№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Будённовск 12 мая 2022 года
Будённовский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Котлярова Е.А., при секретаре Кривцовой О.А., рассмотрев материалы гражданского дела по исковому заявлению П.В.П. и П.В.А. к Главному Управлению МВД России по Ставропольскому краю о признании незаконным отказа в установлении пенсии по случаю потери кормильца, признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца, взыскании перерасчета пенсии, обязании выплачивать пенсию по случаю потери кормильца,
У С Т А Н О В И Л:
П.В.П. и П.В.П. обратились в Буденновский городской суд с иском, в котором указали, что их сын, старший сержант П.С.В., проходил военную службу по контракту в войсковой части № 10 февраля 2018 года их сын, старший сержант П.С.В., умер, находясь на лечении в военном госпитале, при исполнении обязанностей военной службы.
В связи с тем, что их сын умер при исполнении обязанностей военной службы, они обратились в Главное Управление МВД России по Ставропольскому краю с заявлениями об установлении нам пенсии по случаю потери кормильца.
Главное Управление МВД России по Ставропольскому краю письмами от 16 декабря 2021 года в удовлетворении наших заявлений отказало. Истцы считают данные действия Главного Управления МВД России по Ставропольскому краю незаконными и необоснованными по следующим основаниям.
Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей регулируется положениями Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Статьей 1 Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 предусмотрено, что он распространяет свое действие, в том числе лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, федеральном органе исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей).
Согласно статьи 7 Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).
Статьей 30 Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 предусмотрено, что родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших). При этом пенсия устанавливается каждому из родителей в размере, предусмотренном настоящим Законом.
Исходя из содержания статьи 36 Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в следующих размерах:
а) семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона, - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи. По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причины смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери;
б) семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте «б» статьи 21 настоящего Закона, - 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.
По смыслу пункта «а» статьи 36 и пункта «а» статьи 21 Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, в их взаимодействии, пенсия в размере 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, назначается семьям лиц, умерших вследствие военной травмы. При этом, военной травмой признается ранение, контузия, увечье или заболевание, полученные военнослужащим при исполнении обязанностей военной службы.
Пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»1 определен перечень случаев, когда военнослужащий признается исполняющим обязанности военной службы.
Так, в соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы в случае нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно.
В пункте 2 названной статьи приводится исчерпывающий перечень случаев, когда военнослужащий не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей воинской службы, к которым отнесены случаи: а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «л», «м», «н», «о», «п» и «р» пункта 1 настоящей статьи (нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства); б) добровольного приведения себя в состояние опьянения; в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснено, что исходя из положений пунктов 8 и 9 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, членам его семьи выплачиваются установленные этим Законом пособия и компенсации. Разрешая споры, связанные с предоставлением членам семьи указанных лиц социальных гарантий и компенсаций, судам следует проверять, наступила ли гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, принимая во внимание то, что при обстоятельствах, перечисленных в пункте 2 статьи 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (например, совершение ими деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным), военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, не признаются погибшими (умершими), получившими увечье или заболевание при исполнении обязанностей военной службы.
В настоящем деле обстоятельства, предусмотренные пунктом 2 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, исключающие возможность признания смерти старшего сержанта П.С.В., наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, отсутствуют.
Между тем, в материалах дела имеются документы, подтверждающие, что смерть старшего сержанта П.С.В., наступила при исполнении обязанностей военной службы, а именно: копия заключения административного расследования войсковой части № по факту смерти старшего сержанта П.С.В.; выписка из приказа командира войсковой части № от 1 декабря 2018 г. №;
справка войсковой части №
Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда № 5 (2017), факт смерти военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы подтверждается, в том числе справкой установленной формы, составленной уполномоченным должностным лицом (вопрос 12).
Относительно доводов ответчика о том, что обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд, следует отметить следующее.
В соответствии с пунктом 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565, военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах внутренних дел Российской Федерации и таможенных органах Российской Федерации в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы (далее - причинная связь увечий, заболеваний), решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
В соответствие с вышеприведенной нормой, вопрос связи смерти военнослужащих с исполнением обязанностей военной службы в компетенцию военно-врачебной комиссии не входит. В случае смерти военнослужащего, командир войсковой части определяет связь смерти с исполнением обязанностей военной службы на основании материалов служебного расследования и отражает ее в приказе об исключении из списков личного состава части. Военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи заболеваний (в том числе и приведших к смерти) в формулировке «военная травма» в четко определенных случаях, в остальных случаях выносится формулировка «заболевание получено в период военной службы».
При таких обстоятельствах выводы ответчика о том, что смерть старшего сержанта П.С.В. наступила не при исполнении обязанностей военной службы, нельзя признать законным.
Данный вывод основан на неправильном применении и толковании норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям.
Таким образом, на основании имеющихся в материалах дела доказательств, а также с учетом требований, содержащихся в подпункте «з» пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, имеются основания утверждать, что смерть старшего сержанта П.С.В. наступила при исполнении обязанностей военной службы.
Кроме того, в соответствии с требованиями части 2 статьи 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны
для суда.
Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 3 апреля 2019 года смерть старшего сержанта П.С.В., признана наступившей при исполнении обязанностей военной службы, и за его супругой, Д.О.В., признано право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 9 статьи 3 Федерального закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 30 января 2020 года смерть старшего сержанта П.С.В., признана наступившей при исполнении обязанностей военной службы, и за его супругой, Д.О.В., признано право на получение ежемесячного пособия на несовершеннолетнего сына, П.С.С., в соответствии со статьей 1 Федерального закон от 4 июня 2011 г. № 128-ФЗ «О пособии детям военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в войсках, органах и учреждениях)».
Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 30 июля 2020 года смерть старшего сержанта П.С.В., признана наступившей при исполнении обязанностей военной службы, и за его супругой, Д.О.В., признано право на получение денежных средств на проведение оздоровительного отдыха за 2019 год и за 2020 год на несовершеннолетнего сына, П.С.С., в соответствии с постановлением Правительства Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 8 декабря 2021 года смерть старшего сержанта П.С.В., признана наступившей при исполнении обязанностей военной службы, и за его супругой, Д.О.В., признано право на получение пенсии по случаю потери кормильца в размере, предусмотренном пунктом «а» статьи 36 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 13 декабря 2019 года смерть старшего сержанта П.С.В., признана наступившей при исполнении обязанностей военной службы, и за нами признано право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 9 статьи 3 Федерального закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Поскольку смерть старшего сержанта П.С.В., наступила при исполнении обязанностей военной службы, исходя из вышеназванных положений Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, истцы имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца по пункту «а» статьи 36 указанного Закона из расчета 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца.
Согласно статьи 58 Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, сумма пенсии, начисленная пенсионеру из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, но не востребованная им своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением. Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
При определении периода, с которого истцы имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца, необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства.
Супруга их сына, Д.О.В., обратилась в Главное Управление МВД России по Ставропольскому краю с заявлением об установлении пенсии по случаю потери кормильца в марте 2018 года, однако, Главное Управление МВД России по Ставропольскому краю, получив ее заявление и все необходимые документы для назначения пенсии, в нарушении требований руководящих документов, установило ей пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом «б» статьи 36 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, а кроме того, не приняло мер к извещению нас, как заинтересованных лиц, о праве на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31 мая 2021 г. № 5-КГ21-29-К2, Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из аналогии права, в данном споре, Главное Управление МВД России по Ставропольскому краю выполняет функции Пенсионного фонда Российской Федерации в вопросах, связанных с осуществлением выплаты пенсий, установленных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.
Согласно подпункта 59 пункта 13 Положения о Главном Управлении МВД России по Ставропольскому краю, утвержденного приказом МВД России от 26 июля 2017 г. № 538, Главное Управление МВД России по Ставропольскому краю осуществляет на территории Ставропольского края пенсионное обеспечение граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, членов их семей, а также иных лиц, пенсионное обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.
Таким образом, поскольку именно на Главном Управлении МВД России по Ставропольскому краю лежит ответственность за несвоевременное назначение истцам пенсии по случаю потери кормильца, с Главного Управления МВД России по Ставропольскому краю подлежит взысканию в соответствии с прилагаемым к исковому заявлению расчетом, перерасчет пенсии по случаю потери кормильца за период с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2022 года в размере в 607006 рублей 14 копеек в пользу каждого.
На основании изложенного, истец просил суд признать незаконным отказ Главного Управления МВД России по Ставропольскому краю в установлении пенсии по случаю потери кормильца П.В.А. и П.В.П. в соответствии с пунктом «а» статьи 36 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Признать право на получение пенсии по случаю потери кормильца за П.В.А. и П.В.П. в размере, предусмотренном пунктом «а» статьи 36 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Взыскать с Главного Управления МВД России по Ставропольскому краю в пользу П.В.А. перерасчет пенсии по потере кормильца за период с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2022 года в размере 607006 рублей 14 копеек.
Взыскать с Главного Управления МВД России по Ставропольскому краю в пользу П.В.П. перерасчет пенсии по потере кормильца за период с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2022 года в размере 607006 рублей 14 копеек.
Обязать Главное Управление МВД России по Ставропольскому краю выплачивать с 1 марта 2022 года П.В.А. и П.В.П. пенсию по случаю потери кормильца, в размере, предусмотренном пунктом «а» статьи 36 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Истцы П.В.П. и П.В.П., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения гражданского дела в судебное заседание не явились, просив суд о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие.
Представитель ответчика Главного Управления МВД России по Ставропольскому краю, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения гражданского дела в судебное заседание не явился, просив суд о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.
Согласно представленным ответчиком возражениям установлено, что ГУ МВД России по Ставропольскому краю не согласно с предъявленными требованиями, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и иных категорий лиц регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).
Абзацем 2 статьи 5 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 предусмотрено, что в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 данного Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных этим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Родители лиц, указанных в статье 1 Закона умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте «А» статьи 21 Закона (военная травма) (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий) имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 Закона при достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших), и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством РФ (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).
Условия, определяющие право на пенсию по случаю потери кормильца, установлены в статье 28 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, согласно которой пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.
Согласно пункту «а» статьи 21 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468- 1 к инвалидам из числа лиц, указанных в статье 1 названного закона, относятся инвалиды вследствие «военной травмы» - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного частью первой статьи 18 данного Закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг.
В соответствии с пунктом «б» статьи 21 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 заболевание считается полученным «в период военной службы», если военнослужащий погиб (умер) в период прохождения военной службы вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы, либо в результате заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Размер пенсии по случаю потери кормильца установлен ст. 36 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, которая предусматривает, что семьям лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в п. «а» ст. 21 настоящего Закона (вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), размер пенсии определен в 50% соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного ст. 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи (п. «а»), а семьям лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в п. «б» ст. 21 настоящего Закона (вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), - 40% соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного ст. 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи (п. «б»).
Таким образом, именно формулировка в заключении ВВК «военная травма» подразумевает, что смерть наступила в результате исполнения служебных обязанностей, и дает право на получение пенсии по потери кормильца в соответствии с пунктом «а» статьи 36 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 в размере 50 % соответствующих сумм денежного довольствия кормильца.
Определение причинной связи увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащего в соответствии с п.п. «г» п. 3 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, возлагается на ВВК.
В материалах пенсионного дела П.С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, бывшего стрелка <данные изъяты> имеются копии выписки из приказа командира ВЧ № от 10.02.2018 № и заключение ВВК ФГКУЗ <данные изъяты> от 05.04.2018 №, согласно которым заболевание П.С.В., приведшее к смерти ДД.ММ.ГГГГ, получено в период военной службы.
Назначение пенсии осуществляется в соответствии с требованиями Приказа МВД России от 09.01.2018 № 7 «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России» (далее приказ МВД России № 7).
Пунктом 13 приказа МВД России № 7 установлен Перечень документов, представляемых кадровыми подразделениями в пенсионные органы, в частности:
13.2 При назначении пенсии по случаю потери кормильца: заявление о назначении пенсии; расчет выслуги лет; копия свидетельства о смерти или копия решения суда о признании гражданина умершим либо безвестно отсутствующим; выписка из приказа об увольнении сотрудника; заключение проверки обстоятельств смерти (гибели) сотрудника; заключение ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, приведших к смерти (гибели) сотрудника, с прохождением им службы; денежный аттестат; документы, подтверждающие нахождение членов семьи на иждивении умершего (погибшего), с указанием даты рождения и степени родства с кормильцем или решение суда (в отношении лиц, поименованных в части второй статьи 29 Закона, не представляются); справка ПФР о неполучении пенсии либо прекращении ее выплаты; копии удостоверений, на основании которых осуществляется реализация мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации; копия паспорта; копия СНИЛС; согласие на обработку персональных данных (приложение № 3 к Инструкции);
13.5. Родителям, дедушке, бабушке при назначении пенсии по случаю потери кормильца дополнительно: справка МСЭ (при наличии инвалидности); копия свидетельства о рождении умершего или решения суда об установлении родственных отношений; при назначении пенсии отчиму, мачехе - справка из органа местного самоуправления или решение суда о том, что они воспитывали, содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет.
При этом, заключение ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, приведших к смерти (гибели) сотрудника, с прохождением им службы родителями при обращении с соответствующим заявлением представлено не было.
Выписка из приказа командира В/Ч № от 01.12.2018 №, согласно которой смерть П.С.В. связана с исполнением обязанностей военной службы, не является медицинским подтверждением наличия причинно - следственной связи между смертью П.С.В. и исполнением им обязанностей военной службы, в связи с чем не является доказательством наступления смерти вследствие военной травмы.
Таким образом, условия, предусмотренные действующим законодательством и дающие право получать пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную пунктом «а» ст. 36 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 не установлено.
Доводы истцов о том, что для назначения им льготной пенсии по потере кормильца не требуется установления обстоятельств смерти сына в результате военной травмы, считаем необоснованными, поскольку сам факт получения П.С.В. заболевания, приведшего к смерти, в период военной службы, не является основанием для возникновения у истцов права на пенсию по потере кормильца в повышенном размере.
Ссылка истцов на наличие судебных актов по иску Д.О.В. к ГУ МВД России по Ставропольскому краю о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца (П.С.В.) является несостоятельной, поскольку положения пункта 13 вышеуказанного Приказа МВД России от 09.01.2018 № содержат исчерпывающий перечень документов, подтверждающих наличие оснований для начисления пенсии, среди которых отсутствует решение суда об установлении факта гибели при исполнении обязанностей военной службы.
Кроме того, решение Буденновского городского суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ не содержит выводов суда о наличии у П.В.П. и П.В.П. права на получение пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере, а также об обязанности ГУ МВД России по Ставропольскому краю осуществлять указанную выплату названным лицам.
Документом, подтверждающим гибель при исполнении обязанностей военной службы, является лишь заключение ВВК, отражающее причинно-следственную связь полученного заболевания и наступившей смерти как «военная травма», которое П.В.П. и П.В.П. в ОПО ЦФО ГУ МВД России по Ставропольскому краю с заявлениями о назначении пенсии, о перерасчете пенсии не было представлено.
Таким образом, поскольку смерть П.С.В. наступила не в результате военной травмы и не в связи с исполнением им обязанностей военной службы, а в период прохождения им военной службы, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, ответчик просил суд в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
В связи с изложенным, суд, в соответствии с положением ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителей ответчика, не явившихся в судебное заседание, но надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения гражданского дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Сын истцов - старший сержант П.С.В., проходил военную службу по контракту в войсковой части № и ДД.ММ.ГГГГ умер, находясь на лечении в военном госпитале, при исполнении обязанностей военной службы.
В связи с тем, что П.С.В. умер при исполнении обязанностей военной службы, истцы обратились в Главное Управление МВД России по Ставропольскому краю с заявлениями об установлении им пенсии по случаю потери кормильца.
Главное Управление МВД России по Ставропольскому краю письмами от 16 декабря 2021 года в удовлетворении заявлений истцов отказало.
Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей регулируется положениями Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Статьей 1 Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 предусмотрено, что он распространяет свое действие, в том числе на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, федеральном органе исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей).
Согласно статьи 7 Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).
Статьей 30 Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 предусмотрено, что родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших). При этом пенсия устанавливается каждому из родителей в размере, предусмотренном настоящим Законом.
Исходя из содержания статьи 36 Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в следующих размерах:
а) семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона, - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи. По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причины смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери;
б) семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте «б» статьи 21 настоящего Закона, - 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.
По смыслу пункта «а» статьи 36 и пункта «а» статьи 21 Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, в их взаимодействии, пенсия в размере 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, назначается семьям лиц, умерших вследствие военной травмы. При этом, военной травмой признается ранение, контузия, увечье или заболевание, полученные военнослужащим при исполнении обязанностей военной службы.
Пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определен перечень случаев, когда военнослужащий признается исполняющим обязанности военной службы.
Так, в соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы в случае нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно.
В пункте 2 названной статьи приводится исчерпывающий перечень случаев, когда военнослужащий не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей воинской службы, к которым отнесены случаи: а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «л», «м», «н», «о», «п» и «р» пункта 1 настоящей статьи (нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства); б) добровольного приведения себя в состояние опьянения; в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснено, что исходя из положений пунктов 8 и 9 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, членам его семьи выплачиваются установленные этим Законом пособия и компенсации. Разрешая споры, связанные с предоставлением членам семьи указанных лиц социальных гарантий и компенсаций, судам следует проверять, наступила ли гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, принимая во внимание то, что при обстоятельствах, перечисленных в пункте 2 статьи 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (например, совершение ими деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным), военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, не признаются погибшими (умершими), получившими увечье или заболевание при исполнении обязанностей военной службы.
В настоящем деле обстоятельства, предусмотренные пунктом 2 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, исключающие возможность признания смерти старшего сержанта П.С.В., наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, отсутствуют.
Между тем, в материалах дела имеются документы, подтверждающие, что смерть П.С.В., наступила при исполнении обязанностей военной службы, а именно: копия заключения административного расследования войсковой части 3761 по факту смерти П.С.В.; выписка из приказа командира войсковой части № от 1 декабря 2018 г. №; справка войсковой части №
Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда № 5 (2017), факт смерти военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы подтверждается, в том числе справкой установленной формы, составленной уполномоченным должностным лицом (вопрос 12).
Относительно доводов ответчика о том, что обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд, следует отметить следующее.
В соответствии с пунктом 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565, военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах внутренних дел Российской Федерации и таможенных органах Российской Федерации в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы (далее - причинная связь увечий, заболеваний), решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
В соответствие с вышеприведенной нормой, вопрос связи смерти военнослужащих с исполнением обязанностей военной службы в компетенцию военно-врачебной комиссии не входит. В случае смерти военнослужащего, командир войсковой части определяет связь смерти с исполнением обязанностей военной службы на основании материалов служебного расследования и отражает ее в приказе об исключении из списков личного состава части. Военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи заболеваний (в том числе и приведших к смерти) в формулировке «военная травма» в четко определенных случаях, в остальных случаях выносится формулировка «заболевание получено в период военной службы».
При таких обстоятельствах вывод ответчика о том, что смерть старшего сержанта П.С.В. наступила не при исполнении обязанностей военной службы, нельзя признать законным.
Данный вывод основан на неправильном применении и толковании норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям.
Таким образом, на основании имеющихся в материалах дела доказательств, а также с учетом требований, содержащихся в подпункте «з» пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, имеются основания утверждать, что смерть старшего сержанта П.С.В. наступила при исполнении обязанностей военной службы.
Кроме того, в соответствии с требованиями части 2 статьи 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны
для суда.
Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 3 апреля 2019 года смерть старшего сержанта П.С.В., признана наступившей при исполнении обязанностей военной службы, и за его супругой, Д.О.В., признано право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 9 статьи 3 Федерального закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 30 января 2020 года смерть старшего сержанта П.С.В., признана наступившей при исполнении обязанностей военной службы, и за его супругой, Д.О.В., признано право на получение ежемесячного пособия на несовершеннолетнего сына, П.С.С., в соответствии со статьей 1 Федерального закон от 4 июня 2011 г. № 128-ФЗ «О пособии детям военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в войсках, органах и учреждениях)».
Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 30 июля 2020 года смерть старшего сержанта П.С.В., признана наступившей при исполнении обязанностей военной службы, и за его супругой, Д.О.В., признано право на получение денежных средств на проведение оздоровительного отдыха за 2019 год и за 2020 год на несовершеннолетнего сына, П.С.С., в соответствии с постановлением Правительства Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 911 «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 8 декабря 2021 года смерть старшего сержанта П.С.В., признана наступившей при исполнении обязанностей военной службы, и за его супругой, Д.О.В., признано право на получение пенсии по случаю потери кормильца в размере, предусмотренном пунктом «а» статьи 36 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 13 декабря 2019 года смерть старшего сержанта П.С.В., признана наступившей при исполнении обязанностей военной службы, и за нами признано право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 9 статьи 3 Федерального закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Поскольку смерть старшего сержанта П.С.В., наступила при исполнении обязанностей военной службы, исходя из вышеназванных положений Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, истцы имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца по пункту «а» статьи 36 указанного Закона из расчета 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца.
Следовательно, заявленные истцами требования о признании незаконным отказа в установлении пенсии по случаю потери кормильца, признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца, обязании выплачивать пенсию по случаю потери кормильца, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, судом установлено, что с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца истцы обратились к ответчику лишь 24.11.2021 года.
В соответствии с положением ст. 2 Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Из содержания ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ следует, что установление пенсии производится по заявлению гражданина, за исключением социальной пенсии по инвалидности, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону) и являвшимся получателями страховой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (пункт 2 части 10 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Таким образом, ввиду обращения истцов к ответчику за получением вышеуказанной пенсии лишь 24.11.2021 года, суд полагает, что период, за который истцы вправе требовать с ответчика не полученную пенсию составляет 3 месяца и 4 дня (с 24.11.2021 года по 28.02.2022 года включительно), которая на указанный период для каждого из истцов составляет 42138 рублей 35 копеек (13 448 рублей 41 копейка х 3 месяца и 4 дня).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования П.В.П. и П.В.А. к Главному Управлению МВД России по Ставропольскому краю удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Главного Управления МВД России по Ставропольскому краю в установлении пенсии по случаю потери кормильца П.В.А. и П.В.П. в соответствии с пунктом «а» статьи 36 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Признать право на получение пенсии по случаю потери кормильца за П.В.А. и П.В.П. в размере, предусмотренном пунктом «а» статьи 36 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Взыскать с Главного Управления МВД России по Ставропольскому краю в пользу П.В.А. перерасчет пенсии по потере кормильца за период с 24.11.2021 года по 28.02.2022 года в размере 42138 рублей 35 копеек, во взыскании перерасчета пенсии по потере кормильца за период с 18.03.2018 года по 24.11.2021 года в размере 564867 рублей 79 копеек – отказать.
Взыскать с Главного Управления МВД России по Ставропольскому краю в пользу П.В.П. перерасчет пенсии по потере кормильца за период с 24.11.2021 года по 28.02.2022 года в размере 42138 рублей 35 копеек, во взыскании перерасчета пенсии по потере кормильца за период с 18.03.2018 года по 24.11.2021 года в размере 564867 рублей 79 копеек – отказать.
Обязать Главное Управление МВД России по Ставропольскому краю выплачивать с 1 марта 2022 года П.В.А. и П.В.П. пенсию по случаю потери кормильца, в размере, предусмотренном пунктом «а» статьи 36 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Буденновский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 13 мая 2022 года.
Судья Е.А. Котляров