Дело № 2-1417/2024
УИД 33RS0001-01-2024-000901-41
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 июня 2024 года г. Владимир
Ленинский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Егоровой Е.В.
при секретаре Панковой Д.А.,
с участием:
представителя истца Пахомова Д.М.,
представителя ответчика Белогурова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владимира к Боруте И. П. о предоставлении доступа в жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владимира обратились в суд с иском к Боруте И.П. о предоставлении доступа в жилое помещение.
В обоснование указано, что ДД.ММ.ГГГГ на имя главы города поступило коллективное обращение на незаконные действия собственников квартир по адресу: <адрес>, выразившиеся в осуществлении самовольного переустройства и перепланировки жилого помещения, а также использования их в качестве нежилых помещений.
С целью выполнения функций по надзору, контролю за соблюдением порядка переустройства и перепланировки управлением было назначено проведение инспекционного обследования данного жилого помещения на предмет переустройства и перепланировки, в адрес ответчика было направлено уведомление об обеспечении доступа в жилые помещения ДД.ММ.ГГГГ в .... и ДД.ММ.ГГГГ в .....
ДД.ММ.ГГГГ состоялось обследование жилого помещения №, в ходе которого было установлено, что квартира является жилой, переустройство и перепланировка не обнаружены.
В квартиру № доступ представлен не был.
В связи с чем, просит обязать ответчика Боруту И.П. обеспечить беспрепятственный доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, муниципальному жилищному инспектору управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владимира для проведения инспекционного обследования жилого помещения на предмет произведенной перепланировки, не позднее 10 дней после вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца Пахомов Д.Н. в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования, со ссылкой на указанные в иске обстоятельства. Дополнительно пояснил, что первоначально собственники МКД № по ул.<адрес> с целью проведения проверки в отношении сдачи в аренду кв.№ МКД № по <адрес> обратились в администрацию г.Владимира, просили провести проверку по изложенным в обращении фактам, принять меры реагирования. Данное обращение было перенаправлено в ИГЖН Владимирской области. В свою очередь ИГЖН перенаправило обращение в Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владимира. Пояснил, что поскольку обращение поступило из компетентного органа ИГЖН Владимирской области они не проверяли собственников МКД обратившихся с данным обращением.
Ответчик в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась судом, обеспечила явку в суд своего представителя Белогуров Д.А., действующего на основании нотариальной доверенности.
В судебном заседании Белогуров Д.А. подтвердил, что Борута И.П. известно о рассмотрении дела судом. Указал, что с исковыми требованиями не согласны, считают, что истец превысил свои полномочия, поскольку в уведомлении о рассмотрении обращения с выходом на место, указано, что у них на рассмотрении находится обращение по вопросу бесхозяйственного использования жилого помещения квартиры № МКД № по <адрес> без разрешительных документов, в связи с чем будет проводится инспекционное обследование квартиры на предмет перепланировки и переустройства инженерных коммуникаций. Вместе с тем обращение собственников жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ связано с вопросом использования жилых помещений не по назначению, а не с вопросом перепланировки и переустройства инженерных коммуникаций. Также указал, что истом не были установлены собственники жилых помещений № и №, а также являются ли лица обратившиеся с заявлением собственниками помещений в МКД <адрес>, в Росреестр не делался соответствующий запрос. Для установления была ли сделана перепланировка, также в компетентные органы не были сделаны соответствующие запросы. Указал, что истец в нарушение ст.56 ГПК РФ не доказал необходимость доступа в жилое помещение, кроме того, данная необходимость ничем не обусловлена.
На вопрос суда пояснил, что Борута И.А. не будет предоставлять для осмотра жилое помещение, даже если истец изменит мотивировочную часть искового заявления (укажет другую цель обследования жилого помещения).
Третье лицо, не заявляющее требований относительно предмета спора, Железнова С.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом по всем известным на момент рассмотрения дела адресам, о причинах неявки не сообщила, ходатайств и заявлений не представила.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Установлено, что Борута И.П. на праве собственности, принадлежит жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Данное обстоятельств сторонами по делу не оспаривается.
Из п. 2 ст. 1 ЖК РФ следует, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со ст.17 ЖК РФ, жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, гостиниц, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг.
Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно разъяснениям данным в п.39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», под использованием жилого помещения не по назначению исходя из положений частей 1 - 3 статьи 17 ЖК РФ следует понимать использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей (например, использование его для офисов, складов, размещения промышленных производств, содержания и разведения животных), то есть фактическое превращение жилого помещения в нежилое. В то же время необходимо учитывать, что законом (часть 2 статьи 17 ЖК РФ) допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности (например, научной, творческой, адвокатской и др.) или индивидуальной предпринимательской деятельности без перевода его в нежилое гражданами, проживающими в нем на законных основаниях (в том числе по договору социального найма), но при условии, что это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (пожарной безопасности, санитарно-гигиенические и др.).
В силу ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения, для чего собственник или наниматель жилого помещения предоставляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения жилого помещения документы, указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ.
Согласно ч.1, ч.2 ст.22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. В помещение после его перевода из жилого помещения в нежилое помещение должна быть исключена возможность доступа с использованием помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям.
Статьей 2 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с Постановлением администрации города Владимира от 17.04.2017 N 1166 "Об определении уполномоченного органа на осуществление отдельных государственных полномочий Владимирской области по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля на территории муниципального образования город Владимир" Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владимира является органом, уполномоченным осуществлять на территории муниципального образования город Владимир отдельные государственные полномочия Владимирской области по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля на территории муниципального образования город Владимир.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы города поступило обращение от собственников помещений дома № по ул. <адрес>, в котором просят провести проверку в квартирах № на предмет их сдачи в аренду – ООО «Здравие». В обращении указано на использование жилых помещений не по назначению исходя из смысла положений частей 1-3 статьи 17 ЖК РФ, на повышенный объем потребления указанными квартирами электроэнергии, многочисленное подключение проводов, что говорит о небезопасном использовании и возможности пожара в жилом доме, указано, что в данных квартирах расположены офисы и как следствие пребывание в большом количестве посторонних людей в доме, которые входят и выходят через подъезд дома, что приводит к шуму, грязи, нарушению условий проживания жильцов подъезда дома, и особенно владельцев квартир, находящихся на одной площадке. Просят провести проверку по изложенным в обращении фактам, принять меры реагирования.
Данное обращение было перенаправлено в ИГЖН Владимирской области. В свою очередь ИГЖН перенаправило обращение в Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владимира.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения обращения собственников принято решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении Боруты И.П. (кв. №) и Романовой М.В. (кв. №) в виде внеплановой выездной проверки, осмотр квартир назначен на ДД.ММ.ГГГГ в ...., повторно на ДД.ММ.ГГГГ в ..... Уведомление в адрес ответчика было направлено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается кассовым чеком Почты России, которое было вручено ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ доступ в квартиры № и № не предоставлен.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ состоялось обследование жилого помещения №, в ходе которого было установлено, что квартира является жилой, переустройство и перепланировка не обнаружены.
В квартиру № доступ представлен не был.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика пояснил, что Борута И.П. не пожелала в добровольном порядке предоставить доступ в их жилое помещение для проведения проверки на предмет наличия либо отсутствия перепланировки, ссылаясь на то, что указанная квартира передана по договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Железнова С.В., кроме того считают, что истец превысил свои полномочия, поскольку в уведомлении о рассмотрении обращения с выходом на место, указано, что у них на рассмотрении находится обращение по вопросу бесхозяйственного использования жилого помещения квартиры № МКД № по <адрес> без разрешительных документов, в связи с чем будет проводится инспекционное обследование квартиры на предмет перепланировки и переустройства инженерных коммуникаций. Вместе с тем обращение собственников жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ связано с вопросом использования жилых помещений не по назначению, а не с вопросом перепланировки и переустройства инженерных коммуникаций. Для выяснения вопроса была ли сделана перепланировка, истцом в компетентные органы не были сделаны соответствующие запросы. Также, истец в нарушение ст.56 ГПК РФ не доказал необходимость доступа в жилое помещение, считает, что данная необходимость ничем не обусловлена.
На вопрос суда представитель ответчика пояснил, что Борута И.А. в любом случае не будет предоставлять для осмотра жилое помещение, даже если истец изменит мотивировочную часть искового заявления, укажет другую цель обследования жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 3 ЖК РФ никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.
В соответствии со ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности, в частности, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в которых имеются инженерные коммуникации и иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
Частью 3 ст. 39 ЖК РФ установлено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 41 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу постановлением от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170).
Согласно пункту 1.7.1 Правил № 170 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Согласно Правил №170 при переустройстве и перепланировке жилых домов и квартир (комнат) действия, совершаемые в ходе перепланировки и переустройства, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, ухудшающие условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускаются.
Таким образом, все действия заинтересованных лиц по переустройству, перепланировке жилых помещений, их перевода в нежилое или нежилое в жилое помещение можно производить только с соблюдением установленной действующим законодательством процедуры.
Поскольку установлен факт не предоставления собственником вышеуказанной квартиры доступа истцу в указанное жилое помещение с целью осуществления контроля за соблюдением установленного порядка жилищным законодательством, установление факта (либо его опровержение) использования жилого помещения не по назначению, обоснованных причин отказа в обеспечении доступа инспекции в квартиру ответчиком не приведено, доказательств отсутствия оснований для проведения проверки в спорной квартире, ответчиком не представлено, кроме того, в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что ответчик не собирается истцу предоставлять жилое помещение для осмотра не при каких обстоятельствах, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Данную обязанность суд возлагает на собственника квартиры, не смотря на то, что данная квартира передана ответчиком во временное пользование Железнова С.В. по договору найма, поскольку именно на собственнике лежит бремя содержания, владения и пользования в отношении принадлежащего ему имущества в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах.
В целом доводы стороны ответчика сводятся к несогласию с требованиями истца, и правового значения для данного дела не имеют.
Кроме того, в силу ч.2 п.5 ст.23 ЖК РФ, для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии, в том числе необходимо представить - подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения. В связи с чем, указание истцом в уведомлении о рассмотрении обращения с выходом на место на предмет перепланировки и переустройства инженерных коммуникаций не противоречит предмету доводом обращения жильцов дома № по <адрес>.
Само по себе не указание в уведомлении о рассмотрении обращения с выходом на место тех или иных доводов жалобы жителей МКД, не препятствует истцу осмотру жилого помещения ответчика, как органу осуществляющему контроль по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории муниципального образования город Владимир.
В соответствии с ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Истец просит установить в решении срок для его исполнения не позднее 10 дней после вступления решения суда в законную силу.
Суд полагает указанный срок разумным.
В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Ввиду того, что истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владимира к Борута И. П. о предоставлении доступа в жилое помещение - удовлетворить.
Обязать Боруту И. П. (паспорт ....) обеспечить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, муниципальному жилищному инспектору Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владимира для проведения инспекционного обследования жилого помещения на предмет произведенной перепланировки в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Боруты И. П. (паспорт ....) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г. Владимира в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Егорова
Мотивированное решение составлено 20.06.2024 г.