Дело № 12-50/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
11 июля 2018 года .........................
Судья Шумерлинского районного суда Чувашской Республики Никитин А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации ........................ Республики на постановление мирового судьи судебного участка № ___________ ........................ Республики от "___" ___________ г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № ___________ ........................ Республики от "___" ___________ г. юридическое лицо - администрация ........................ Республики (далее по тексту – Администрация) привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ. Из постановления следует, что "___" ___________ г. инспектором по ИАЗ ОГИБДД МО МВД РФ «Шумерлинский» была проверка автомобильной дороги по ........................ Республики, в ходе которой были выявлены следующие недостатки: на проезжей части дороги имеются многочисленные ямы и выбоины, превышающие по размерам допустимые, установленные ГОСТом 50597-93 п.3.1.2.
Не согласившись с данным постановлением, представитель Администрации обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление мирового судьи и прекратить производство по делу об административном правонарушении. Жалоба мотивирована тем, что:
А) Участок дороги, расположенный по адресу: г, Шумерля, ........................, был включен Администрацией в соглашение о предоставлении в 2018 году субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету ........................ на софинансирование расходов по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения. Однако Собранием депутатов ........................ денежные средства заложены не были. На основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования вносилось предложение о выделении бюджетных ассигнований и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению;
Б) В соответствии с Федеральным законом от "___" ___________ г. № ___________- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Администрация осуществляет закупки товаров, работ, услуг на основании плана - графика на 2018 г., посредством проведения электронных торгов. Так как денежные средства на ремонт участка дороги по адресу: ........................ в бюджет ........................ заложены не были включить в
план-график на 2018 г. процедуру торгов на заключение контракта на выполнение работ на ремонт данного участка дороги не предоставляется возможным. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, если действия лица, повлекшие данное правонарушение осуществлялись в состоянии крайней необходимости. Администрации необходимо было соблюдать Правила формирования, визирования и последующего ведения плана-графика, предусмотренные Федеральным законом от "___" ___________ г. № ___________- ФЗ;
В) Как следует из представленных в дело фотоматериалов, на участке дороги имеются дефекты. Однако данные фотоматериалы не могут быть приняты в качестве доказательства по делу об административном правонарушении, так в них отсутствует указание на техническое средство, которым проводилась фотосъемка, время и место проведение фотосъемки. Других доказательств по делу не представлено;
Г) Дефицит бюджетных средств ........................ подтверждается Решение Собрания депутатов ........................ от "___" ___________ г. № ___________. Поэтому данный штраф будет, ощутим для Администрации. При этом при назначении наказания суд должен был учесть смягчающие обстоятельства - тяжелое материальное положение Администрации;
Д) Кроме того, ответственность за данное правонарушение должно было нести Управление градостроительства и городского хозяйства Администрации, которое является юридическим лицом, а не Администрация.
Просят отменить постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Администрации и прекратить производство по делу.
Представитель Администрации Сотниченко Д.В. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме и просила отменить постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в отношении Администрации и прекратить производство по делу.
Представитель МО МВД России «Шумерлинский» в судебное заседание не явился, надлежаще извещен.
Изучив материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении жалобы отказать, исходя из следующего.
Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Часть 1 ст.12.34 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от "___" ___________ г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от "___" ___________ г. №196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от "___" ___________ г. № ___________ «О Правилах дорожного движения» (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от "___" ___________ г. № ___________ утвержден ГОСТ Р 50597-93. «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее - ГОСТ Р 50597-93), которым определены, в том числе перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.
Согласно Акту выявления недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, составленному "___" ___________ г. инспектором по ИАЗ ОГИБДД МО МВД России «Шумерлинский», на участке дороги ........................, заезд во двор домов № ___________ и № ___________ по ........................ на проезжей части имеется яма длиной 2 м 40 см, шириной 1 м 30 см, глубиной 13 см.
Согласно Акту выявления недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, составленному "___" ___________ г. инспектором по ИАЗ ОГИБДД МО МВД России «Шумерлинский», на участке дороги ........................, возле ........................ на проезжей части имеется яма длиной 1 м 40 см, шириной 60 см, глубиной 9 см.
В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.
Довод жалобы о том, что администрация ........................ необоснованно привлечена к административной ответственности, так как не уполномочена на проведение мероприятий муниципального контроля в отношении автомобильных дорог местного значения, и что соответствующим уполномоченным органом является Управление градостроительства и городского хозяйства администрации ........................, суд считает несостоятельным.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от "___" ___________ г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от "___" ___________ г. №257-ФЗ).
В соответствии с п.12 ст.3 данного Федерального закона содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п.6 указанной статьи содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно п.6 ч.1 ст.13 Федерального закона от "___" ___________ г. №257-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от "___" ___________ г. №196-ФЗ).
В силу приведенных выше требований пункта 13 Основных положений обязанность по содержанию дорог и дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил возложена на должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от "___" ___________ г. №257-ФЗ).
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от "___" ___________ г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от "___" ___________ г. №131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно п.5 ст.7 Устава ........................ Республики к вопросам местного значения ........................ относятся в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах ........................ и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах ........................, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений изложенных норм в совокупности, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что соответствующий орган местного самоуправления является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения, в том числе в части контроля за выполнением мероприятий по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
По смыслу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.
Следовательно, сделать вывод о невиновности лица возможно только при наличии объективно непредотвратимых обстоятельств либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля данного лица.
Таким образом, установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии при отсутствии доказательств принятия администрацией всех зависящих от нее мер к соблюдению действующего законодательства с учетом положений Федерального закона от "___" ___________ г. №257-ФЗ, Федерального закона от "___" ___________ г. №196-ФЗ, а также названных выше Основных положений свидетельствует о том, что администрация, будучи лицом, в обязанности которого входит осуществление контроля за мероприятиями по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, является субъектом вмененного ей административного правонарушения, подлежит административной ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и обоснованно привлечена к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе административного расследования установлено, что лицом, ответственным за содержание указанных автомобильных дорог является администрация ........................ Республики.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Административное наказание назначено ниже предусмотренного санкцией ст.12.34 КоАП РФ с учетом положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, т.е. наличия исключительных обстоятельств, связанных с имущественным и финансовым положением администрации .........................
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену оспариваемого постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Исходя из этого, оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № ___________ ........................ Республики от "___" ___________ г. о привлечении администрации ........................ Республики к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу представителя администрации ........................ Республики – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно с момента его оглашения.
Судья: