Дело № 12-110/2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
17 мая 2019 года г. Ярославль
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Маханько Ю.М.
при секретаре Цырулевой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе
Смирновой Олеси Вячеславовны на постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Андриановой О.А. от 5 февраля 2019 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Постановлением старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды от 5 февраля 2019 года Смирнова О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей.
Р’ постановлении указано, что РїРѕ состоянию РЅР° 23 января 2019 РіРѕРґР° РІ 14 часов 00 РјРёРЅСѓС‚ РїРѕ результатам административного расследования, инициированного Департаментом охраны окружающей среды РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 28.7., С‡. 1 СЃС‚. 8.4 РљРѕРђРџ Р Р¤ РїРѕ признакам совершения административного правонарушения - невыполнение требований законодательства РѕР± обязательности проведения государственной экологической экспертизы документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, выразившееся РІ возведении индивидуальных жилых РґРѕРјРѕРІ РЅР° земельных участках СЃ кадастровыми – номерами в„–, в„–, в„–, в„– РІ границах памятника РїСЂРёСЂРѕРґС‹ «Долина СЂ. Рти» РїСЂРё отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, обосновывающей намечаемую хозяйственную Рё РёРЅСѓСЋ деятельность, установлены факты возведения новых объектов капитального строительства РЅР° земельных участках, расположенных РІ границах <адрес>. РќР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„– возведен деревянный РґРѕРј СЃ фундаментом, площадь основания строения оставляет 72,24 РєРІ. Рј.
Памятник РїСЂРёСЂРѕРґС‹ «Долина СЂ. Рти» создан постановлением Администрации Ярославской области РѕС‚ 21 января 2005 РіРѕРґР° в„– 8 «Об РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территориях Ярославской области» Рё функционирует РІ соответствии СЃ постановлением Правительства области РѕС‚ 1 июля 2010 РіРѕРґР° в„–460-Рї «Об утверждении перечня РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территорий Ярославской области Рё Рѕ признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области Рё Правительства области». Собственником земельного участка СЃ кадастровым номером в„– является РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° Рћ.Р’., которой РїСЂРё возведении индивидуального жилого РґРѕРјР° РЅРµ была предоставлена документация для проведения государственной экологической экспертизы. Между тем информация Рѕ границах памятника РїСЂРёСЂРѕРґС‹ «Долина СЂ. Рти» размещена для публичного доступа как РЅР° официальном сайте департамента охраны окружающей среды Рё природопользования, так Рё РІ информационном ресурсе Росреестра «Публичная кадастровая карта».
С данным постановлением не согласилась Смирнова О.В., которой подана жалоба на постановление, где указывается на отсутствие состава административного правонарушения с учетом того, что строительство жилого дома осуществлялось в соответствии с проектом организации застройки ДНП «Романово», сведений об обременении земельного участка и запрете осуществления строительства не имелось как в момент приобретения ей земельного участка 15 августа 2017 года, так и в момент осуществления строительства с мая по август 2018 года.
В судебном заседании защитник Смирновой О.В. Волков С.Ф. доводы жалобы поддержал, дополнительно пояснил, что Смирнова О.В. не видела установленные аншлаги, свидетельствующие об особом режиме земель в данной местности, осуществляла строительство в соответствии с действующим законодательством.
Старший государственный инспектор Ярославской области в области охраны окружающей среды Андрианова О.А. доводы жалобы не поддержала, указала на то, что информация о расположении земельного участка, принадлежащего Смирновой О.В. в зоне памятника природы имеется в общем доступе, границы определены, устанавливались аншлаги.
Судья, выслушав защитника, должностное лицо, изучив материалы дела об административном правонарушении, считает жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Так, РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 263 ГК Р Р¤ собственник земельного участка может возводить РЅР° нем здания Рё сооружения, осуществлять РёС… перестройку или СЃРЅРѕСЃ, разрешать строительство РЅР° своем участке РґСЂСѓРіРёРј лицам. Рти права осуществляются РїСЂРё условии соблюдения градостроительных Рё строительных РЅРѕСЂРј Рё правил, Р° также требований Рѕ целевом назначении земельного участка (Рї. 2 СЃС‚. 260 ГК).
Постановлением Правительства РЇРћ РѕС‚ 11.04.2017 N 303-Рї «Об утверждении Положения Рѕ памятнике РїСЂРёСЂРѕРґС‹ «Долина СЂ. Рти» утверждено Положение Рѕ памятнике РїСЂРёСЂРѕРґС‹ «Долина СЂ. Рти», описаны границы: РЅР° территории Кузнечихинского сельского поселения Ярославского муниципального района Рё Заволжского района Рі. Ярославля: РѕС‚ устьевого створа СЂ. Рти (места впадения РІ СЂ. Волгу) РїРѕ уступу высокой РїРѕР№РјС‹ вверх РїРѕ течению 500 Рј РґРѕ жилой застройки <адрес>, далее РїРѕ границе застройки РїРѕ поверхности правобережного пойменного массива РґРѕ начала вогнутого берега макроизлучины СЂ. Рти, далее вдоль РїРѕ вогнутому берегу РґРѕ РїСЂСЏРјРѕРіРѕ участка русла вверх РїРѕ течению 350 Рј РїРѕ уступу пойменной Р±СЂРѕРІРєРё, затем РїРѕ РїСЂСЏРјРѕРјСѓ участку вверх РїРѕ течению 1000 Рј вдоль вогнутой излучины РїРѕ Р±СЂРѕРІРєРµ коренного склона СЃ захватом парковых рядовых насаждений липы Рё РґСѓР±Р° (РїРѕ внешней РєСЂРѕРјРєРµ автодороги), далее еще 500 Рј вверх РїРѕ течению РґРѕ верхнего створа, отсюда РїРѕ левой стороне реки полосой 350 Рј РЅР° пойменных сегментах Рё 200 Рј вдоль Р±СЂРѕРІРєРё коренного берега РЅРёР¶Рµ <адрес>, далее РїРѕ берегу РґРѕ устьевого створа СЂ. Рти.
Смирновой О.В. принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли сельхозназначения, разрешенное использование: для дачного строительства.
Как следует РёР· схемы расположения памятника РїСЂРёСЂРѕРґС‹ «Долина СЂ. Рти» (дата постановки РЅР° кадастровый учет 2012 РіРѕРґ) земельный участок СЃ кадастровым номером в„–, принадлежащий РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Рћ.Р’. расположен РІ территориальной Р·РѕРЅРµ памятника РїСЂРёСЂРѕРґС‹ «Долина СЂ. Рти». РќР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„– осуществляется (осуществлено) строение жилого РґРѕРјР°, что РЅРµ оспаривается участниками процесса Рё подтверждается материалами административного дела, РІ том числе актом проверки, фототаблицей.
Как пояснил в судебном заседании защитник Смирновой О.В. Волков С.Ф., строительство жилого дома осуществлялось в период с мая 2018 года по август 2018 года.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст. 95 ЗК РФ, на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 59 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлен запрет на осуществление хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
В соответствии с п. 1 ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе), объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Кроме того, п.п. 4.1 п. 4 ст. 12 Закона об экологической экспертизе к объектам региональной экологической экспертизы отнесена проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 27 Закона об экологической экспертизе, заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны: представлять на экологическую экспертизу документацию в соответствии с требованиями статей 11, 12, 14 и 21 данного Федерального закона, в том числе на повторное проведение государственной экологической экспертизы в соответствии с пунктом 8 статьи 14 данного Федерального закона; осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются: непредставление документации на экологическую экспертизу; реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы (пункты 1, 6 статьи 30 Закона об экологической экспертизе).
Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.
Между тем, в отношении жилых домов, жилых строений, строительство, реконструкция которых осуществляются соответственно на дачных и садовых земельных участках, до 1 января 2019 года применяются положения ч. 3 ст. 48, п. 1 ч. 2 ст. 49, п. 1 ч. 17 ст. 51, ст. 51.1, п. 5 ч. 2.2 ст. 52, ч. 16 - 21 ст. 55 ГрК РФ, а также п. 1.1 ч. 1 ст. 15, ч. 1.2 ст. 19, ч. 11.1 ст. 24, п.п. 58 и 59 ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона N 340-ФЗ), установленные в отношении жилых домов, садовых домов, строительство, реконструкция которых осуществляются на садовых земельных участках (ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 340-ФЗ).
По правилам п. 1 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства).
На основании ч. 3 ст. 48 ГрК РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
Согласно ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения экологического правопорядка, законности и экологической безопасности.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в невыполнении требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансировании или реализации проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Нарушение Смирновой О.В. режима особой охраны территории памятника природы в части использования земельного участка, расположенного в зоне с особым статусом, под не предусмотренную действующим законодательством деятельность (как указывается в обжалуемом постановлении) не является объективной стороной правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8. 4 КоАП РФ.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства наличия в действиях Смирновой О.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8. 4 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 3 КоАП РФ, судья
Р Р• РЁ Р Р›:
Постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Андриановой О.А. от 5 февраля 2019 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ Смирновой Олеси Вячеславовны – отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вручения или получения копии в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области.
Судья Ю.М. Маханько