Решение по делу № 2-11/2024 (2-853/2023;) от 11.08.2023

Дело

УИД 53RS0-53

Решение

Именем Российской Федерации

<адрес> 12 апреля 2024 года

Окуловский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Беспаловой О.В.,

при помощнике судьи ФИО8,

с участием истцов ФИО5 и Ю.О., ФИО2, их представителей ФИО14,

представителей ответчика СНКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>» - ФИО10 и ФИО9, действующих по доверенности,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО13,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 и ФИО4, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и Федосеева Артёма Игоревича, ФИО2 и ФИО3 к администрации Окуловского муниципального района и СНКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>» о возмещении ущерба,

установил:

ФИО4 и Л.Н. обратились в суд с иском к администрации Окуловского муниципального района, СНКО «Региональный фонд» о возмещении причиненного ущерба, в обосновании иска указав, что с ДД.ММ.ГГГГг. являются собственниками квартиры по адресу: <адрес>. Собственниками помещений данного многоквартирного дома способ управления многоквартирным домом не выбран, техническая документация на многоквартирный дом отсутствует, дом никто не обслуживает, соответственно, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности не осуществляется, работа аварийно-диспетчерской службы не обеспечена, текущий ремонт не осуществляется, работы по подготовке дома к отопительному периоду не проводятся и т.д. Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , не выполняется. В результате отсутствия управляющей организации, невыполнения стандартного, минимального перечня услуг и работ по содержанию общего имущества их многоквартирного дома: нарушена отделка фасада дома, ослаблены связи отделочных слоев со стенами, имеются повреждения в кладке, на крыше, окнах и стенах дома имеется наледь и сосульки, в подъездах дома, в квартире на потолке и стенах плесень, отслоившаяся штукатурка и т.д. В результате прокурорской проверки установлено ненадлежащее техническое состояние кровельной и фасадной частей здания. В нарушение требований постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов» мониторинг многоквартирного дома должностными лицами администрации Окуловского муниципального района не проведен, акт обследования технического состояния многоквартирного дома не составлялся. В соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес> на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ремонт крыши МКД был запланирован на период 2020-2022 годов (на 2022 год). В список домов, подлежащих капитальному ремонту в рамках краткосрочного плана 2022 года, многоквартирный дом не включен в связи с недостаточностью денежных средств на счете регионального оператора СНКО «Региональный фонд» («общем котле»). При этом решение о переносе сроков капитального ремонта крыши многоквартирного дома на более поздний срок специальной комиссией, созданной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , не принималось. Решение общего собрания собственников помещений МКД по данному факту отсутствует. В результате длительного бездействия ответчиков, в январе 2023 года фасад многоквартирного дома обрушился. Вследствие длительного залития квартиры истцов из-за многочисленных протеков с крыши многоквартирного дома, в квартире требуется проведение ремонта, а также проведение работ по устранению плесени. Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГг. рыночная стоимость ущерба поврежденного имущества и восстановительная стоимость ремонта помещений квартиры по адресу: <адрес>, составляет 279 950 руб., стоимость обработки данных помещений от плесени - 223 700 руб. После уточнения исковых требований просят взыскать солидарно с ответчиков в свою пользу в равных долях стоимость восстановительного ремонта и обработки квартиры, а также расходы по проведению экспертизы в размере 51 800 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 8 712 руб.

ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации Окуловского муниципального района, СНКО «Региональный фонд» о возмещении причиненного ущерба, в обосновании иска указав, что с ДД.ММ.ГГГГг. является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Вследствие длительного залития квартиры истца из-за многочисленных протеков с крыши многоквартирного дома, в квартире требуется проведение ремонта, а также проведение работ по устранению плесени. Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГг. рыночная стоимость ущерба поврежденного имущества и восстановительная стоимость ремонта помещений квартиры по адресу: <адрес>, составляет 486 000 руб., стоимость обработки данных помещений от плесени - 223 700 руб. После уточнения исковых требований просит взыскать солидарно с ответчиков в свою пользу стоимость восстановительного ремонта и обработки квартиры, а также расходы по проведению экспертизы в размере 54 000 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 10 837 руб.

ФИО3 обратилась в суд с иском к администрации Окуловского муниципального района, СНКО «Региональный фонд» о возмещении причиненного ущерба, в обосновании иска указав, что с ДД.ММ.ГГГГг. является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Вследствие длительного залития квартиры истца из-за многочисленных протеков с крыши многоквартирного дома, в квартире требуется проведение ремонта, а также проведение работ по устранению плесени. Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГг. рыночная стоимость ущерба поврежденного имущества и восстановительная стоимость ремонта помещений квартиры по адресу: <адрес>, составляет 74 285 руб., стоимость обработки данных помещений от плесени - 223 700 руб., стоимость ремонта двух ноутбуков 1200 руб. После уточнения исковых требований просит взыскать солидарно с ответчиков в свою пользу стоимость восстановительного ремонта и обработки квартиры, стоимость ремонта двух ноутбуков, а также расходы по проведению экспертизы в размере 26 400 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 456 руб.

Определением суда исковые требования ФИО4 и Л.Н., ФИО2 и ФИО3 объединены в одно производство.

В судебном заседании истцы ФИО4 и Л.Н., ФИО2 и их представитель ФИО14 исковые требования поддержали в полном объеме.

Представители ответчика СНКО «Региональный фонд» ФИО10 и ФИО9 просили в удовлетворении исковых требований к СНКО «Региональный фонд» отказать, т.к. Фонд несет ответственность за действия подрядчиков по некачественному ремонту, сами собственники также обязаны были принимать меры к сохранности общедомового имущества. Представлены возражения по исковым требованиям, согласно которым ущерб истцам причинен в результате бездействия администрации <адрес>, которая длительное время не принимала мер по привлечению управляющей компании, что привело к ветшанию общедомового имущества. Капитальный ремонт крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, запланирован на 2020-2022 годы. В соответствии с ЖК РФ, региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2014-2055 годы, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке утверждения планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -рг утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2014-2055 годы на период 2020-2022 годов (Краткосрочный план). Согласно краткосрочному плану капитальный ремонт крыши спорного МКД был запланирован на 2020-2022 годы. В период с 2020 года по 2022 год на счете (общем, котловом) Регионального оператора по <адрес> установлен дефицит денежных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов, а также отсутствовала возможность предоставления из бюджета Окуловского муниципального района средств в виде субсидий и дотаций на указанные цели - ремонт крыши МКД . Таким образом, на основании постановления администрации Окуловского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации Окуловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Окуловского муниципального района, для проведения в 2023 году капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых собственники помещений в течение трех месяцев с момента получения от регионального оператора предложения о капитальном ремонте (в случае если собственники формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) не приняли решение о проведении капитального ремонта, в соответствии с региональной программой и предложениями регионального оператора» срок ремонта крыши МКД с разработкой проектно-сметной документации был установлен со сроком окончания в 2023 году. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. работы по капитальному ремонту крыши фактически выполнены, в настоящее время приняты. Считать незаконными действия (бездействие) СНКО «Региональный фонд» в настоящее время оснований не имеется, т.к. СНКО «Региональный фонд» производились мероприятий по ремонту крыши МКД в рамках региональной программы и сроки проведения капитального ремонта крыши не нарушены. Капитальный ремонт фасада МКД запланирован Региональной программой на период 2035-2037 годы.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО13 считал исковые требования обоснованными.

Представитель ответчика - администрации Окуловского муниципального района, в судебное заседание не явился, извещен о его времени и месте проведения надлежащим образом, представил возражения по исковым требованиям, в которых возражает против удовлетворения исковых требований к администрации Окуловского муниципального района, поскольку в рассматриваемом случае истцами не доказана совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения исковых требований о взыскании убытков, а именно <адрес> находит недоказанной истцами причинно-следственную связь между причиненным ущербом и действиями (бездействием) <адрес>, а описываемое истцами событие является следствием неудовлетворительного состояния кровли многоквартирного дома, что входит в сферу ответственности управляющих организаций, фондов капитального ремонта имущества многоквартирных домов. <адрес> в данном судебном споре не является лицом, являющимся причинителем вреда.

По заключению Инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля <адрес> исковые требования удовлетворению не подлежат, среди прочего указано, что общее имущество МКД пришло в ненадлежащее состояние в результате длительного бездействия собственников помещений МКД.

Истец ФИО3, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - <адрес>, Министерства ЖКХ и ТЭК <адрес>, администрации Котовского сельского поселения, ООО «УК Окуловская», ООО «Бизнесрегион», ООО «УК Жилищник», а также представитель Инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля <адрес> в судебное заседание не явились, извещены о его времени и месте проведения надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.

Суд, выслушав явившихся лиц, проверив и исследовав доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. (ч. 1)

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. (ч. 2).

Указанная норма материального права определяет, что для наступления деликтной ответственности необходимо наличие наступления вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно - следственной связи между виновными действиями и наступлением вреда, вина причинителя вреда.

При этом потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения ущерба, размер причиненного вреда, и также доказательства тому, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П указал, что гражданско-правовой институт деликтных обязательств предназначен для регулирования отношений, возникающих из причинения вреда. Как правило, обязанность возместить вред является мерой гражданско-правовой ответственности, которая применяется к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступлением вреда, а также вину причинителя вреда.

Согласно ст. 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. п. 1, 2).

В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения права, вину ответчика в нарушении права истца, наличие и размер понесенных убытков причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. При этом причинно-следственная связь между фактом нарушения права и убытками в виде реального ущерба должна обладать следующими характеристиками: 1) причина предшествует следствию, 2) причина является необходимым и достаточным основанием наступления следствия. Недоказанность одного из вышеназванных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении исковых требований.

Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

По смыслу приведенных норм лицо (потерпевший), защищающее свои гражданские права путем возмещения убытков, причиненных государственным органом, органом местного самоуправления либо должностными лицами этих органов, должно доказать совершение этим органом или его должностным лицом противоправных действий (бездействия), возникновение у потерпевшего убытков и их размер, причинно-следственную связь между действием (бездействием) и его последствиями.

Судом из материалов дела установлено, что ФИО5 и М.Ю., их несовершеннолетние дети ФИО4 и ФИО11 (по ? доли) с ДД.ММ.ГГГГг. являются собственниками квартиры по адресу: <адрес>.

ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГг. является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Также в указанной квартире по месту жительства зарегистрирован ФИО13

ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГг. является собственником квартиры по адресу: <адрес>, зарегистрирована и проживает по указанному адресу с 1979 года.

Изложенное подтверждается сведениями из ЕГРН.

Управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, какой-либо управляющей компанией не осуществлялось, договор по оказанию услуг по содержанию, текущему ремонту или на управление общим имуществом не был заключен.

Согласно постановлению администрации Окуловского муниципального района от 24.05.2019г. в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес> сформирован фонд капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>».

Ранее, на основании протокола общего собрания собственников МКД от 15.03.2017г. фонд капитального ремонта формировался на специальном счете, владельцем которого являлось ТСН «Согласие».

В январе 2023 года фасад у многоквартирного дома обрушился, произошел залив квартир истцов, в результате чего была повреждена отделка жилых помещений, то есть истцам причинен имущественный вред.

Ранее, ДД.ММ.ГГГГг. ФИО5 обращалась в администрацию <адрес> по вопросу проведения капитального ремонта, также неоднократно обращалась в прокуратуру <адрес> и к <адрес> с жалобами на неудовлетворительное состояние дома.

Пунктом 2 части 1 статьи 167 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе, устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов.

В соответствии с ч.1 ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. (ч.4 ст.168 ЖК РФ)

Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. (ч.4.1 ст.168 ЖК РФ)

По общему правилу, установленному ч.4 ст.168 ЖК РФ, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме требуется для внесения в региональную программу изменений в части переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в таком многоквартирном доме на более поздний период, сокращения перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса.

Основания, предусмотренные пунктами 1 - 5 части 4 статьи 168 ЖК РФ, для принятия решения о внесении в региональную программу изменений в части переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в МКД без решения общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме по данному делу не установлены.

Согласно ч. 6 ст. 168 ЖК РФ порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом. (ч.7 ст.168 ЖК РФ)

Согласно п. 2 ч. 7.1 ст. 168 ЖК РФ краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов: 1) использования на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных статьей 185 настоящего Кодекса; 2) необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора; 3) актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 189 настоящего Кодекса, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

В соответствии со ст.8 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 291-ОЗ "О региональной системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>" региональная программа капитального ремонта формируется по предложениям органов местного самоуправления и утверждается <адрес> с учетом особенностей, установленных настоящим областным законом, и подлежит актуализации в порядке, установленном <адрес>.

Органами местного самоуправления совместно с организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, собственниками помещений в многоквартирных домах, проводится обследование технического состояния всех многоквартирных домов с целью оценки их износа, определения потребности и объема услуг и (или) работ для проведения капитального ремонта и возможных затрат на их выполнение.

Органами местного самоуправления на основании результатов обследования технического состояния многоквартирных домов определяется очередность проведения капитального ремонта с указанием видов услуг и (или) работ, которая формируется в соответствии с критериями очередности осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установленными в статье 9 настоящего областного закона.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О Порядке проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов» утвержден порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, который устанавливает механизм проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес> (далее - мониторинг), осуществляемого в целях перспективного планирования капитального ремонта общего имущества таких домов (Далее - Порядок).

Согласно п. 3 Порядка органы местного самоуправления ежегодно до 1 июня текущего года проводят мониторинг многоквартирных домов, расположенных на территориях поселений и городского округа области, плановый период проведения услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в которых согласно региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , приходится на 3 года, следующих за текущим.

Согласно п. 5 Порядка в рамках мониторинга осуществляются следующие мероприятия: оценка технического состояния общего имущества в многоквартирном доме; установление технической возможности оснащения многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов; определение потребности, объема услуг и (или) вида работ для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; определение прогнозных сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 7 Порядка обследование технического состояния многоквартирного дома осуществляется комиссией, в состав которой входят представители органа местного самоуправления, а также собственников помещений в многоквартирном доме (члены правления товарищества собственников жилья, совета многоквартирного дома и др.).

Таким образом, на органы местного самоуправления в соответствии с вышеуказанным порядком и в соответствии с Порядком утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , возложена обязанность по представлению ранжированных перечней многоквартирных домов, в которых необходимо проведение капитального ремонта общего имущества, составленных на основании проведенного мониторинга технического состояния многоквартирных домов.

Указанные ранжированные перечни представляются ежегодно в целях актуализации программы в установленные сроки. В случае выявления фактов нецелесообразности выполнения работ при проведении обследований МКД, СНКО «Региональный фонд» либо министерством ЖКХ и ТЭК <адрес> в органы местного самоуправления области направляются предложения об организации проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах с целью переноса сроков их ремонта на будущий период или признания их аварийными, подлежащими сносу или реконструкции.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>. Вышеуказанный порядок определяет правила утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>. На основании проведенного мониторинга технического состояния многоквартирных домов, планируемого объема предоставления муниципальной поддержки за счет средств местного бюджета, органы местного самоуправления до 1 марта года, предшествующего плановому периоду, формируют ранжированный перечень многоквартирных домов в разрезе каждого вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома с присвоением порядковых номеров многоквартирным домам в порядке убывания значения итогового балла в рамках трехлетнего периода. Органы местного самоуправления направляют ранжированный перечень в адрес регионального оператора для обобщения и подготовки краткосрочного плана реализации программы не позднее 10 марта года, предшествующего плановому периоду. Краткосрочные планы реализации региональной программы утверждаются распоряжением <адрес> до 1 декабря года, предшествующего плановому периоду, в порядке, предусмотренном Инструкцией по делопроизводству в <адрес>, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Изменения в региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории <адрес>, на 2014-2043 года, утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , вносятся на основании решения комиссии по установлению необходимости капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории <адрес>, в соответствии с Порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме применяется при принятии решения о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, включенном в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> (далее - региональная программа), в случаях, установленных частью 5 статьи 181 и частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также при актуализации региональной программы в соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 областного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 291-ОЗ "О региональной системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>" и при формировании и внесении изменений в краткосрочные планы реализации региональной программы.

В соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес> на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ремонт крыши спорного МКД был запланирован на период 2020-2022 годов (на 2022 год).

Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -рг утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества МКД, расположенных на территории <адрес> на 2014-2043 годы, на период 2020-2022 годов, согласно которому срок ремонта крыши спорного МКД также был запланирован на 2022 год.

Вместе с тем, распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -рг в распоряжение <адрес> -рг внесены изменения, плановая дата завершения работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес>, установлена 2023 год.

На основании постановления Администрации Окуловского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Постановление Администрации Окуловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Окуловского муниципального района, для проведения в 2023 году капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых собственники помещений в течение трех месяцев с момента получения от регионального оператора предложения о капитальном ремонте (в случае если собственники формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) не приняли решение о проведении капитального ремонта, в соответствии с региональной программой и предложениями регионального оператора» срок ремонта крыши многоквартирного <адрес> разработкой проектно-сметной документации был установлен со сроком окончания в 2023 году.

Аналогичным образом год завершения работ по капитальному ремонту в отношении МКД установлен распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -рг «О внесении изменений в распоряжение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -рг».

При этом решение о переносе сроков капитального ремонта крыши МКД на более поздний срок специальной комиссией, созданной в соответствии с Порядком от ДД.ММ.ГГГГ , не принималось, решение общего собрания собственников помещений МКД по данному факту отсутствует.

Лишь в марте 2023г. (исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) в адрес собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, направлено предложение по проведению капитального ремонта в 2023 году.

По факту выявленных нарушений прокурором области <адрес> 29.12.2023г. внесено представление об устранении нарушений.

Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено ЖК РФ. Функции регионального оператора определены в ст. 180 ЖК РФ.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пп. 3, 4, 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена ч. 5 ст. 178 и ч. 1 ст. 188 ЖК РФ.

Согласно ч. 5 ст. 178 ЖК РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 188 ЖК РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с данным кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Вместе с тем ч. 6 ст. 182 ЖК РФ установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика.

В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (ч. 5 ст. 178, ч. 1 ст. 188 ЖК РФ), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (ч. 6 ст. 182 ЖК РФ), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.

Согласно ч.4 ст.179 ЖК РФ средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора, в том числе для оплаты товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в случае, предусмотренном частью 3 статьи 167 настоящего Кодекса. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований.

Такой подход согласуется с принципами, лежащими в основе функционирования централизованной системы аккумулирования накоплений на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, призванной обеспечить совместное участие всех собственников помещений этих домов в создании финансовой основы для осуществления капитального ремонта, а не резервирование денежных средств в отношении каждого конкретного собственника в отдельности.

Между СНКО «Региональный фонд» и ООО «Проектно-конструкторское бюро «ПромБезопасность» заключён Договор ПР/2023 от 04.04.2023г., в том числе, на выполнение проектных работ по капитальному ремонт крыши МКД , окончание выполнение проектных работ - ДД.ММ.ГГГГг.

В ноябре 2023г. капитальный ремонт крыши спорного МКД проведен ООО «Бизнесрегион».

Вместе с тем, сам факт планирования проведения капитального ремонта не освобождает от надлежащего содержание общего имущества в многоквартирном доме и проведения текущего ремонта до проведения капитального ремонта.

В соответствии с п. 1, 2, 4 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 1, 1.1, 2 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

В соответствии со ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (ч. 4). Любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями части 4 настоящей статьи (ч. 7). Заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 настоящей статьи и частью 2 статьи 163 настоящего Кодекса, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся. (ч. 8) Управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации. (ч. 17)

Таким образом, действующим законодательством обязанность по созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления домом и проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации возложена на органы местного самоуправления.

В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации открытый конкурс по отбору управляющей организации признан не состоявшимся, допускается заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса.

Порядок и основания проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей Организации для управления многоквартирным домом».

В соответствии с п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491, в состав общего имущества включаются, в том числе крыши.

Согласно п. 10 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N 491содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 170, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и так далее.

Решением Думы Окуловского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 293 утвержден Устав администрации Окуловского муниципального района.

Согласно Уставу, на территории Котовского сельского поселения органами местного самоуправления <адрес> решаются вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе, в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно статье 7 Устава местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) - Администрация Окуловского муниципального района.

Таким образом, осуществление полномочий органов местного самоуправления на территории Котовского сельского поселения отнесено к компетенции администрации <адрес>.

По постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. ДД.ММ.ГГГГг. проводился открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления спорным МКД. Конкурс признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие в конкурсе.

В январе-феврале 2023г. специалистами СНКО «Региональный фонд» проводилось обследование крыши спорного МКД, установлены недостатки кровли и водостока, многочисленные разрушения кирпичной кладки фасада дома.

ДД.ММ.ГГГГг. администрацией Окуловского муниципального района проведен мониторинг технического состояния МКД, установлено, что требуется капитальный ремонт фундамента, крыши и фасада.

В феврале 2023г. ООО «Спектр-Проект» проведена оценка технического состояния дома по адресу: <адрес>, установлено, что отделочный слой фасадов частично разрушен, нарушена гидроизоляция кровли, наблюдается просадка кровли при длительном воздействии влаги, вследствие проникания и длительного воздействия влаги происходит разрушение кирпичной кладки по оси А.

По постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. ДД.ММ.ГГГГг. проводился открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления спорным МКД. Конкурс вновь признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие в конкурсе.

По постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. ДД.ММ.ГГГГг. проводился открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления спорным МКД.

На основании вступившего в законную силу 01.01.2024г. постановления администрации Окуловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч.17 ст.161 ЖК РФ, Правилами определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , ООО «УК Жилищник» определено управляющей организацией в спорном МКД.

По ст.1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно. По заявлению потерпевшего и в его интересах суд вправе возложить на лиц, совместно причинивших вред, ответственность в долях, определив их применительно к правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 1081 настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь указанными выше правовыми нормами, суд приходит к выводу, что на СНКО «Региональный фонд» и администрации Окуловского муниципального района <адрес> лежит солидарная обязанность по возмещению материального ущерба, причиненного повреждением имущества истцов, в связи с тем, что:

- администрацией Окуловского муниципального района <адрес>, во-первых, в установленном порядке по итогам несостоявшихся открытых конкурсов по отбору управляющей организации в спорном МКД, не заключен договор управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, что не позволило должным образом осуществлять управление многоквартирным домом с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение по определению в качестве управляющей организации ООО «УК Жилищник» принято в лишь ноябре 2023г.; во-вторых, в установленном порядке до февраля 2023г. не проводился мониторинг технического состояния спорного МКД, что не позволило своевременно выявить и предотвратить аварийную ситуацию по разрушению фасада дома и протечки крыши, а также установить необходимость переноса срока капитального ремонта на более ранний срок;

- СНКО «Региональный фонд» своевременно (в установленные Региональной программой сроки – в 2022 году) не был проведен капитальный ремонт кровли <адрес> в <адрес>.

В связи с чем, квартиры истцов подверглись заливам, в январе 2023 года обрушился фасад дома, в результате чего в очередной раз была повреждена отделка жилых помещений истцов.

При таких обстоятельствах установлена причинно-следственная связь между бездействием администрации Окуловского муниципального района и СНКО «Региональный фонд» и причинением ущерба истцам.

Факт затопления квартир, его причины и размер ущерба подтверждаются экспертными заключениями:

- от ДД.ММ.ГГГГг. по <адрес> истцов ФИО4 и Л.Н., размер ущерба: 276 950 руб. - стоимость восстановительного ремонта квартиры;

- от ДД.ММ.ГГГГг. по <адрес> истца ФИО2, размер ущерба: 486 000 руб. - стоимость восстановительного ремонта квартиры;

- от ДД.ММ.ГГГГг. по <адрес> истца ФИО3, размер ущерба: 73 085 руб. - стоимость восстановительного ремонта квартиры, 1 200 руб. - стоимость ремонта двух ноутбуков.

В качестве причин залива указано, что в ходе непрерывной длительной эксплуатации несущих элементов крыши, вентканалов произошла разгерметизация стыковых соединений, через которые сочилась влага от атмосферных осадков сквозь крышу, чрезмерно скапливаясь и протекая сквозь пористые материалы железобетонных перекрытий, по капитальным наружным стенам жилого дома, увлажняя кирпичную кладку, с выкрашиванием раствора и силикатного наружного кирпича, проникая сквозь пористую поверхность ограждающих конструкций потолков и стен внутрь квартиры, создавая условия для возникновения и распространения плесени. Периодических ремонтов кровли, проводимой подрядным способом силами собственников, недостаточно, протеки на незначительное по продолжительности время прекращались, в отсутствие своевременного целостного капитального ремонта крыши.

Согласно указанным заключениям, в каждой из трех квартир необходимо провести работы по устранению плесени, стоимость работ по обработке квартир от плесени составляет 223 700 руб.

Доказательств о том, что залитие квартир истцов происходило до обращения ФИО5 в администрацию в сентябре 2021 года, материалы дела не содержат.

Причины залития, объем повреждений и размер ущерба ответчиками не оспаривались, о назначении экспертизы стороны не ходатайствовали.

Оснований сомневаться в достоверности представленных заключений от эксперта ФИО12 об оценке размера ущерба и причин залития у суда не имеется, поскольку оно выполнено в соответствии с требованиями действующего законодательства об оценочной деятельности, согласуется с материалами дела, содержит все необходимые данные и расчеты. Квалификация эксперта, проводившего оценку стоимости ущерба, подтверждена дипломом об образовании, сертификатом соответствия. По мнению суда, данные расчеты отражают причиненный ущерб в полном объеме.

Доказательств, опровергающих данные расчеты и указанные истцами доводы, ответчиками не представлено. Указанные экспертные заключения не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.

Суд считает, что для восстановления нарушенного права истцам надлежит затратить на ремонт отделки квартиры именно заявленную сумму. Приобрести строительные материалы с учетом износа невозможно, уменьшить затраты путем частичной замены поврежденного имущества также затруднительно и невыполнимо. Истцы вправе заключать договор подряда для выполнения ремонта, а, значит, и расходы, связанные с оплатой труда работников подрядной организации, иные затраты, заложенные в локальную смету, будут связаны с причинением ущерба. Следовательно, заявленная истцами сумма составляет для них прямой действительный ущерб, который и подлежит возмещению в объеме, определенным указанными выше экспертными заключениями.

На основании изложенного, с СНКО «Региональный фонд» и администрации Окуловского муниципального района следует взыскать солидарно в пользу истцов:

- ФИО4 и Л.Н. (по ? на каждого истца), действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО11, сумму ущерба, причиненного квартире от многочисленных протечек крыши, стоимость её восстановительного ремонта в размере 276 950 руб., а также стоимость обработки помещения от плесени в размере 223 700 руб.;

- ФИО2 сумму ущерба, причиненного квартире от многочисленных протечек крыши, стоимость её восстановительного ремонта в размере 486 000 руб., а также стоимость обработки помещения от плесени в размере 223 700 руб.;

- ФИО3 сумму ущерба, причиненного квартире от многочисленных протечек крыши, стоимость её восстановительного ремонта в размере 73 085 руб., расходы по ремонту ноутбуков в размере 1200 руб., а также стоимость обработки помещения от плесени в размере 223 700 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований истцам ФИО5 и Ю.О., ФИО3 надлежит отказать.

В соответствии ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В связи с чем, с СНКО «Региональный фонд» и администрации Окуловского муниципального района следует взыскать солидарно в пользу истцов:

- ФИО4 и Л.Н. (по ? на каждого истца), действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО11, расходы по проведению экспертизы в размере 51 800 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 8 207 руб.

- ФИО2 расходы по проведению экспертизы в размере 54 000 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 10 297 руб.

- ФИО3 расходы по проведению экспертизы в размере 26 400 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 180 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО5 и ФИО4, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО17, к администрации Окуловского муниципального района и СНКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>» удовлетворить частично.

Взыскать солидарно с администрации Окуловского муниципального района (ИНН ) и СНКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>» (ИНН ) в пользу ФИО4 (СНИЛС ) 138 475 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного заливом квартиры, 111 850 руб. в счет возмещения расходов по обработке квартиры от плесени, расходы по проведению экспертизы в размере 25 900 руб., а также государственную пошлину в размере 4 103 руб. 50 коп.

Вернуть ФИО4 излишне уплаченную по чек-ордеру от ДД.ММ.ГГГГг. государственную пошлину в размере 237 руб. 50 коп.

Взыскать солидарно с администрации Окуловского муниципального района (ИНН ) и СНКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>» (ИНН ) в пользу ФИО5 (СНИЛС ) 138 475 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного заливом квартиры, 111 850 руб. в счет возмещения расходов по обработке квартиры от плесени, расходы по проведению экспертизы в размере 25 900 руб., а также государственную пошлину в размере 4 103 руб. 50 коп.

Вернуть ФИО5 излишне уплаченную по чек-ордеру от ДД.ММ.ГГГГг. государственную пошлину в размере 237 руб. 50 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО5 и ФИО4, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО18, отказать.

Исковые требования ФИО2 к администрации Окуловского муниципального района и СНКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>» удовлетворить.

Взыскать солидарно с администрации Окуловского муниципального района (ИНН ) и СНКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>» (ИНН ) в пользу ФИО2 (СНИЛС ) 486 000 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного заливом квартиры, 223700 руб. в счет возмещения расходов по обработке квартиры от плесени, расходы по проведению экспертизы в размере 54 000 руб., а также государственную пошлину в размере 10 297 руб.

Вернуть ФИО2 излишне уплаченную по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГг. государственную пошлину в размере 540 руб. 50 коп.

Исковые требования ФИО3 к администрации Окуловского муниципального района и СНКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>» удовлетворить частично.

Взыскать солидарно с администрации Окуловского муниципального района (ИНН ) и СНКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>» (ИНН ) в пользу ФИО3 (СНИЛС ) 73 085 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного заливом квартиры, 1200 руб. в счет возмещения расходов по ремонту ноутбуков, 223 700 руб. в счет возмещения расходов по обработке квартиры от плесени, расходы по проведению экспертизы в размере 26 400 руб., а также государственную пошлину в размере 6 180 руб.

Вернуть ФИО3 излишне уплаченную по чек-ордеру от ДД.ММ.ГГГГг. государственную пошлину в размере 276 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО3 отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новгородский областной суд через Окуловский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий О.В.Беспалова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.

Председательствующий О.В.Беспалова

2-11/2024 (2-853/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Михайлова Лидия Васильевна
Сачкова Любовь Николаевна
Миронова Наталья Михайловна
Сачков Юрий Олегович
Ответчики
СНКО «Региональный фонд"
Администрация Окуловского муниципального района
Другие
Миронов Артем Владимирович
ООО "Жилищник"
ООО БизнесРегион
Министерство ЖКХ и ТЭК Новгородской области
Правительство Новгородской области
Исаева Марина Яковлевна
Администрация Котовского сельского поселения
УК Окуловская
Суд
Окуловский районный суд Новгородской области
Судья
Беспалова Ольга Васильевна (11)
Дело на странице суда
okulovsky.nvg.sudrf.ru
11.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.08.2023Передача материалов судье
18.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2023Подготовка дела (собеседование)
13.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2023Судебное заседание
23.11.2023Судебное заседание
18.12.2023Судебное заседание
16.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Судебное заседание
22.02.2024Судебное заседание
15.03.2024Судебное заседание
12.04.2024Судебное заседание
26.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее