Дело №2-1079/2020
39RS0001-01-2019-008028-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2020 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Седовой Е.А.,
при помощнике Переваловой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мазурского В.Г. к ФКУ «Венный комиссариат Калининградской области» о перерасчете пенсии, взыскании недополученной части пенсии с учетом индексации,
УСТАНОВИЛ:
Мазурский В.Г. обратился в суд с иском к военному комиссариату Калининградской области, в обоснование которого указал на то, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по линии Министерства обороны РФ, выплата которой была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с нарушением прав он обращался в Псковский городской суд Псковской области с иском о возложении обязанности передать его личное дело в военный комиссариат Калининградской области, и в рамках судебного разбирательства было установлено, что его права были нарушены отделом полиции № 1 УМВД России по г. Пскову. Впоследствии его личное дело было направлено и выплата пенсии возобновилась с ДД.ММ.ГГГГ. При обращении к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии недополученной части пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении такого заявления ему было отказано. Однако с таким решением он не согласен, поскольку полагает, что выплата пенсии должна производиться при переезде на новое место жительства или пребывания в пределах территории Российской Федерации с момента ее приостановления по прежнему месту жительства, несвоевременный перерасчет пенсии нарушает его права и наносит материальный ущерб. На основании изложенного просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и выплатить недополученную пенсию с учетом индексации за указанный период, возместив причиненные убытки.
Истец Мазурский В.Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Представитель истца Макаров И.С., действующий на основании доверенности, просил иск удовлетворить по основаниям, изложенным в письменных возражениях на отзыв ответчика. Дополнительно пояснил, что истец на территории Калининградской области зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, до указанного времени проживал в Псковской области. По запросу военного комиссариата Калининградской области своевременно не было перенаправлено личное дело пенсионера по новому месту его жительства, в связи с чем по вине должностных лиц выплата пенсии была приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ. При этом на территории Республики Беларусь он не проживал, работал дистанционно в Брестской области Республики Беларусь по 2015 год, получателем пенсии на территории данного государства в соответствии с Соглашением не являлся, имеет в Беларуси квартиру, которую сдает по договору найма. В городе Советске Калининградской области имеет также регистрацию по месту пребывания, однако кем приходятся истцу собственники квартир, по адресам у которых он зарегистрирован, затрудняется ответить.
Представители ответчика Крайнов В.И., Ширяева Е.И., действующие на основании доверенностей, просили в исковых требованиях отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Дополнительно указали, на то, что выплата пенсии за выслугу лет была приостановлена и прекращена военным комиссариатом Псковской области с ДД.ММ.ГГГГ в связи с непроживанием по фактическому адресу на территории Российской Федерации, данное решение пенсионером не оспорено. На территории Калининградской области выплата возобновлена с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку поступили сведения о том, что только ДД.ММ.ГГГГ истец выбыл по прежнему месту регистрации на территории Республики Беларусь. При этом наличие регистрации в г. Советске Калининградской области с октября 2017 года не является безусловным основанием для возобновления выплаты пенсии. Обращали внимание на то, что в Псковской области истец имел регистрацию по адресу госпиталя, фактическое место жительства на территории России не подтверждено.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обозрев личное дело военного пенсионера, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон № 4468-I).
В статье 1 Закона № 4468-I перечислены категории лиц, на которых распространяется действие данного закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.
Согласно пункту «а» ч. 1 ст. 11 Закона № 4468-I пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах «б» и «в» этой статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 данного закона, а также их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
Частью 1 ст. 56 Закона № 4468-I установлено, что выплата пенсий, предусмотренных настоящим законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество «Сбербанк России» путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (ч. 9 ст. 56 Закона № 4468-I).
Таким образом, общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.
Статьей 2 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года) определено, что пенсионное обеспечение военнослужащих вооруженных сил государств - участников Содружества регулируется специальным Соглашением.
Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года (далее - Соглашение от 15 мая 1992 года).
Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.
Согласно статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 года при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
В силу названных положений соглашений от 13 марта 1992 года и от 15 мая 1992 года для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с данными соглашениями, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации. Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Таким образом, имеющим значение для дела обстоятельством при разрешении споров, касающихся назначения и дальнейшей выплаты на территории Российской Федерации пенсии пенсионеру, переселившемуся из государства - участника названных выше соглашений, является установление его постоянного проживания в Российской Федерации по адресу, указанному им как место жительства в заявлении в соответствующий пенсионный орган.При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 года № 14-П, от 04 апреля 1996 года № 9-П, от 15 января 1998 года N 2-П, от 02 февраля 1998 года № 4-П и от 02 июня 2011 года № 11-П; определения от 05 октября 2000 года № 199-О, от 04 марта 2004 года № 146-О, от 06 октября 2008 года № 619-О-П, от 13 октября 2009 года № 1309-О-О, от 27 мая 2010 года N 741-О-О, от 17 ноября 2011 года N 1597-О-О, от 05 июня 2012 года № 1059-О, от 17 июня 2013 года № 996-О).
Статьей 50 Закона № 4468-I определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 данного закона, и их семей осуществляется, в частности, Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
Так Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года № 885н и подлежащими в силу статьи 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I применению при разрешении настоящего спора, предусмотрена возможность приостановления или прекращения выплаты пенсии пенсионным органом.
Одним из оснований прекращения выплаты страховой пенсии (п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») является утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.
Из содержания пунктов 73 - 83 названных правил следует, что возобновление или восстановление выплаты пенсии производится пенсионным органом на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов, подтверждающих устранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления или прекращения выплаты пенсии.
Судом установлено, что подполковник Мазурский В.Г. ДД.ММ.ГГГГ уволен с действительной военной службы и в соответствии с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ являлся получателем пенсии за выслугу лет через военный комиссариат Псковской области по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплаты производились истцу от военного комиссариата Брестской области Республики Беларусь, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в военном комиссариате Псковской области.
В дальнейшем Военным комиссариатом Псковской области принято решение о приостановлении истцу выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием фактического проживания по адресу указанному в заявлении и невозможности установления место его нахождения.
О принятом решении военному пенсионеру направлялось уведомление ДД.ММ.ГГГГ как по адресу, указанному в г. Пскове, так и в г. Кобрине на территории Республики Беларусь.
ДД.ММ.ГГГГ лицевой счет на пенсионера отозван в связи с неявкой в течение 6 месяцев за оформлением пенсии, о чем истец также уведомлялся письмами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по адресам в г. Пскове и г. Кобрине.
ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом Псковской области принято решение об удержании излишне выплаченных сумм пенсии.
Вместе с тем приостановление (прекращение) на территории Российской Федерации выплаты пенсии Мазурскому В.Г. в связи с необходимостью установления его постоянного проживания в Российской Федерации не означает лишение его права на пенсионное обеспечение, поскольку предполагает возобновление выплаты пенсии в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для такого приостановления (прекращения).
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован по <адрес> в г. Советске Калининградской области. Кроме того, имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: Калининградская область, г. Советск, <адрес>, жилые помещения принадлежат на праве собственности Т.Л.С. и И.П.Г. соответственно.
ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом (городов Советск, Неман и Славск, Неманского и Славского районов Калининградской области) от Мазурского В.Г. принято заявление о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет.
В этот же день истребовано пенсионное дело в Военном комиссариате Псковской области.
ДД.ММ.ГГГГ военный комиссариат (городов Советск, Неман и Славск, Неманского и Славского районов Калининградской области) был уведомлен о том, что личное дело пенсионера находится в отделе полиции № 1 УМВД России по г. Пскову.
ДД.ММ.ГГГГ ввиду непоступления личного дела документы Мазурского В.Г. возвращены без исполнения.
Личное дело поступило в военный комиссариат Калининградской области ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Мазурский В.Г. повторно обратился с заявлением о возобновлении выплаты пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ документы Мазурского В.Г. были возвращены без исполнения, поскольку из материалов личного дела следует, что пенсионер на территории Псковской области не проживал. Имеет паспорта гражданина РФ, а также документирован паспортом гражданина Республики Беларусь №, выданным ДД.ММ.ГГГГ в г. Кобрине Брестской области. Имеет в собственности квартиру в Республике Беларусь по адресу: <адрес>. а также регистрацию по указанному адресу.
При этом в представленных документах отсутствуют документы, подтверждающие снятие его с регистрационного учета в Республике Беларусь либо справка Консульского отдела.
На запрос суда отделение посольства Республики Беларусь в РФ в г. Калининграде сообщило о том, что Мазурский В.Г. на консульском учете в г. Калининграде не состоял, через данное отделение не документировался.
Как следует из сведений, предоставленных ДД.ММ.ГГГГ Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Брестское областное управление Кобринский районный отдел Мазурский В.Г. зарегистрирован в <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял работу в ООО «Кобринская кузнечная мастерская», кроме того аналогичные сведения о регистрации предоставлены и Управлением по труду, занятости и социальной защите Кобринского райисполкома Брестской области Республики Беларусь, в том числе о том, что получателем пенсии истец не является.
При этом, из договора найма жилого помещения частного жилищного фонда граждан установлено, что Мазурский В.Г. принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение по указанному адресу предоставил в наем ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о его нахождении в указанный период времени на территории Республики Беларусь.
Согласно разъяснениям отделения посольства Республики Беларусь в Российской Федерации в г. Калининграде от ДД.ММ.ГГГГ № национальные паспорта граждан Республики Беларусь серии РР выданные Министерством иностранных дел Республики Беларусь являются подтверждением выписки граждан из Беларуси в Россию.
Судом установлено, что паспорт указанной серии, выданный Мазурскому В.Г. ДД.ММ.ГГГГ, листок убытия с отметкой о снятии с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ по адресу №, карточка регистрации с отметкой о снятии по указанному адресу представлены истцом в военный комиссариат Калининградской области вместе с заявлением о возобновлении выплаты пенсии ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что фактическое переселение для постоянного проживания в Российской Федерации произошло с ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, ответчиком обоснованно назначена выплата пенсии с указанной даты.
При этом, вопреки доводом стороны истца, решение Псковского городского суда Псковской области от 17 мая 2018 года, которым Мазурскому В.Г. отказано в удовлетворении исковых требований к военному комиссариату Псковской области о возложении обязанности передать пенсионное дело в военный комиссариат Калининградской области, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку основанием приостановления выплаты пенсии являлось непроживание истца в Псковской области и невозможность установления его фактического места жительства на территории России, а не длительное ненаправление пенсионного дела в военный комиссариат Калининградской области в связи с проверкой документов отделом полиции.
При этом истец, проживая на территории Республики Беларусь, в рамках вышеназванного Соглашения имел право на пенсионное обеспечение по нормам пенсионного законодательства и за счет средств этого государства в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами права оснований для удовлетворения исковых требований Мазурского В.Г. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мазурского В.Г. к ФКУ «Венный комиссариат Калининградской области» о перерасчете пенсии, взыскании недополученной части пенсии с учетом индексации оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2020 года.
Судья Е.А. Седова