РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 октября 2019 года пос. Таксимо
Муйский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Будаевой В.М., при секретаре Филипповой Е.А., с представителя административного ответчика администрации МО «Муйский район» Грынык О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-288/2019 по административному иску Телкова Лазаря Сергеевича к администрации муниципального образования «Муйский район» о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Телков Л.С. обратился в суд с административным иском к административному ответчику администрации МО «Муйский район» о признании незаконным отказа в предоставлении администрации МО «Муйский район» в предоставлении земельного участка и возложении обязанности сформировать и предоставить в соответствии с законодательством земельный участок. с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Требования мотивированы тем, что 1 июля 2019 г. он обратился к административному ответчику с заявлением о формировании и предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м. под размещение торгового объекта. До настоящего времени ответа не получил и данный факт расценивает как отказ в предоставлении земельного участка, который считает незаконным, нарушающим его права, свободы и законные интересы, поскольку данный земельный участок стоит на кадастровом учете с 16.03.2009 г., вид разрешенного использования – размещение торгового киоска. Каких-либо ограничений (обременений) за земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано. Таким образом, отсутствуют какие-либо препятствия в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
В судебное заседание административный истец Телков Л.С. не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ранее в судебном заседании участвовала его представитель Телкова В.С., которая поддержала требования в полном объеме, просила их удовлетворить, привела доводы аналогичные иску, уточнила, что истец просит сформировать земельный участок и организовать торги в установленном законом порядке.
Представитель административного ответчика администрации МО «Муйский район» Грынык О.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что постановлением администрации МО «Муйский район» от 22.12.2017 г. № 631 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Муйский район». Испрашиваемый земельный участок в указанную схему не включен, кроме того он расположен в границах площади «Центральная», которая предназначена исключительного для проведения общественных мероприятий, что явилось основанием для отказа в предоставлении земельного участка. В настоящее время, проводятся работы по утверждению генерального плана поселка Таксимо, его границы не определены, в том числе не определены границы площади «Центральная», поскольку имеется спор с Федеральным агентством лесного хозяйства. 1 июля 2019 г. Телков Л.С. обратился с двумя заявлениями, на которые ему дан один ответ. Просила в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ для оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие одновременно двух условий: нарушение оспариваемым решением, либо действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина, обратившегося в суд с соответствующим требованием, а также несоответствие их закону или иному правовому акту.
Согласно статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Пунктом 4 статьи 39.11 ЗК РФ регламентирован, в том числе порядок образования земельного участка для его предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
Согласно подпунктам 8, 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если: земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования;
В соответствии с пунктом 19 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ). Как следует из пункта 11 статьи 1 ГрК РФ, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.
Земельные участки, в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. N 1963-О).
Красные линии отображаются на чертежах проекта планировки территории, проекта межевания территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункт 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления границ территорий общего пользования (часть 1 статьи 42 ГрК РФ), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).
Согласно п. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом о торговой деятельности.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 10 Закона о торговой деятельности размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Общее понятие нестационарного торгового объекта имеется в Федеральном законе от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", который под нестационарным торговым объектом понимает торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В пункте 62 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденного Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст, торговый павильон - нестационарный торговый объект, представляющий собой отдельно стоящее строение (часть строения) или сооружение (часть сооружения) с замкнутым пространством, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест продавцов. В примечании к данному пункту указано, что павильон может иметь помещения для хранения товарного запаса.
В пункте 3.14 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51773-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли, утвержденного и введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 771-ст, к нестационарным торговым объектам отнесен торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное (мобильное) сооружение. В примечании к данному пункту указано, что к нестационарным торговым объектам относят павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы и иные временные торговые объекты. К нестационарным передвижным торговым объектам относят лотки, автомагазины, автофургоны, автолавки, автоцистерны, тележки и другие аналогичные объекты.
Таким образом, из приведенных выше правовых норм следует, что киоск относится к нестационарным торговым объектам.
Судом установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения об основных характеристиках объекта недвижимости – земельный участок, кадастровый номер №, общей площадью № кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир площадь ТОЦа. Почтовый адрес ориентира: <адрес> <адрес>, дом №. Вид разрешенного использования: размещение торгового киоска.
1 июля 2019 г. Телков Л.С. обратился с заявлением в администрацию МО «Муйский район», в котором просил сформировать и предоставить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, для размещения торгового объекта.
24 июля 2019 г. и.о. руководителя администрации МО «Муйский район» ФИО6 дан ответ о том, что ранее обращались с аналогичным заявлением, Вам был дан ответ по существу.
5 октября 2018 г. в адрес Телкова Л.С. административным ответчиком было направлено письмо о том, что постановлением администрации МО «Муйский район» от 22.12.2017 г. № 631 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Муйский район». Испрашиваемый земельный участок в указанную схему не включен. Кроме того он расположен в границах площади «Центральная», в отношении которой администрацией МО ГП «Поселок Таксимо» проведен электронный аукцион на выполнение работ по благоустройству общественной территории «Площадь Центральная» пгт. Таксимо в рамках программы «Формирование современной городской среды МО ГП «Поселок Таксимо» Муйского района Республики Бурятия в 2018-2022 г.г.».
Постановлением главы администрации МО ГП «Муйский район» №26 от 23 января 2019 г. утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Муйский район».
Согласно указанной схеме, размещение торговых объектов в <адрес>, не предусмотрено.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28 декабря 2018 г. № 820 определен Перечень единых, специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Республики Бурятия, согласно которого в Муйском районе Республики Бурятия определена Центральная площадь <адрес>
Кроме того, судом установлено, что решением Муйского районного суда Республики Бурятия от 24 марта 2015 г. признано недействующим решение Совета депутатов муниципального образования «Муйский район» от 18.12.2012 г. № 431 «Об утверждении Генерального плана МО ГП «Поселок Таксимо» в части включения в границы муниципального образования лесных участков, расположенных на землях лесного фонда.
В настоящее время не определены координатные точки площади «Центральная», в связи с чем невозможно определить расположен ли испрашиваемый земельный участок в границах земель общего пользования, территории общего пользования.
Вместе с тем, поскольку размещение торговых объектов (киосков) в <адрес>, не предусмотрено, оснований для предоставления земельного участка для размещения торгового киоска, не имеется.
Таким образом, отказ администрации муниципального образования «Муйский район» в предоставлении земельного участка Телкову Л.С. суд признает законным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Телкова Лазаря Сергеевича к администрации муниципального образования «Муйский район» о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Муйский районный суд Республики Бурятия.
Судья Будаева В.М.
Решение принято в окончательной форме 8 октября 2019 г.
Судья Будаева В.М.