Дело № 2-3905/2022
УИД 33RS0002-01-2022-005345-10
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
12 декабря 2022 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Веселовой А.О.,
при секретаре Макаровой В.О.
с участием:
истца Мирзоахмадовой М.Д.
представителя ответчика –
администрации города Владимира Таланова А.А.
третьего лица Мунаварова С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Мирзоахмадовой Муниры Джалолидиновны к администрации города Владимира об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке
УСТАНОВИЛ:
Мирзоахмадова М.Д. обратилась в суд с иском к администрации г.Владимира об обязании предоставить ее семье в составе 3 человек (заявитель, ФИО7 и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, соответствующее требованиям раздела III постановления Правительства РФ от 09.07.2016 № 649, а также СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», с учетом права на дополнительную жилую площадь, общей площадью не менее 55 кв.м во внеочередном порядке.
В обоснование иска указала, что ее сын Мунаваров Умар Сарварджонович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты>, имеет диагноз: <данные изъяты>, что в соответствии с приказами Минздрава РФ №987н от 29.11.2012 и №991н от 30.11.2012 дает ему право на жилищные льготы – внеочередное предоставление жилого помещения и дополнительную жилую площадь.
В целях постановки на учет нуждающихся и получения в дальнейшем жилого помещения она обратилась с заявлением в администрацию города Владимира о признании ее семьи малоимущей. К заявлению были приложены все необходимые документы, в т.ч. справки о жилищных льготах ребенка. Постановлением администрации города Владимира № 2522 от 04.10.2021 она и члены ее семьи признаны малоимущими. Во исполнение апелляционного определения Владимирского областного суда от 16.06.2022 (№33а-1840/2021) в постановление администрации города Владимира №2958 от 23.11.2021 внесено изменение, согласно которому ее семья принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты подачи первоначального заявления (14.10.2021). В нарушение п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ до настоящего времени жилое помещение им не предоставлено. Ее сын нуждается в постоянном уходе, следовательно, предоставление ему жилого помещения без учета родителей, как лиц, непосредственно осуществляющих уход, будет фактически нарушать его права. Его проживание в отдельном жилье без родителей невозможно. Поскольку на учете они состоят семьей из трех человек, им должно быть предоставлено жилое помещение не менее 55 кв.м, исходя из решения Совета народных депутатов города Владимира №164 от 19.05.2005(45 кв.м), с учетом права на дополнительную площадь в размере 10 кв.м согласно постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 28.02.1930 «О праве пользования дополнительной жилой площадью» и соответствующее строительным нормативам, касающимся обеспечения доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в жилые дома (СП 59.133302016).
В судебном заседании истец на иске настаивал.
Представитель ответчика - администрации г.Владимира Таланов А.А. (по доверенности) в судебном заседании просил в иске отказать в полном объеме. Не оспаривая права истца на внеочередное предоставление жилья, указал, что в настоящее время требуется время для подбора необходимого жилья с учетом соблюдения прав малобильных групп населения.
Определением суда от 06.10.2022 к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования, привлечен Мунаваров С.С. (супруг), который в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу абз.6 ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Названной статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" также закреплено, что жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649.
Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр также утвержден свод правил 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». СНиП 35-01-2001, разделом 7 которых предусмотрены специальные требования к местам размещения и проживания инвалидов.
Согласно ч.4 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч.2 ст.57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со ст.40 (ч.3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализацию его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Такой перечень утвержден приказом Минздрава России от 29.11.2012 N987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.Решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 19.05.2005 N 164 "Об учетной норме и норме предоставления жилого помещения по договору социального найма" установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности (ч.8 ст.57 ЖК РФ).
Частью 1 ст.58 ЖК РФ предусмотрено, что при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.
В силу ч.2 ст.58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Мирзоахмадова М.Д. и Мунаваров С.С. являются родителями несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который является <данные изъяты>, страдает <данные изъяты>
Указанные заболевания входят в п.4 Перечня тяжелых форм заболеваний, утвержденного приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года N987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире" и п.9 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного приказом Минздрава России от 30.11.2012 N991н.
Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации <данные изъяты> от 16.05.2022 ФИО1 нуждается в технических средствах реабилитации, в т.ч. кресло-коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в т.ч. для больных ДЦП комнатная, кресло-коляска с ручным приводом (прогулочная) шириной сиденья 37, глубиной сиденья 31.
Ребенок вместе с родителями зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <...>
Иного жилья в собственности ни истец, ни третье лицо не имеют.
Постановлением администрации г.Владимира №2522 от 04.10.2021 Мирзоахмадова М.М. составом семьи 3 человека (заявитель – глава семьи, Мунаваров С.С. – супруг, ФИО1- сын) признаны малоимущими в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.
Постановлением администрации города Владимира №5544 от 01.11.2022 в соответствии с п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ Мирзоахмадова М.Д. составом семьи 3 человека включена в отдельный список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22 января 2018 г. N 4-П по делу о проверке конституционности п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в связи с жалобой ряда граждан указал, что согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты (ст. 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (чч. 1 и 2 ст. 38).
Действующее законодательство, учитывая физическую и умственную незрелость несовершеннолетнего ребенка, а в отношении ребенка-инвалида - также необходимость постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, исходит из того, что местом жительства ребенка является место жительства его семьи (законного представителя), и устанавливает обязанность родителей (иных законных представителей) проживать совместно с ребенком.
Несовершеннолетние дети, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378), в частности дети-инвалиды, тем более нуждаются в том, чтобы им были обеспечены условия для полноценного развития и интеграции в общество. В этих целях при осуществлении правового регулирования общественных отношений с участием инвалидов необходимо учитывать их интересы и потребности как лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, что предполагает не только создание специальных правовых механизмов, предоставляющих инвалидам дополнительные преимущества и гарантирующих им право на равные с другими гражданами возможности при реализации конституционных прав, но и введение мер социальной поддержки для лиц, осуществляющих социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов и ухода за ними, связанную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами, с тем чтобы определенным образом компенсировать таким лицам соответствующие обременения, возникающие в связи с необходимостью обеспечивать особые нужды и потребности детей-инвалидов, обусловленные их возрастом и состоянием здоровья.
Как указал Конституционный Суд РФ в постановлениях от 22.01.2018 N 4-П, от 01.02.2021 N 3-П решение о внеочередном предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, принимается с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним, а если это необходимо, то и других членов его семьи, а решение о предоставлении жилого помещения гражданину, признанному недееспособным и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, - с учетом площади, достаточной не только для проживания указанного гражданина, но и для возможности получать необходимый уход от опекуна, являющегося членом его семьи.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение гражданам указанной категории должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Жилищное законодательство не предоставляет органу местного самоуправления права самостоятельного установления сроков исполнения возложенной на него обязанности по внеочередному обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе, путем создания очереди из лиц, обеспечение которых жилым помещением должно осуществляться незамедлительно.
С учетом приведенных выше правовых норм и фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что семья истца имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, поскольку их ребенок является инвалидом, страдает тяжелой формой хронического заболевания, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, в силу возраста и особенностей не может обеспечивать себя самостоятельно, нуждается в постоянной опеке и заботе своих родителей.
Фактически право истца на внеочередное обеспечение жилым помещением ответчиком не оспаривается. Вместе с тем до настоящего времени истец жилым помещением на состав семьи 3 человека не обеспечен. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Отсутствие в муниципальном образовании свободных жилых помещений для обеспечения жильем ребенка-инвалида-колясочника не освобождает администрацию города Владимира от исполнения возложенной на нее законом обязанности и не может послужить основанием для отказа в иске, так как это приведет к нарушению гарантированных Конституцией РФ и законом прав.
При изложенных обстоятельствах суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
исковые требования Мирзоахмадовой Муниры Джалолидиновны удовлетворить.
Обязать администрацию города Владимира вне очереди предоставить по договору социального найма Мирзоахмадовой Мунире Джалолидиновне на состав семьи 3 человека (Мирзоахмадова М.Д. – заявитель, Мунаваров С.С. – супруг, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения –сын) благоустроенное жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, условиям доступности для инвалида, в границах муниципального образования город Владимир общей площадью не менее 15 кв.м на одного члена семьи, с учетом права на дополнительную жилую площадь не более 15 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья А.О. Веселова
Решение суда принято в окончательной форме 19.12.2022
Судья А.О. Веселова