Судья – Инякина Н.Ю. Дело № 2-3452/2023-33-1834/2023
УИД 53RS0022-01-2023-002403-17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 сентября 2023 года Великий Новгород
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего – Бобряшовой Л.П.,
судей – Ребровой И.В., Тарасовой Н.В.,
при секретаре – Краснюк Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 сентября 2023 года по докладу судьи Тарасовой Н.В. гражданское дело по апелляционной жалобе В. Н.И. на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 23 июня 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
В. Н.И. обратился в суд с иском к МКУ Великого Новгорода «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» о возложении обязанности увеличения площади земельного участка, предоставленного для захоронения участника Великой Отечественной войны (далее – ВОВ) до 7,5 кв.м и выдаче соответствующего документа, указав, что его отец В. И.П. участник Великий Отечественной войны захоронен на Петровском кладбище в Великом Новгороде, на предоставленном земельном участке для одиночного захоронения площадью 2,5 кв.м. При этом, земельный участок, в пределах которого расположено захоронение, позволяет увеличить его площадь до установленных законом для данной категории лиц 7,5 кв.м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Великого Новгорода, МКУ «Городское хозяйство», МУП «Ритус».
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 23 июня 2023 года исковые требования В. Н.И. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе В. Н.И. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его иска, полагая, что обжалуемое решение принято с нарушением норм материального права, без учета конкретных обстоятельств дела, судом неверно истолкованы объяснения сторон и показания свидетелей, отказано в удовлетворении его ходатайства о проведении обследования могилы путем проколов шомполом. Обращает внимание на то, что в 2006 году военно-мемориальной компанией установлен памятник и ограда по нормам площади земельного участка ветеранам Великой Отечественной войны на могиле его отца. Указанные работы производились на основании, действовавших на тот период времени, регламентирующих документов, по согласованию с МУП «Ритус».
Ответчиком подан отзыв о несостоятельности доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца В. Н.И., и его представителя адвоката Б. Н.В., поддержавших жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении и похоронном деле) настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
В соответствии со ст. 5 Закона о погребении и похоронном деле волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее - волеизъявление умершего) - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме: о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию; о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела; быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими; быть подвергнутым кремации; о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу (п. 1).
В случае возложения завещателем на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону обязанности по осуществлению погребения завещателя в соответствии с его волей (статья 1139 Гражданского кодекса Российской Федерации) приоритет имеет волеизъявление умершего, выраженное в завещании (п. 1.1).
Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2).
В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего (п. 3).
Согласно ст. 6 Закона о погребении и похоронном деле, исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В силу п.п. 1 и 2 ст. 7 Закона о погребении и похоронном деле на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Закона о погребении и похоронном деле супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются исполнение волеизъявления умершего в соответствии со статьями 5 и 7 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона о погребении и похоронном деле выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Согласно п.п. 1, 4 ст. 18 Закона о погребении и похоронном деле общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.
В силу ст. 21 Закона о погребении и похоронном деле гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 9.4 Положения об организации похоронного дела в Великом Новгороде, утвержденного Решением Думы Великого Новгорода от 28.12.2009г. №566 и п.2.13 Правил содержания муниципальных кладбищ и погребения умерших (погибших) на территории Великого Новгорода, утвержденных Постановлением Администрации Великого Новгорода от 24.03.2011г. №956, на действующих кладбищах погребение умерших осуществляется на земельных участках, бесплатно предоставляемых для одиночного и родственного захоронения; для одиночного захоронения предоставляется земельный участок размером 2,5 кв. м (2,5 м x 1,0 м); для родственного захоронения предоставляется земельный участок размером 5,0 кв. м (2,5 м x 2,0 м).
Из материалов дела следует, что решением Новгородского районного суда Новгородской области от 17 марта 2022 года исковые требования В. Н.И. к МКУ Великого Новгорода «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» о признании места захоронения по месту нахождения могилы и возложении обязанности признать лицом, ответственным за захоронение оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 8 июня 2022 года указанное решение суда отменено и постановлено: считать местом захоронения В. И.П. по факту нахождения могилы на Петровском кладбище в г. Великий Новгород в пределах земельного участка, предоставленного для одиночного захоронения размером 2,5 кв.м. (2,5 м х 1,0 м), признать В. Н.И. лицом, ответственным за захоронение В. И.П. на Петровском кладбище в г. Великий Новгород.
Указанным судебным актом установлено, что <...> умер отец истца В. И.П., который захоронен на Петровском кладбище Великого Новгорода, являющимся недействующим с мая 2000 года. Согласно соответствующему заявлению о подзахоронении, адресованному в муниципальное унитарное предприятие «Ритус» от В. Т.А., местом захоронения В. И.П. значилась родственная могила по месту захоронения Д. Т.Н., ответственной за могилу которой является жена брата истца В. Т.А. Между тем, фактически В. И.П. был захоронен не в родственной могиле, а в 50 метрах от неё.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что в непосредственной близости с захоронением В. И.П., на расстоянии около 60 см находится иное (безымянное) захоронение, обозначенное крестом и надмогильным сооружением – цветником.
На дату похорон В. И.П., В. Н.И. с заявлением о захоронении отца с предоставлением места, предусмотренного для захоронения участников ВОВ, не обращался, в <...> году осуществил подзахоронение отца на закрытом для захоронений кладбище.
В силу п.2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному делу установлен факт наличия безымянного захоронения в непосредственной близости от захоронения В. И.П., который не подлежит оспариванию по настоящему делу.
Согласно Постановлению Администрации Великого Новгорода от 24 марта 2011 года № 956 «Об утверждении Правил содержания муниципальных кладбищ и погребения умерших (погибших) на территории Великого Новгорода», установлена норма землеотвода для захоронения умерших (погибших), являющихся участниками Великой Отечественной войны, размером 2,5 м х 3,0 м (7,5 кв.м.).
Указанная норма вступила в действие с 24 марта 2011 года и обратной силы не имеет.
Таким образом, на момент захоронения В. И.П. в <...> года вышеприведённые положения не действовали.
В то же время, на дату погребения отца истца действовало Положение о порядке эксплуатации и содержания кладбищ на территории <...>, утвержденное решением Новгородской городской Думы от 18 сентября 1997 года № 201 (далее - Положение № 201), в соответствии с которой захоронение умерших граждан, являвшихся участниками Великой Отечественной войны, производится на мемориальном участке Западного кладбища в соответствии с правилами, установленными пунктами 5.12.1 - 5.12.4 Положения № 201.
Согласно пункту 5.12.4 Положения № 201 для захоронения на мемориальном участке Западного кладбища умерших граждан, являвшихся участниками Великой Отечественной войны, указанных в подпунктах «а-ж» пункта 1 части 2 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» и имевших удостоверение «Участник войны» или пенсионное удостоверение инвалида Великой Отечественной войны, выделялся участок земли площадью не более 7,5 кв.м.
В соответствии с решением исполкома городского Совета депутатов трудящихся от 6 марта 1975 года № 137 «О захоронениях на Петровском и Рождественском кладбищах», Петровское кладбище полностью закрыто для захоронения и подзахоронения умерших с 6 марта 1975 года.
Распоряжением Администрации г. Новгорода от 26 ноября 1992 года № 3946-рз «О подзахоронениях на Петровском и Деревяницком кладбищах», на Петровском кладбище было разрешено производить подзахоронения умерших в пределах существующих оград, и поэтому с мая 1993 года на Петровском кладбище производятся подзахоронения умерших в существующие захоронения (могилы).
Выделение отдельного земельного участка для захоронения указанной категории умерших на Петровском кладбище Положение № 201 не содержало по причине его закрытия для захоронения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что после смерти В. И.П. не мог быть захороненным по норме землеотвода для участников ВОВ на Петровском кладбище, закрытом для новых захоронений. Вместе с тем, он мог быть захоронен по указанным нормам на специально выделенном для этих целей мемориальном участке на Западом кладбище. Однако, истец с заявлением о предоставлении участка под захоронение В. И.П. как участника ВОВ на Западном кладбище не обращался.
При таких обстоятельствах, судом обоснованно правовых оснований для удовлетворения иска не усмотрено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а потому не служат основанием к отмене законного решения.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 23 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу В. Н.И. – без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 28.09.2023г.