дело № 2-336/2023;
33-7638/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 октября 2023 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Булгаковой М.В.,
судей областного суда Раковского В.В., Шор А.В.,
при секретаре Гришине К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску Асташкина В.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области
на решение Новоорского районного суда Оренбургской области от 11 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В., объяснения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области – Акульшиной М.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя истца Асташкина В.В. – Руппель В.И., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Асташкин В.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области (далее – ОСФР по Оренбургской области), указав, что 6 декабря 2022 года он подал в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области (далее – ОПФР по Оренбургской области) заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако решением от 13 декабря 2022 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. С учетом уточнения исковых требований просил:
признать решение ОПФР по Оренбургской области от 13 декабря 2022 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным в части; признать решение ОСФР по Оренбургской области от 6 июня 2023 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным в части, обязать ОСФР по Оренбургской области включить в стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, периоды: службы в составе Вооруженных Сил СССР с 15.06.1986 по 18.08.1987; обучения в СПТУ *** с 1.09.1983 по 14.06.1986, 27.06.1988; работы газоэлектросварщиком Каиндинского завода «***» с 15.09.1989 по 9.07.1990; работы газоэлектросварщиком ЖЭО Малиновского района г. Одесса с 25.02.1991 по 21.06.1996; работы газоэлектросварщиком ООО «***» с 24.06.1996 по 26.02.1997; работы электрогазосварщиком эксплуатационного района № 3 коммунального предприятия г. Одесса с 14.11.2000 по 5.08.2002; работы электросварщиком ДП «***» (г. Одесса) с 1.12.2004 по 1.11.2005; обязать ОСФР по Оренбургской области назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения к ответчику с соответствующим заявлением - с 20 декабря 2022 года; взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, по оформлению доверенности на представителя в сумме 1 800 рублей, по оплате услуг представителя в сумме 30 000 рублей.
Решением Новоорского районного суда Оренбургской области от 11 июля 2023 года исковые требования Асташкина В.В. удовлетворены частично. Признаны частично незаконными решение ОСФР по Оренбургской области от 13 декабря 2022 года, решение ОСФР по Оренбургской области от 6 июня 2023 года. На ОСФР по Оренбургской области возложена обязанность включить в стаж работы Асташкина В.В., дающей право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», следующие периоды:
– службы в составе Вооруженных Сил СССР с 15.06.1986 по 18.08.1987;
– обучения в СПТУ № 27 г. Фрунзе с 1.09.1983 по 14.06.1986, 27.06.1988;
– работы газоэлектросварщиком Каиндинского завода «***» с 15.09.1989 по 9.07.1990;
– работы газоэлектросварщиком ЖЭО Малиновского района г. Одесса с 25.02.1991 по 21.06.1996;
– работы газоэлектросварщиком ООО «***» с 24.06.1996 по 26.02.1997;
– работы электрогазосварщиком эксплуатационного района № 3 коммунального предприятия г. Одесса с 14.11.2000 по 5.08.2002;
– работы электросварщиком ДП «***» (г. Одесса) с 1.12.2004 по 1.11.2005.
Этим же решением на ОСФР по Оренбургской области возложена обязанность назначить Асташкину В.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня возникновения права на указанную пенсию, то есть с 20 декабря 2022 года, и выплатить её. С ОСФР по Оренбургской области в пользу Асташкина В.В. взысканы судебные расходы: по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей; по оформлению доверенности на представителя в сумме 1 800 рублей; по оплате услуг представителя в сумме 15 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ОСФР по Оренбургской области просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 6 декабря 2022 года Асташкин В.В. обратился в ОПФР по Оренбургской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОПФР по Оренбургской области от 13 декабря 2022 года Асташкину В.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа. В стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, не были включены следующие периоды: учебы в СПТУ № 27 г. Фрунзе с 1.09.1983 по 27.06.1988, военной службы по призыву с 15.06.1986 по 18.08.1987, работы газоэлектросварщиком Каиндинского завода «***» с 15.09.1989 по 9.07.1990; работы газоэлектросварщиком ЖЭО Малиновского района г. Одесса с 25.02.1991 по 21.06.1996; работы газоэлектросварщиком ООО «***» с 24.06.1996 по 26.02.1997; работы электрогазосварщиком эксплуатационного района № 3 коммунального предприятия г. Одесса с 14.11.2000 по 5.08.2002; работы электросварщиком ДП «***» (г. Одесса) с 1.12.2004 по 1.11.2005.
Решением ОСФР по Оренбургской области от 6 июня 2023 года, принятым во изменение решения от 13 декабря 2022 года, Асташкину В.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составляет 1 год 8 месяцев 12 дней (требуется 12 лет 06 месяцев).
В стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, не засчитаны:
- период обучения в СПТУ № 27 г. Фрунзе с 1.09.1983 по 14.06.1986, поскольку в соответствии с требованиями пункта 109 постановления Совмина СССР от 3 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» за окончанием этого периода должна следовать работа по Списку 1956 года, которая у заявителя отсутствует:
- период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 15.06.1986 по 18.08.1987 в связи с тем, что согласно ограничению, предусмотренному предпоследним абзацем пункта 109 Положения от 3 августа 1972 года № 590, приравниваемая к работе по Спискам № 1 и № 2, утвержденным в 1956 году, работа и другая деятельность учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы, т.е. суммарной продолжительности периодов работы по указанным Спискам до 1 января 1992 года;
- период работы газоэлектросварщиком Каиндинского завода «***» с 15.09.1989 по 09.07.1990, так как не подтвержден вид сварки, предусмотренной Списком № 2 1956 года;
- периоды работы газоэлектросварщиком ЖЭО Малиновского района г. Одесса, газоэлектросварщиком ООО «***», электрогазосварщиком эксплуатационного района № 3 коммунального предприятия г. Одесса, электросварщиком ДП «***» (г. Одесса) с 25.02.1991 по 21.06.1996, с 24.06.1996 по 26.02.1997, с 14.11.2000 по 5.08.2002, с 1.12.2004 по 1.11.2005 в связи с отсутствием сведений из компетентных органов Украины о том, что данная работа подлежит учету при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательством Украины.
Включая в специальный стаж период работ истца газоэлектросварщиком Каиндинского завода «***» с 15.09.1989 по 9.07.1990, суд первой инстанции указал, что представленными истцом доказательствами подтверждается льготный характер его работы по профессии, предусмотренной Списком № 2 1956 года.
Решение суда в приведенной части ответчиком не обжалуется.
Разрешая требования в отношении периода работы газоэлектросварщиком ЖЭО Малиновского района г. Одесса с 25.02.1991 по 21.06.1996 суд, исследовав трудовую книжку истца и архивную справку № от 1 марта 2018 года, пришел к выводу о подтверждении полной занятости в течение рабочего дня и в режиме полной рабочей недели. Одновременно суд сослался на письма Пенсионного фонда РФ от 3 апреля 2009 года №, от 4 сентября 2012 года № (56), которыми разъяснено, что в сельскохозяйственных, строительных организациях и организациях жилищно-коммунального хозяйства не могла применяться другая сварка, кроме ручной.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что спорные периоды работы истца до 1 января 1992 года в качестве электрогазосварщика подлежат зачету в стаж по Списку № 2 1956 года без документального подтверждения занятости на предусмотренных данным Списком работах и, пришел к выводу о том, что работа истца в качестве газоэлектросварщика (электрогазосварщика) 5 разряда в жилищно-эксплуатационном объединении (ЖЭО) Малиновского района г. Одесса с 25.02.1991 по 21.06.1996 подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Рассматривая требования в части включения в специальный стаж периода работы газоэлектросварщиком ООО «***» с 24.06.1996 по 26.02.1997, суд принял во внимание характеристики выполняемых электрогазосварщиком работ, предусмотренные соответствующими параграфами раздела «Сварочные работы» выпуска 2 ЕТКС от 1985 года, которые счел соответствующими наименованию профессии электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке, предусмотренной Списком № 2 1991 года, в связи с чем иск в названной части удовлетворил.
В отношении периодов работы истца электрогазосварщиком в коммунальном предприятии «Одесские тепловые сети» с 14.11.2000 по 5.08.2002 суд, сославшись на характеристики выполняемых электрогазосварщиком работ, предусмотренные соответствующими параграфами раздела «Сварочные работы» выпуска 2 ЕТКС от 1999 года, соответствие названных характеристик наименованию профессии электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке, предусмотренной Списком № 2 1991 года, установив факт работы истца в течение полного рабочего дня и в режиме полной рабочей недели, исходя из отсутствия в трудовой книжке и архивной справке сведений об обратном, пришел к выводу о включении указанного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Включая в специальный стаж истца период работы электросварщиком ДП «***» (г. Одесса) с 1.12.2004 по 1.11.2005 суд указал, что истец осуществлял трудовую деятельность в строительной организации и, соответственно, выполнял работу по профессии электросварщика ручной сварки, что дает право на включение спорного периода в специальный стаж. Кроме того, работодателем в полном объеме уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, что подтверждается письмом Центрального объединенного управления Пенсионного фонда Украины в г. Одессе от 26 января 2018 года.
Разрешая спор в части периодов обучения в СПТУ № 27 г. Фрунзе с 1.09.1983 по 14.06.1986 и службы в составе Вооруженных Сил СССР с 15.06.1986 по 18.08.1987, суд первой инстанции исходил из того, что пенсионное законодательство, действовавшее до 1.01.1992, позволяло включать периоды обучения в профессиональных училищах и срочной военной службы по призыву как в общий, так и в специальный стаж с соблюдением предусмотренных им условий.
В связи с чем, суд пришел к выводу о включении периода службы с 15.06.1986 по 24.06.1988 в специальный стаж в целях досрочного пенсионного обеспечения, поскольку он предшествовал периоду работы по профессии, предусмотренной Списком № 2 1956 года, а период профессионального обучения не является работой по смыслу Положения № 590 от 3 августа 1972 года и не может прерывать либо ограничивать право на приравнивание службы к работе на льготных условиях.
Установив, что с учетом включения вышеуказанных периодов работы, учебы и службы в армии продолжительность специального стажа истца достаточна для назначения пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд признал за истцом право на досрочное пенсионное обеспечение.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается, т.к. они основаны на неправильном применении закона и сделаны без учета надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (13 марта 1992 года).
В соответствии с пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ) предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Согласно подпункту «б» пункта 1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список № 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
В трудовой книжке Асташкина В.В. имеются записи о том, что 25.02.1991 истец принят на работу в ЖЭО Малиновского района газоэлектросварщиком 5 разряда на УСПР (ЖЭУ-6); 6.05.1991 переведён газоэлектросварщиком 5 разряда в ЖЭУ-5; 21.06.1996 уволен.
Из архивной справки № от 1 марта 2018 года, выданной истцу Департаментом архивного дела и делопроизводства Одесского городского совета, следует, что истец действительно работал в КП (коммунальном предприятии) ***» (ЖЭУ-5, ЖЭУ-6 Малиновского района), принят на работу с 25.02.1991 газоэлектросварщиком 5 разряда (ссылка на приказ от 21.02.1991 № 62), уволен как слесарь-сантехник 21.06.1996 (ссылка на приказ от 21.06.1991 № 229).
В примечании данной архивной справки указано, что личные карточки формы Т-2 на хранения в архив не поступали (т. 1, л.д. 37).
Разделом XXXII «Общие профессии» Списка № 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение газосварщиков и их подручных, электросварщиков и их подручных.
Периоды работы до 1 января 1992 года письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 года рекомендовано засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки постоянной занятости в течение полного рабочего дня, так как работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Аналогичные положения содержались в письме Пенсионного фонда Российской Федерации № от 6 октября 2003 года.
Как следует из Информационного письма Министерства труда Российской Федерации № 3073-17, Пенсионного фонда Российской Федерации № 06-27/7017 от 2 августа 2000 года, «электрогазосварщик» и «газоэлектросварщик» - это разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2 (в разделе XXXIII) как электрогазосварщики, то есть при документальном подтверждении их занятости в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Таким образом, работа в качестве газосварщика и газоэлектросварщика в период до 1 января 1992 года может засчитываться в специальный стаж без уточнения вида сварки и без дополнительной проверки постоянной занятости в течение полного рабочего дня, достаточно подтверждения самого факта работы в качестве электрогазосварщика (газоэлектросварщика, газосварщика).
Разделом XXXIII «Общие профессии» Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, предусмотрены электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности (код 23200000-19756).
Согласно пункту 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей работ, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», право на пенсию с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Согласно пункту 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Между тем, каких-либо достоверных доказательств, подтверждающих факт осуществления истцом с 1 января 1992 года трудовой деятельности не менее 80% рабочего времени по профессиям, предусмотренным разделом XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 1991, а именно в качестве газоэлектросварщика, занятого на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности, истцом не представлено, при этом трудовая книжка истца свидетельствует лишь о факте работы истца газоэлектросварщиком и не отражает характер и условия выполняемой им работы в спорный период.
Ссылка истца и суда на то, что параграфом 50 Раздела «Сварочные работы» выпуска 2 ЕТКС работ и профессий рабочих, утвержденного совместным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 16.01.1985 предусмотрены виды работ, на выполнении которых занят электрогазосварщик 5 разряда, не может быть признана правомерной в качестве основания для включения периода работы истца с 1.01.1992 по 21.06.1996 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку перечисленные в указанном параграфе виды сварки, относящиеся к характеристике работ электрогазосварщика 5 разряда, не являются доказательством выполнения истцом работы в качестве газоэлектросварщика, занятого на резке и ручной сварке.
Поскольку записи в трудовой книжке истца не содержат сведений о работе истца в период с 1.01.1992 по 21.06.1996 по профессии и занятости на определенных видах сварки, либо определенных машинах, предусмотренных разделом XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 1991, код 23200000-19756, а также не представлены дополнительные сведения о полной занятости истца выполнением указанных в Списке №2 работ в соответствии с пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н, суд первой инстанции неправомерно включил вышеназванный период в стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Ссылка суда на то обстоятельство, что в трудовой книжке отсутствуют сведения о предоставлении истцу отпусков, в том числе без сохранения заработной платы, направлении в командировки, работе на условиях неполного рабочего времени, является несостоятельной, поскольку внесение указанных сведений в трудовую книжку законодательством, регулировавшим порядок ведения трудовых книжек, не предусматривалось.
Периоды работы истца газоэлектросварщиком ООО «***» с 24.06.1996 по 26.02.1997, электрогазосварщиком в коммунальном предприятии «***» с 14.11.2000 по 5.08.2002, электросварщиком ДП «***» (г. Одесса) с 1.12.2004 по 1.11.2005 отражены в трудовой книжке истца, однако по аналогичным основаниям также неправомерно включены в специальный стаж истца.
Каких-либо доказательств льготного характера труда в указанные периоды истцом не представлено.
То обстоятельство, что за период с 1.12.2004 по 1.11.2005 работодателем уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствующий орган Украины, не подтверждает наличие законных оснований для включения данного периода в специальный стаж истца в соответствии с абзацем 4 пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных Распоряжением Правления ПФ РФ от 22 июня 2004 года № 99р, поскольку сам по себе факт уплаты страховых взносов не свидетельствует о льготном характере работы истца на территории иностранного государства.
В соответствии с подпунктами «з», «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 года № 590, действовавшего в период трудовой деятельности истца на работах с тяжелыми условиями труда, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также:
з) обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации;
к) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке.
Согласно абзацу 14 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 года № 590, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В соответствии с абзацем 16 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Из приведенных положений следует, что при назначении пенсии на льготных условиях период обучения в профессионально-техническом училище приравнивался к работе, которая следовала за окончанием этого периода, а период службы в армии – к работе, которая предшествовала или следовала за этим периодом с учетом ограничения, установленного абзацем 16 пункта 109 указанного Положения.
Поскольку период обучения истца в среднем профессионально-техническом училище № 27 г. Фрунзе был прерван службой в армии, после которой обучение истца в СПТУ составил только один день 27.06.1988, и за окончанием обучения следовала работа, которая включена в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд неправомерно включил период обучения истца с 1.09.1983 по 14.06.1986 в указанный стаж.
Ссылка суда на то, что служба в армии не является периодом работы, поэтому не может ограничивать право на включение периода обучения в стаж работы на льготных условиях, основана на неверном применении вышеприведенных положений ранее действовавшего законодательство, которое предусматривало возможность приравнивания обучения в училищах к работе в тяжелых условиях труда только в случае, если за периодом обучения следовала такая работа.
Судебная коллегия также не соглашается с включением судом в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода службы в армии с 15.06.1986 по 18.08.1987, поскольку до этого периода у истца отсутствовала работа, дававшая право на назначение пенсии на льготных условиях, а после службы в армии у истца имелся период обучения – 27.06.1988.
Таким образом, решение суда в части включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 1.01.1992 по 21.06.1996, с 24.06.1996 по 26.02.1997, с 14.11.2000 по 5.08.2002, с 1.12.2004 по 1.11.2005, а также периодов службы в составе Вооруженных Сил СССР с 15.06.1986 по 18.08.1987, обучения в СПТУ № 27 г. Фрунзе с 1.09.1983 по 14.06.1986 подлежит отмене с принятием в данной части нового решения об отказе во включении указанных периодов в стаж.
С учетом частичной отмены решения и исключения из специального стажа вышеприведённых периодов у истца отсутствует стаж необходимой продолжительности, в связи с чем, оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости также не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новоорского районного суда Оренбургской области от 11 июля 2023 года в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области обязанности включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов службы в составе Вооруженных Сил СССР с 15.06.1986 по 18.08.1987; обучения в СПТУ № 27 г. Фрунзе с 1.09.1983 по 14.06.1986, а также периодов работы с 1.01.1992 по 21.06.1996, с 24.06.1996 по 26.02.1997, с 14.11.2000 по 5.08.2002, с 1.12.2004 по 1.11.2005, а также назначить Асташкину Вячеславу Викторовичу досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отменить.
Принять в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении указанных требований отказать.
Председательствующий М.В. Булгакова
Судьи В.В. Раковский
А.В. Шор