Решение по делу № 2а-362/2020 от 12.02.2020

Дело № 2а-362/2020        *

33RS0015-01-2020-000306-50

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 июня 2020 года        г. Петушки        

Петушинский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи      Язева И.В.,

при секретаре судебного заседания      Прицкау А.А.

с участием:

- помощника прокурора Петушинского района Владимирской области Шишова А.В.;

- представителя административных ответчиков ГКУ ВО «Заречное лесничество» и Департамента лесного хозяйства Владимирской области - Печенкиной Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Петушинского района Владимирской области в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ ВО «Заречное лесничество» и Департаменту лесного хозяйства Владимирской области об обязании ликвидировать несанкционированное место размещения отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Петушинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГКУ ВО «Заречное лесничество» и Департаменту лесного хозяйства Владимирской области просив обязать ответчиков в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированного места размещения отходов на земельном участке вблизи д. Красный Луч Петушинского района, относящегося к землям лесного фонда - Вольгинскому участковому лесничеству, квартал 6 выдел 14, объемом более 60 м3, координаты размещения: 55o97"320" 038o97"744".

В обоснование требований указано, что в ходе проверки соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Петушинского района Владимирской области были установлены несанкционированные места складирования твердых бытовых отходов, в том числе и вышеназванное Лица виновные в размещении бытового мусора на указанных земельных участках в ходе проверки не установлены, какие-либо разрешительные документы на указанные места размещения отходов отсутствуют, в государственный реестр объектов размещения отходов они не внесены, следовательно, являются незаконными и подлежат ликвидации. Факт нахождения несанкционированного места складирования отходов на землях лесного фонда возлагает обязанность по его ликвидации именно на ответчиков.

Помощник прокурора Петушинского района Шишов А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель административных ответчиков ГКУ ВО «Заречное лесничество» и Департамента лесного хозяйства Владимирской области - Печенкина Ю.Н. в судебном заседании возражала против административного иска, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве, представленном в суд ГКУ ВО «Заречное лесничество», согласно которому организация сбора и вывоза мусора, в том числе и на территории земель лесного фонда Федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закреплена за органами местного самоуправления.

Заинтересованные лица Департамент лесного хозяйства по Центральному Федеральному округу и администрация Нагорного сельского поселения Петушинского района Владимирской области в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. От администрации Нагорного сельского поселения поступило заявление, в котором указано на согласие с иском прокурора.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебном заседании, суд приходит к следующему.

Прокуратурой Петушинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации на территории Петушинского района, в результате которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства при организации процесса сбора и вывоза отходов производства и потребления.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии с ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции Российской Федерации), - основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.

Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П, от 07.06.2000 N 10-П, от 02.06.2015 N 12-П).

Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П).

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В силу положений ч. 1 ст. 51 вышеуказанного Федерального закона, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении принципа уважения личной жизни неопределенного круга лиц, в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам проведенной проверки установлено несанкционированное размещение отходов на земельном участке вблизи д. Красный Луч Петушинского района, относящегося к землям лесного фонда - Вольгинскому участковому лесничеству, квартал 6 выдел 14, объемом более 60 м3, координаты размещения: 55o97"320" 038o97"744".

Лица виновные в размещении бытового мусора на указанных земельных участках в ходе проверки не установлены.

Какие-либо разрешительные документы на указанные места размещения отходов отсутствуют, в государственный реестр объектов размещения отходов они не внесены. Следовательно, они являются незаконными, а, значит, подлежат ликвидации.

На основании ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Указанный участок относится к землям государственного лесного фонда и на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью. Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ, содержанием права собственности являются права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом в силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ст. 82 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия в области лесных отношений по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, и не оспаривается административными ответчиками, что земельные участки, на которых обнаружены несанкционированные места размещения отходов, относятся к землям государственного лесного фонда и на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации являются федеральной собственностью.

В силу части 1 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

Согласно частям 1 и 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ и другими федеральными законами. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ.

Так, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Исходя из п. 1.1 Положения о департаменте лесного хозяйства Владимирской области № 898 от 20.12.2006, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 20.12.2006, Департамент лесного хозяйства Владимирской области (далее - Департамент) является органом исполнительной власти области, проводящим государственную политику в сфере управления лесами, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводства лесов, обеспечения охраны и защиты лесов по полномочиям, возложенным на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области. В силу п. 2.1 названного Положения к полномочиям Департамента относится, в том числе, решение вопросов владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в собственности Владимирской области.

Необходимо отметить, что Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837, предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ. Поскольку проведение мероприятий по охране и защите лесов на федеральных земельных участках охватываются полномочиями департамента, расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенции на эти мероприятия, не может расцениваться как нецелевое.

В силу п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607, следует, что не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

С учетом вышеприведенных требований земельного, лесного и иного законодательства, а также распределения полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, поскольку обнаруженная несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда, не переданных никому в аренду или иное хозяйствование, организация мероприятий по ликвидации обнаруженных в ходе проверки мест размещения несанкционированных свалок в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесах, охватывается полномочиями Департамента лесного хозяйства Владимирской области.

Кроме того, введенная с 01.03.2017 норма п. 3 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не исключает из системы охраны лесов специализированный государственный региональный орган власти - Департамент лесного хозяйства Владимирской области.

Доводы представителя ответчиков о том, что ГКУ ВО «Заречное лесничество» и департамент лесного хозяйства Владимирской области не являются надлежащими административными ответчиками по данному делу, на которых должна быть возложена обязанность по уборке несанкционированных свалок на территории земель лесного фонда, денежные средства на ликвидацию свалок твердых бытовых отходов и мусора в рамках переданных полномочий не предусмотрены, ликвидация несанкционированных мест складирования отходов производства и потребления находится в компетенции органов местного самоуправления, несостоятельны, основаны на неверном толковании норм материального права, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 13 октября 2015 года № 26-П, положений, в том числе Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Лесного кодекса Российской Федерации, Положения о департаменте лесного хозяйства администрации Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области № 898 от 20 декабря 2006 года.

Утрата с 1 октября 2016 года силы нормы статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, а также с 6 июня 2017 года - Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414, предусматривавших проведение такого санитарно-оздоровительного мероприятия как очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, - не устраняет необходимость обеспечения санитарной безопасности в лесах в рамках осуществления полномочий по охране и защите лесов.

Введенный в действие с 1 марта 2017 года пункт 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которому охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не исключает из системы охраны лесов специализированный государственный региональный орган власти - департамент лесного хозяйства Владимирской области, а соответственно и ГКУ ВО «Заречное лесничество».

В соответствии с частями 3 и 6 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации. В пункте 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 837, предусмотрено предоставление субвенций на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, среди которых организация охраны и защиты лесов. Поскольку в силу пункта 3.1.5. Положения о департаменте лесного хозяйства Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области № 898 от 20 декабря 2006 года, Департамент является главным распорядителем бюджетных средств в соответствующей сфере деятельности, организация охраны и защиты лесов охватывается его финансовыми полномочиями.

Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Департамента, в связи с чем расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенции на эти мероприятия нецелевым не является.

Кроме того, из положений Правил санитарной безопасности в лесах (пункт 14), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607, следует, что не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

Положения пункта 18 части 1, частей 3,4 статьи 14, пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предполагают возложение на органы местного самоуправления сельского поселения и муниципального района обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этого сельского поселения и муниципального района, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Данное исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц - жителей Петушинского района, а также лиц, временно пребывающих на данной территории.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Оценивая социальную значимость заявленных прокурором требований, учитывая объем работ, необходимых для их исполнения, суд приходит к выводу о том, что ответчикам надлежит предоставить срок их добровольного исполнения - 3 месяца с момента вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить административные исковые требования прокурора Петушинского района в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ ВО «Заречное лесничество» и Департаменту лесного хозяйства Владимирской области об обязании ликвидировать несанкционированное место размещения отходов.

Обязать ГКУ ВО «Заречное лесничество» и Департамент лесного хозяйства Владимирской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированного места размещения отходов на земельном участке вблизи д. Красный Луч Петушинского района, относящегося к землям лесного фонда - Вольгинскому участковому лесничеству, квартал 6 выдел 14, объемом более 60 м3, координаты размещения: 55o97"320" 038o97"744.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья Петушинского районного суда подпись И.В. Язев

Мотивированное решение изготовлено     датаа

2а-362/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Петушинского района
Ответчики
ГКУ ВО "Заречное лесничество"
Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области
Другие
Администрация Нагорного сельского поселения
Департамент лесного хозяйства по Центральному Федеральному округ начальник Щендрыгин Владимир Иванович
Суд
Петушинский районный суд Владимирской области
Судья
Язев Иван Викторович
Дело на странице суда
petushinsky.wld.sudrf.ru
12.02.2020Регистрация административного искового заявления
13.02.2020Передача материалов судье
13.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2020Судебное заседание
02.03.2020Судебное заседание
12.03.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
12.03.2020Судебное заседание
05.06.2020Производство по делу возобновлено
05.06.2020Судебное заседание
11.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее