Мотивированное решение изготовлено 2 мая 2023 г.
Дело № 2-72/2023
УИД 83RS0001-01-2022-001714-06
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Нарьян-Мар 24 апреля 2023 г.
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,
при секретаре Майнусове П.З.,
с участием представителя истца Роллер А.Н.,
ответчика Машкова Ф.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Рабочий поселок Искателей» Заполярного района Ненецкого автономного округа к Машкову Федору Михайловичу о признании нахождения движимого имущества на земельном участке незаконным, возложении обязанности освободить земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования «Рабочий поселок Искателей» Заполярного района Ненецкого автономного округа обратилась в суд с иском к Машкову Федору Михайловичу о признании нахождения движимого имущества на земельном участке незаконным, возложении обязанности освободить земельный участок.
Требования мотивирует тем, что в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером: № площадью 93 кв.м. располагается временная торговая точка, принадлежащая ответчику. Ранее земельный участок был предоставлен под временную торговую точку Машкову Ф.М. сроком до 04.12.2017. По истечении срока договора аренды земельного участка о продлении права аренды земельного участка ни одна сторона не заявила. 6 апреля 2022 г. Машкову Ф.М. направлено уведомление о расторжении договора аренды на земельный участок. В настоящее время право аренды на земельный участок прекращено. Указанный земельный участок является частью земельного участка с кадастровым номером 83:00:000000:11256 с разрешенным использованием: под автомобильную дорогу, в связи с чем, учитывая прекращение действия договора аренды расположение на указанном земельном участке объекта является незаконным. Объект является движимым, капитальное строительство не осуществлялось, разрешительная документация на размещение – отсутствует.
Просит признать нахождение движимого имущества – временной торговой точки напротив здания <адрес> на земельном участке с кадастровым номером :№ незаконным и возложить на ответчика обязанность освободить земельный участок от указанного движимого имущества.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, указав, что в настоящее время прав на земельный участок у ответчика не имеется, в связи с чем размещение на нем движимого имущества является незаконным. Имущество является движимым и не связано с землей, что подтверждается представленной справкой.
Ответчик в судебном заседании с требованиями не согласился. Ссылается на то, что спорный объект принадлежит ему, указав, что у него имелись разрешения на размещение объекта, однако в настоящий момент он не может найти указанные документы, а земельный участок был предоставлен надлежащим образом. Полагает, что объект является капитальным и является магазином «Альфа». Указывает, что основания для изъятия земельного участка отсутствовали.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Заслушав представителя истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.
В силу ст.72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования.
Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, истец наделен правом на обращение в суд с указанным иском.
Согласно ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ст.ст.25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (ст.39.1 ЗК РФ).
Судом установлено, что 4 мая 2016 г. между Администрацией муниципального района «Заполярный район» и Динискиным Ю.В. последнему предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> под временную торговую точку, срок аренды с 03.12.2014 по 03.12.2017.
Согласно выписке из ЕГРН право аренды указанного земельного участка передано Машкову Ф.М.
По окончании срока действия договора аренды стороны договора о его расторжении не заявили.
На основании п.2 ст.621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок (п.2 ст.610 ГК РФ).
В соответствии с п.6 ст. 6 Закона НАО от 19.09.2014 № 95-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа» органы государственной власти Ненецкого автономного округа осуществляют следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа, указанные в части 1 статьи 17 Федерального закона и иных федеральных законах, в том числе распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно Положения о Департаменте финансов и экономики Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением администрации НАО от 28.11.2014 № 464-п Департамент финансов и экономики Ненецкого автономного округа является исполнительным органом государственной власти Ненецкого автономного округа (далее - Департамент), осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию и реализации государственной политики в финансовой, бюджетной и налоговой сферах, в области стратегического планирования, анализа и прогнозирования социально-экономического развития, формирования и исполнения государственных программ, развития малого и среднего предпринимательства, инвестиционной деятельности и государственно-частного партнерства, административной реформы в органах исполнительной власти Ненецкого автономного округа.
До 01.10.2015 в полномочия Департамента в сфере земельных отношений входили в том числе следующие функции: осуществление в установленном земельным законодательством порядке управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Ненецкого автономного округа, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе: выполнял функции арендодателя, ссудодателя при предоставлении земельных участков в пользование.
В настоящий момент управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе выполнение функций арендодателя при предоставлении их в пользование и функции администратора поступлений средств от продажи права на заключение договоров таких земельных участков на торгах возложено на УИЗО НАО, что следует из Положения Управления, утвержденного постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 25.08.2015 №275-п.
31 марта 2022 г. УИЗО Ненецкого автономного округа уведомило Машкова Ф.М. о прекращении договора аренды земельного участка с кадастровым номером №.
Распоряжением УИЗО НАО от 15.11.2022 №1483 право аренды земельного участка прекращено.
Таким образом, в настоящее время договор аренды указанного земельного участка прекращен.
Доказательств наличия права пользования земельным участком с кадастровым номером № на праве аренды, а равно на другом праве, ответчиком суду не представлено.
Из представленных актов обследования следует, что на земельном участке с кадастровым номером № расположена временная торговая точка. В судебном заседании, а равно при рассмотрении гражданского дела № ответчик подтвердил принадлежность ему указанного объекта.
Из актов обследования, справки кадастрового инженера ФИО5 следует, что указанное имущество является движимым, а именно фундамент отсутствует, сооружение установлено на уложенные прямо на грунт металлические трубы. Объект не обладает признаками капитальности и его возможно переместить без несоразмерного ущерба его назначению.
Таким образом, исходя из ст.130, 131, 132, 133.1 ГК РФ, п.10.2 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации спорный объект не может быть отнесен к недвижимому имуществу и является движимым.
Доводы ответчика об обратном опровергаются представленными материалами дела.
Ссылка на то, что указанный объект является магазином «Альфа», являющимся капитальным строением, также не нашел своего подтверждения, поскольку согласно представленным доказательствам указанный магазин находился по другому адресу и на другом земельном участке.
Согласно градостроительному плану земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером № находится в территориальной зоне Т1 Зона автомобильного транспорта.
На основании ч.3 ст.25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются: размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса;
Частями 4, 4.1 указанной статьи установлено, что Земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов. В отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, допускается установление сервитутов в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Земельные участки для размещения объектов дорожного сервиса, установки и эксплуатации рекламных конструкций в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» в случае, если автомобильные дороги переданы ей в доверительное управление.
Допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций на условиях сервитута. Полномочия собственника земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) при заключении соглашений об установлении сервитутов осуществляют владельцы автомобильных дорог. Соглашения об установлении сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций заключаются по согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется.
В силу п.13 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Учитывая, что спорный объект расположен в границах полосы отвода автомобильных дорог, указанный объект не может быть отнесен к объектам дорожного сервиса, в настоящее время право пользования земельным участком под объектом у ответчика отсутствует, суд приходит к выводу о незаконности размещения спорного объекта на земельном участке с кадастровым номером №, в связи с чем на ответчика подлежит возложению обязанность освободить земельный участок от указанной временной торговой точки.
Из справки кадастрового инженера следует, что объект может быть перемещен без несоразмерного ущерба его назначению.
Доводы ответчика о законности размещения спорного объекта в судебном заседании подтверждения не нашли. Иные доводы ответчика правового значения не имеют.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей 00 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования администрации муниципального образования «Рабочий поселок Искателей» Заполярного района Ненецкого автономного округа (ИНН 2983002414) к Машкову Федору Михайловичу (ИНН №) о признании нахождения движимого имущества на земельном участке незаконным, возложении обязанности освободить земельный участок – удовлетворить.
Признать нахождение движимого имущества – временной торговой точки (одноэтажное строение, общей площадью 45,1 кв.м.) напротив здания <адрес> на земельном участке с кадастровым номером: №, местоположение земельного участка: <адрес> – незаконным.
Возложить на Машкова Федора Михайловича (ИНН №) обязанность освободить земельный участок с кадастровым номером: №, местоположение земельного участка: <адрес>, площадью 93 кв.м.от движимого имущества временной торговой точки (одноэтажное строение, общей площадью 45,1 кв.м.) напротив здания <адрес>.
Взыскать с Машкова Федора Михайловича (ИНН №) в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» государственную пошлину в размере 6000 рублей (Шесть тысяч рублей) 00 копеек.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись В.В. Распопин