Решение по делу № 33-3104/2018 от 22.05.2018

Судья Попов А.В. Дело № 33-3104/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,

судей Перминовой Н.А., Слободянюк Т.А.,

при секретаре Поповой О.К.,

рассмотрев в судебном заседании 28 мая 2018 года дело по апелляционной жалобе Администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 марта 2018 года, которым

исковые требования Никитина В.Ю. удовлетворены.

На администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность оборудовать на стоянке, расположенной в дворовом пространстве жилого дома, находящегося по адресу: <Адрес обезличен> место для стоянки автомобиля, предназначенное для инвалидов, с учетом градостроительных норм.

Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Никитин В.Ю. обратился к администрации МО ГО «Сыктывкар» с требованиями о возложении обязанности в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать парковочное место для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на стоянке во дворе дома <Адрес обезличен>, оборудовать его соответствующими дорожными знаками, произвести дорожную разметку выделенного места.

В обоснование указано, что истец неоднократно обращался в различные органы государственной власти и местного самоуправления за организацией парковочного места, однако до рассмотрения дела парковочное место не организовано, чем нарушаются права Никитина В.Ю. как инвалида на благоприятную и доступную среду.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «КЖКК».

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО ГО «Сыктывкар» с решением суда не согласна, полагая, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом <Адрес обезличен>, является собственностью собственников указанного жилого дома и именно с ними необходимо решать вопрос оборудования парковочного места.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда правильным.

Судом установлено, что Никитин В.Ю. вселён собственником в жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>.

Истец является инвалидом первой группы бессрочно по общему заболеванию в результате тяжёлой травмы. По информации ГИБДД Никитин В.Ю. имеет водительское удостоверение категории "В". Истец пользуется автомобилем отца ... с государственным регистрационным знаком ..., который оборудован ручным управлением приводами акселератора и тормоза. То есть, приспособлен для пользования истцом.

Также Никитин В.Ю. включён в полис ОСАГО на указанный выше автомобиль.

Изложенное свидетельствует о пользовании истцом транспортным средством, в том числе, и по месту жительства.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок под многоквартирным домом по адресу: <Адрес обезличен> относится к землям населённых пунктов и предназначен для обслуживания данного дома. Граница земельного участка не установлена.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Доказательств наличия парковочного места для инвалидов во дворе дома истца ответчиком не представлено. Доказательств невозможности организации парковочного места во дворе дома истца, а также нецелесообразность этого ответчиком при рассмотрении дела также не представлено.

Многочисленные обращения истца в компетентные органы по вопросу оборудования парковочного места результатов не дали.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из вывода о том, что у Никитина В.Ю. есть право на организацию парковочного места в соответствии с градостроительными нормами и лицом, обязанным это сделать, является администрация МО ГО "Сыктывкар".

Суд апелляционной инстанции с выводом суда согласен, поскольку считает его основанным на законе и установленных по делу юридически значимых обстоятельствах.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В силу абз. 7 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

П. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Частью 1 ст. 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что дорожный фонд - это часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

Согласно ч. 1 ст. 68(2) Закона Республики Коми от 01.10.2007 N 88-РЗ (ред. от 27.12.2017) «О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми» дорожный фонд Республики Коми - часть средств республиканского бюджета Республики Коми, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования в Республике Коми, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов в соответствии с федеральным законодательством.

Изложенное свидетельствует, что дворовые территории в г. Сыктывкаре подлежат содержанию за счёт средств дорожного фонда Республики Коми независимо от формы собственности на земельные участки.

Обязательные требования к размещению парковочных мест при реконструкции и приспособлении существующих жилых домов для нужд инвалидов и маломобильных групп населения установлены пунктами 4.17, 4.18 СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»: расстояние от специализированной автостоянки (гаража-стоянки), обслуживающей инвалидов, должно быть не более 200 м до наиболее удаленного входа, но не менее 15 м до близлежащего дома; размеры открытых автостоянок для автомобилей инвалидов (без учета площади проездов) составляют на одну автомашину 3,5 x 5,0 м, не менее; для открытых или гаражных автостоянок инвалидов следует резервировать специальные зоны на придомовой территории, при их проектировании следует учитывать положения раздела 4.2 СП 59.13330.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно указал, что администрация МО ГО «Сыктывкар» как орган местного самоуправления в силу публично-правовой обязанности должна обеспечивать гарантии реализации прав инвалидов и правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.

Доводы апелляционной жалобы оснований для отмены судебного решения не дают.

В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного жилого дома.

В материалах дела имеется уведомление из органа регистрации прав об отсутствии сведений в ЕГРП каких-либо зарегистрированных прав на земельный участок, на котором расположена придомовая территория. Таким образом, до настоящего времени права на земельный участок не оформлены, участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, то есть используется без оформленных в установленном порядке документов на землю.

Пунктом 67 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" определено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

Изложенное, в совокупности с вышеприведенными требованиями абз. 7 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Коми от 01.10.2007 N 88-РЗ (ред. от 27.12.2017) «О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми» свидетельствует об обоснованности вывода суда об обязанности органа местного самоуправления обеспечить гарантии прав инвалида.

Учитывая все вышеизложенное, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» - без удовлетворения.

Председательствующий                        

Судьи                                    

    

33-3104/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Никитин Владимир Юрьевич
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Перминова Н А
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
28.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее