Решение по делу № 2-2330/2023 от 22.02.2023

Дело №2-2330/2023 УИД 05RS0031-01-2023-001689-69

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 мая 2023 г.                       г.Махачкала

Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Яшиной Н.А.,

при секретаре Рагимове Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску заместителя прокурора г.Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Махачкалы, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Махачкалы» и МБУ «Благоустройство г. Махачкалы» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора г.Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.Махачкалы, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Махачкалы» и МБУ «Благоустройство г. Махачкалы» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, указав, что Прокуратурой города проведена проверка по обращению Абакаргаджиева Г. о нарушениях законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

Установлено, что ул. Хунзахская в пос. Ленинкент г. Махачкалы не соответствует требованиям нормативных документов в сфере безопасности дорожного движения, а именно, в нарушение утвержденных приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» указанная автомобильная имеет выбоины и ямы, размеры которых превышают предельно допустимые повреждения проезжей части улицы.

Кроме того, в нарушение п. 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Росстандарта от 23.10.2007 № 270-ст, на /указанной улице отсутствуют тротуары.

Изложенное подтверждается протоколами осмотра и протоколами инструментального обследования дороги от 15.12.2022, составленными ОГИБДД УМВД РФ по г. Махачкале по результатам обследования вышеуказанного участка улично-дорожной сети (копии прилагаются).

В целях обеспечения устранения нарушений требований ГОСТ прокуратурой города в адрес главы г. Махачкалы 15.12.2022 внесено представление об устранении нарушений закона с требованием принять конкретные меры по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер сообщить в прокуратуру города в установленный законом месячный срок.

Между тем, в прокуратуру города поступила информация врио заместителя начальника МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы» от 28.12.2022, из которого усматривается, что разработка проектно- сметной документации будет начата по мере определения источника финансирования. Аналогичное усматривается из ответа заместителя главы администрации г. Махачкалы от 17.01.2023 (копии прилагаются).

Согласно статье 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранении: допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; с результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В целях установления порядка рассмотрения актов прокурорского реагирования, внесенных прокурором г. Махачкалы в администрации муниципального образования «город Махачкала»    и его структурны*

подразделения, в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202- «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 X 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления Российской Федерации» постановлением главы г. Махачкалы от 13.05.2014 № 91 утвержден Порядок рассмотрения протестов и представлений прокурора г Махачкалы, которым предусмотрен порядок подготовки к рассмотрена представления, рассмотрения его по существу и направления прокурор информации о результатах принятых мер по устранению нарушений, изложенные в акте прокурорского реагирования.

Таким образом, по настоящее время конкретные меры по устранению нарушений, изложенных в представлении прокурора, администрацией города, том числе ее уполномоченным структурным (отраслевым) подразделениям, не приняты.

В    результате бездействия администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», МКУ «Управление жилищно- коммунального хозяйства города Махачкалы» и МБУ «Благоустройство городе Махачкалы» нарушаются указанные требования законодательства, что может повлечь аварийность на дороге и нарушение законных прав граждан не безопасные условия дорожного движения.

Учитывая, что категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Предметом спора являются личные неимущественные права граждан.

В связи с чем, просит признать незаконным бездействие администрации городского округа внутригородским делением «город Махачкала», МКУ «Управление жилищного коммунального хозяйства г. Махачкалы» и МБУ «Благоустройство города Махачкалы» и обязать выполнить мероприятия по содержанию ул. Хунзахская в пос. Ленинкент г.Махачкалы соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения, а именно, устранить дефекты покрытия проезжей части автомобильной дороги и обустроить проезжую часть покрытием в соответствии с ГОСТ тротуарами.

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Махачкалы – Гаджимурадова М.Г. исковые требования поддержала, иск просил удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

В судебном заседании представитель Администрации г.Махачкалы – Умалатов У.А. исковые требования не признал, в удовлетворении иска просил отказать.

В судебном заседании представитель ответчика МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Махачкалы» будучи надлежаще извещенным о судебном разбирательстве, не направил своего представителя - Дибиргаджиев Г.А. исковые требования не признал, указав при этом, что муниципальным заданием обязательства по обустройству улиц возложена на МБУ «Махачкала-1». Факт наличия указанных нарушений не отрицал.

В судебное заседание ответчик МБУ «Благоустройство г. Махачкалы»,. Абакаров С.П. иск не признал, указав при этом, что МБУ является ненадлежащим ответчиком, обязательство по обустройству улиц возложена на МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Махачкалы».

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 24 указанного выше Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

В силу ст. 5 Федерального закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, определяет, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, при этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (подп. подп. 6 и 12 ст. 3).

Автомобильной дорогой согласно названному Федеральному закону признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, а владельцами автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (подп. подп. 1 и 7 ст. 3).

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

На основании ч. 1 ст. 34 указанного Федерального закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документом, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Требования к состоянию дорог нормативно закреплены Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст, которым утвержден и введен в действие "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".

Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В соответствии с данным стандартом покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Из протокола осмотра, протокола инструментального обследования от 15.12.2022 и справки от 13.02.2023 старшего помощника прокурора г.Махачкалы следует, что в рамках проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что по ул. Хунхахская, пос. Ленинкент г.Махачкалы не соответствует требованиям ГОСТ, а именно: участок имеет выбоины и ямы, размеры которых превышают предельно допустимые повреждения проезжей части улицы. Кроме того в нарушении ГОСТ на указанной улице отсутствую тротуары.

Факт несоответствия состояния проезжей части на указанных выше улицах установленным требованиям подтверждается приложенным к иску фотографиям и в суде не оспаривается.

Материалами дела установлено, что решением Собрания депутатов городского округа с внутри городски делением «город Махачкала» от 02.08.2018 № 27-5 утверждено Положение (МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы», в соответствие с которым Управление    является отраслевым органом администрации г. Махачкалы, в функциональные обязанности которого входит, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местной значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в обладает использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия по оказанию услуг в сфере благоустройства города Махачкалы, в том числе по осуществлению дорожной деятельности, переданы постановлением главы г. Махачкалы от 23.08.2022 № 490 «О создании муниципального бюджетного учреждения «Благоустройство города Махачкалы», функции и полномочия учредителя которого от имени администрации города осуществляет МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы».

Принимая во внимание, что дорожная деятельность, под которой понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог отнесена к вопросам местного значения, установив нарушения, угрожающие безопасности дорожного движения, суд приходит к выводу о необходимости исковые требования удовлетворить.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора г.Махачкалы Караханова Н.М. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», МКУ «Управление жилищно- коммунального хозяйства г. Махачкалы» и МБУ «Благоустройство города Махачкалы», выразившееся в невыполнении мероприятий по содержанию ул. Хунзахская в пос. Ленинкент г. Махачкалы в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения, а именно, необустройстве проезжей части улицы покрытием в соответствии с требованиями ГОСТ и тротуарами.

Обязать администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы» и МБУ «Благоустройство города Махачкалы» выполнить мероприятия по содержанию ул. Хунзахская в пос. Ленинкент г.Махачкалы в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения, а именно, устранить дефекты покрытия проезжей части автомобильной дороги и обустроить проезжую часть покрытием в соответствии с требованиями ГОСТ и тротуарами.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 11 мая 2023 года.

Судья                                    Н.А. Яшина

2-2330/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г. Махачкалы
Ответчики
МКУ "УЖКХ г. Махачкалы"
Администрация ГОсВД "город Махачкала"
МБУ "Благоустройство г. Махачкалы"
Другие
Абакаров Салих Патихович
Гаджимурадова Мадина Гасановна
Суд
Ленинский районный суд г. Махачкала
Судья
Яшина Наталья Александровна
Дело на странице суда
lenynskiy.dag.sudrf.ru
22.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2023Передача материалов судье
02.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2023Подготовка дела (собеседование)
24.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2023Судебное заседание
02.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее