь 2020 г. в размере 21 834 рубля, при этом, истец отработала в декабре 2020 г. 164,6 рабочих часов, из них 56 часов в ночное время, за январь 2021г. в размере 23 026 рублей, при этом, истец отработала в январе 2021г. 108 рабочих часов, из них 24 часа в ночное время, 48 часов в праздничные дни, за февраль 2021 г. в размере 27 862 рубля 27 копеек, при этом, истец отработала в феврале 2021 г. 135, 8 рабочих часов, из них 48 часов в ночное время, 8 часов в праздничные дни.
Указанные обстоятельства подтверждаются содержанием исследованных судом приказа о приёме истца на работу, трудовым договором, заключённым между ответчиком с истцом, дополнительными соглашениями к трудовому договору, табелями учёта рабочего времени, расчётными листками, содержащим сведения о размере начисленных и выплаченных истцу денежных сумм, размерах начисленных составных частей заработной платы, датах выплаты истцу заработной платы, количестве фактически отработанных истцом дней (часов) за указанный в иске период.
Статьей 1 Федерального закона № 82-ФЗ от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» на территории Российской Федерации с 01 января 2020 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 12130,00 рублей в месяц, с 01.января 2021 г. в размере 12 792 рубля 00 копеек.
Исходя из положений приведённого трудового законодательства, заработная плата материального истца должна быть определена работодателем с 01 января 2020 года в размере не менее 21834 рубля 00 копеек (12130 х 1,8) в месяц, с 01 января 2021г. не менее 23 025 рублей 60 копеек ( 12 792 х 1,8) при условии полной отработки за этот период нормы рабочего времени и выполнении нормы труда. При этом в указанные начисления не должны входить суммы, начисленные за работу в ночное время и работу в праздничные дни.
Кроме этого, в КГБОУ «Мотыгинская общеобразовательная школа –интернат» установлен суммированный учет рабочего времени, и работник в зависимости от графика сменности перерабатывает (недорабатывает) норму рабочего времени. При таком положении, суд производя расчет исходит из нормы рабочего времени, установленной производственным календарем, поскольку объем сверхурочной работы подлежит определению работодателем лишь по окончании учетного годичного периода, то есть в декабре 2020 г. и 2021 г.
Кроме того, как следует из Коллективного договора, подсчет часов переработки ведется после окончания учетного периода, работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, а за все остальные часы не менее чем в двойном размере
Вместе с тем, доказательств оплаты праздничных дней в двойном размере в материалы дела не представлено.
Подлежащую взысканию с ответчика сумму заработной платы суд определяет как разницу между подлежащей начислению заработной платы и фактически начисленной истцу заработной платой за январь-декабрь 2020 г., январь-февраль 2021г.
Заработная плата Трегубенко М.В. состоит из оклада 2662 рубля ( в период с января 2020г. по май 2020г., 2929 рублей с июня 2020 г. по сентябрь 2020г., 3016 рублея с октября 2020 г. по февраль 2021г.), районного коэффициента - 30%, северной надбавки – 50%, доплаты за работу в ночное время - 35% от оклада.
Таким образом, размер задолженности по заработной плате за январь 2020 года составляет:
12130 ( МРОТ) : 122,40 х 122,4 = 12130
2662( оклад) : 122,4 х 1 6 x 0,35 - 121,79 ( оплата работы в ночное время)
2662 + 159,20 + 532,40 + 399,30 : 122,40 х 24 -735,86 х 2 = 1471,73 - оплата в праздничные дни в двойном размере.
(12130 + 121,79 + 1471,73) х 1,8 = 24702,33
24702,33 - 21834 = 2868,33 руб.
За февраль 2020 года:
12130: 136,8 х 136,8- 12130
2662 : 136,8 х 40 х 0,35 = 272,43( оплата работы в ночное время)
2662 + 133,10 + 532,40 + 399,30 : 136,8 х 9 =245,18 х 2 = 490,37 - оплата в праздничные дни в двойном размере.
(12130 + 272,43 + 490,37) х 1,8 = 23207,04
23207,04 - 22639,61 = 567,43 руб.
За март 2020 года:
12130 : 151,2 х 151,2 = 12130
2662 : 151,2 х 40 х 0,35 = 246,48
(12130 + 246,48) х 1,8 =22277,70
22277,70 - 22277,70 = 0.
За апрель 2020 года:
12130 : 157,4 х 156=12022,11
2662 : 157,4 х 40 х 0,35 = 236,77
(12022,11 + 236,77) х 1,8 = 22066
22066 - 22260,20 = - 194,21 руб.
За май 2020 года:
12130 : 121,4 х 120 = 11990,12
2662 : 121,4 х 24 х 0,35 = 184,19
(11990,12+ 184,19) х 1,8 = 21913,76
21913,76 - 21834 = 79,76 руб.
За июнь 2020 года:
12130: 150,20 x48 = 3876,43
2928 : 150,2 x24 x0,35 = 163,75
(3876,43 + 163,75) х 1,8 = 7272,32
7272,32 - 7278 = - 5,68 руб.
За август 2020 года:
12130 : 151,2 х 140 = 11231,48
2928 : 151,2x64 x0,35 =433,78
(11231,48 + 433,78) х 1,8 = 20997,46
20997,46 - 22595,55 = - 1598,09 руб.
За сентябрь 2020 года:
12130 : 158,4x72 = 5513,64
2928 : 158,4x24x 0,35 = 155,27
(5513,64 + 155,27) х 1,8 = 10204,04
10204,04 - 10733,40 = -529,36 руб.
За октябрь 2020 года:
12130 : 158,4 х 158,4= 12130
3016 : 158,4 х 56 х 0,35 = 372,72
(12130 + 372,72) х 1,8 = 22504,90
22504,90 - 21834 = 670,90 руб.
За ноябрь 2020 года:
12130 : 143 х 143 = 12130
3016 : 143 х 56 x 0,35 =413,38
(12130 + 413,38) х 1,8 = 22578,09
22578,09 - 21834 = 744,09 руб.
За декабрь 2020 года:
12130 : 164,6 х 164,6= 12130
3016 : 164,6 х 56 x 0,35 =359,13
(12130 + 359,13) х 1,8 = 22480,44
22480,44 - 21834 = 646,44 руб.
За январь 2021 года:
12792 : 108 х 108 = 12792
3016 : 108 x24x0,35 = 234,58
3016 + 150,80 + 603,20 + 452,40 : 108 х 48 =1876,62 х 2 = 3753,24 - оплата в праздничные дни в двойном размере.
(12792 + 234,58 + 3753,24) х 1,8 = 30203,68
30203,68 - 23026 = 7177,68 руб.
За февраль 2021 года:
12792 : 135,8 х 135,8 = 12792
3016 : 135,8 x 48 x 0,35 = 373,11
3016 + 150,80 + 603,20 + 452,40 : 135,8 х 8 =248,74 х 2 = 497,48 - оплата в праздничные дни в двойном размере.
(12792 + 373,11 + 497,48) х 1,8 = 24592,67
24592,67 - 27862,27 = - 3269,60 руб.
Итоговый размер задолженности по заработной плате Трегубенко М.В. за период с января по декабрь 2020г., с января по февраль 2021 г. составляет 2 868,33+ 567,43 + 0 - 194,21 + 79,76 - 5,68 - 1598,09 -529,36 + 670,90 + 744,09 + 646,44 + 7177,68 - 3269,60 = 7157,69 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С учетом изложенного, суд взыскивает с ответчика Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения « Мотыгинская школа-интернат» госпошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Мотыгинского района Красноярского края Бородкина П.А. в интересах Трегубенко ФИО11 к Краевому государственному бюджетному общеобразовательному учреждению « Мотыгинская школа-интернат» о взыскании недоначисленной заработной платы – удовлетворить.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения « Мотыгинская школа-интернат» недоначисленную заработную плату за период с января по декабрь 2020 г., с января по февраль 2021 г. в пользу Трегубенко ФИО12 в размере 7157 (Семь тысяч сто пятьдесят семь) рублей 69 копеек.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения « Мотыгинская школа-интернат» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 (Четыреста) рублей 00 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий О.Ю. Петушкова
Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2022 года.