Дело № 2-77/2022
11RS0005-01-2021-006390-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,
при секретаре Говязовой Е.Д.,
с участием представителя ответчиков Анисимовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 20.01.2022 гражданского дела по исковому заявлению Медведева А.А. к федеральному казённому учреждению исправительная колония № 24 Управления ФСИН России по Республике Коми, ФСИН России об истребовании имущества из чужого незаконного владения, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Медведев А.А. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми о признании действий (бездействий) должностных лиц, выраженных в нарушении прав, незаконными, компенсации морального вреда 2400000 рублей, обязании вернуть изъятые вещи – машинку для стрижки, медицинские маски, медицинские перчатки и антисептики, в обоснование требований указав, что отбывает наказание в ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, в ходе проведения обыскных мероприятий у него был изъят триммер, а также изъяты из посылок медицинские маски, медицинские перчатки и антисептики, «постригательная» машинка. В связи с имеющимся заболеванием «...» использование бритвенного станка вызывает у истца раздражение кожи. Обращался с заявлением о возврате «постригательной» машинки, которая необходима для поддержания гигиены, однако она истцу не возвращена. Ответчиком телефонные звонки с болеющими родственниками истцу не предоставляются, психологическая помощь не оказывается, предпринятые в отношении истца действия связывает с преследованием в связи с исповедованием религии «...», а «масочный режим» сотрудниками ответчика не соблюдается.
В последующем настаивал, что им заявлены требования об истребовании имущества из чужого незаконного владения; в связи с нарушением его имущественных прав ему причинен моральный вред 100000 рублей; в остальной части требования являются требованиями о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Определением суда от 20.12.2021 требования о признании незаконными действий (бездействий) в связи с нарушением прав на оказание психологической помощи, на телефонные разговоры, на исповедование религии, взыскании денежной компенсации выделены в отдельное производство для рассмотрения по правилам административного судопроизводства.
Определением суда от 29.09.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФСИН России.
Определениями суда от 18.11.2021, от 02.12.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены, соответственно, Ахметгареева С.И., Игнатов А.Н.
В судебное заседание вызывались лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом.
Истец отбывает наказание в виде лишения свободы, техническая возможность видеоконференц – связи в суде отсутствует. В предыдущих судебных заседаниях истец на иске настаивал.
Представитель ответчиков по доверенности Анисимова А.В. исковые требования не признала, представила соответствующий письменный отзыв.
Третьи лица в судебное заседание не явились, не просили об отложении судебного разбирательства, в предыдущих судебных заседаниях позицию ответчиков поддержали.
Суд с учетом мнения представителя ответчиков и положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Установлено материалами дела, и какими – либо доказательствами не опровергнуто, что истец отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК – 24 УФСИН России по Республике Коми с <...> г. в строгих условиях содержания.
Из поступившей истцу 26.01.2021 посылки сотрудником ФКУ ИК – 24 УФСИН России по Республике Коми Ахметгареевой С.И. изъяты и помещены на хранение, в том числе, антисептики 2 шт, маски одноразовые 4 шт, перчатки смотровые латексные 50 шт, перчатки диагностические 39 шт. Из поступившей истцу 18.08.2021 посылки сотрудником ФКУ ИК – 24 УФСИН России по Республике Коми Игнатовым А.Н. изъята машинка для стрижки.
В соответствии со ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии с ч.1 ст.150, ст.151 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Статья 1099 ГК РФ устанавливает, что основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В силу ч.2 ст.10 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Согласно части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В силу ст.90 УИК РФ осужденным к лишению свободы мужчинам разрешается получение посылок, передач и бандеролей в количестве, установленном статьями 121, 123, 125 и 131 настоящего Кодекса. Посылки и передачи с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемыми осужденными в соответствии с медицинским заключением, не включаются в количество посылок и передач, установленное статьями 121, 123, 125 и 131 настоящего Кодекса. Они направляются в медицинскую часть исправительного учреждения для лечения соответствующих осужденных. Посылки, передачи и бандероли подвергаются досмотру.
В силу п.6 ст.82 УИК РФ перечень запрещенных вещей и документов устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В приложении №1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 № 295, в перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать включены электробытовые приборы (за исключением электробритв, бытовых электрокипятильников заводского исполнения мощностью не более 0,5 кВт).
Машинка для стрижки («постригательная» машинка) является электробытовым прибором, не разрешенным к получению или наличию при осужденном. Также отсутствуют медицинские назначения для использования административным истцом медицинских масок, перчаток, антисептиков как предметов медицинского назначения.
При таких обстоятельствах нахождение имущества истца во владении ФКУ ИК – 24 УФСИН России по Республике Коми не свидетельствует о незаконности владения, а требований о признании незаконными действий по изъятию имущества для рассмотрения в административном судопроизводстве истец не заявлял.
В отсутствие нарушения имущественных прав истца само по себе указание истца на наличие физических страданий, причиняемых обострением кожного заболевания "...", нравственных страданий в результате опасения заразиться инфекционным заболеванием, на что ссылается истец в обоснование исковых требований, достаточным основанием для взыскания компенсации морального вреда не является.
В связи с изложенным в удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления Медведева А.А. к федеральному казённому учреждению исправительная колония № 24 Управления ФСИН России по Республике Коми, ФСИН России об истребовании имущества из чужого незаконного владения, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путём подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 27.01.2022.
Судья Берникова Е.Г.