Судья Селютина И.Ф. Дело № 66а-2084/2020
(номер дела в суде первой инстанции
3а-325/2020)
ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 2 декабря 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А.,
судей Калугина Д.М., Рогожиной Е.В.,
при секретаре Грязнове Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» в лице филиала «Оренбургэнерго» об оспаривании приказа департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 26 декабря 2019 года №347-э/э «О внесении изменений в приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 29 декабря 2017 года № 230-э/э», приказа департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 26 декабря 2019 года № 349-э/э «Об утверждении единых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Оренбургской области», приказа департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 26 декабря 2019 года №350-э/э «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями», по апелляционным жалобам публичного акционерного общества «Россети Волга» (до переименования – публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги») в лице филиала «Оренбургэнерго», Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов на решение Оренбургского областного суда от 19 июня 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А., объяснения представителей публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» ФИО7, ФИО8, представителей департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов ФИО9, ФИО10, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов (далее – Департамент, регулирующий орган) от 29 декабря 2017 года № 230-э/э «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности территориальных сетевых организаций» (далее – Приказ № 230-э/э) для филиала ПАО «МРСК Волги» – «Оренбургэнерго» установлены с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года долгосрочные параметры регулирования (приложение 1), а также необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) (приложение 2).
Приказ № 230-э/э размещен 11 января 2018 года на портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области (http://www.pravo.orb.ru).
Приказом департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 26 декабря 2019 года № 347-э/э (далее – Приказ № 347-э/э)внесены изменения в приказ департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 29 декабря 2017 года № 230-э/э.
Приказом департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 26 декабря 2019 года № 349-э/э (далее – Приказ № 349-э/э)утверждены единые тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Оренбургской области.
Приказом департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 26 декабря 2019 года № 350-э/э (далее – Приказ № 350-э/э)установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Приказы № 347-э/э, № 349-э/э, № 350-э/э опубликованы на портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области (http://www.pravo.orb.ru).
Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» в лице филиала «Оренбургэнерго» (далее – ПАО «МРСК Волги», сетевая организация, регулируемая организация, Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими с момента принятия:
1. Приказ 347-э/э в части невключения в необходимую валовую выручку сетевой организации на долгосрочный период регулирования (без учёта потерь): суммы компенсации выпадающих доходов от оказания услуг по технологическому присоединению за 2019 и 2020 годы в размере <данные изъяты> рублей; расходов по налогу на прибыль в размере <данные изъяты> рублей; расходов на оплату услуг ПАО «ФСК ЕЭС» в размере <данные изъяты> рублей; расходов на покупную теплоэнергию в размере <данные изъяты> рублей; расходов на покупку потерь в размере <данные изъяты> рублей;
2. Приказ № 349-э/э;
3. Приказ № 350-э/э;
4. Возложить на департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу принять заменяющие нормативные акты в части, в которой они признаны незаконными.
На основании решения общего собрания акционеров от 29 мая 2020 года ПАО «МРКС Волги» переименовано в ПАО «Россети Волга», изменения в устав зарегистрированы МРИ ФНС России № 19 по Саратовской области 04.08.2020 года.
Решением Оренбургского областного суда от 19 июня 2020 года административное исковое заявление ПАО «МРСК Волги» удовлетворено частично. Признаны недействующими с момента вступления решения в законную силу:
Приказ №347-э/э в части расчёта в статье экономически обоснованных расходов – выпадающих доходов по ТП 2019 г. и 2020 г.;
Приказ № 349-э/э в части утверждения единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Оренбургской области на 2020 год в отношении филиала ПАО «МРСК Волги» «Оренбургэнерго»;
Приказ №350-э/э в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями на 2020 год для филиала ПАО «МРСК Волги» «Оренбургэнерго».
В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
В апелляционной жалобе ПАО «Россети Волга» в лице филиала «Оренбургэнерго» просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Департамент в апелляционной жалобе также просит отменить решение суда в части удовлетворения заявленных административным истцом требований. Ссылается на отсутствие спора с сетевой организацией относительно величины расходов на технологическое присоединение.
Относительно изложенных в апелляционных жалобах доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы и представления в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", и Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 17 декабря 2012 года N 98-э.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим полномочия по реализации государственной политики в области регулирования тарифов и контроля по ценам в сферах, определенных федеральным и областным законодательством (Указ Губернатора Оренбургской области от 16 декабря 2005 года № 141-ук «Об утверждении положения о департаменте Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов»).
ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго» является территориальной сетевой организацией, осуществляет деятельность по передаче электрической энергии на территории Оренбургской области, которая регулируется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (период регулирования с 2018 по 2022 годы).
30 апреля 2019 года Общество обратилось в Департамент с заявлением об установлении тарифов и их предельных уровней на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании, определении необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРКС Волги» «Оренбургэнерго» с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки с учетом корректировок необходимой валовой выручки по итогам деятельности за 2018 год, и принятии к расчету при установлении единых (котловых) тарифов услуги по передаче электрической энергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям на 2020 год, с приложением расчетных и обосновывающих материалов.
Департаментом в отношении Общества приняты следующие приказы:
- от 26 декабря 2019 года № 347-э/э «О внесении изменений в приказ Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 29 декабря 2017 года № 230-э/э»;
- от 26 декабря 2019 года № 349-э/э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Оренбургской области»;
- от 26 декабря 2019 года № 350-э/э «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями».
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Приказы № 347-э/э, 349-э/э, 350-э/э приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленных законом требований к форме и порядку введения в действие, и по этим основаниям не оспариваются.
Согласно доводам административного искового заявления Департаментом нарушен порядок расчета экономически обоснованных расходов (неподконтрольных расходов), предусмотренных законодательством. В частности, из необходимой валовой выручки исключены расходы с осуществлением технологического присоединения, не включенные в плату за технологическое присоединение (выпадающие доходы, связанные с осуществлением технологического присоединения), в сумме <данные изъяты> тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в соответствии с пунктом 87 настоящего документа в плату за технологическое присоединение, включаются в необходимую валовую выручку в размере, определяемом регулирующими органами в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой (далее - методические указания по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям).
Методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2014 года № 215-э/1, регламентировано, что расчет выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, осуществляет сетевая организация, которая несет указанные расходы. Утверждение размера выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, отнесено к полномочиям органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
Как следует из экспертного заключения Департамента, выполненного в ходе корректировки на 2020 год необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Волги» - «Оренбургэнерго», выпадающие доходы по технологическому присоединению на 2019 год утверждены приказом Департамента № 237-э/э от 19 декабря 2018 года в сумме <данные изъяты> тыс. рублей, ранее не включенные в расчет необходимой валовой выручки с целью исключения превышения предельного уровня сетевых тарифов, утвержденных приказом ФАС России на 2019 год. Выпадающие доходы по технологическому присоединению на 2020 год утверждены приказом Департамента № 330-э/э от 17 декабря 2019 года в сумме <данные изъяты> тыс. рублей. С целью исключения роста тарифов в 2020 году, вопрос о включении в расчет необходимой валовой выручки сумм выпадающих доходов по технологическому присоединению 2019-2020 годы, в размере <данные изъяты> тыс. рублей, будет рассмотрен при выходе на очередной период регулирования.
Таким образом, выпадающие доходы по технологическому присоединению на 2019-2020 годы признаны экономически обоснованными и утверждены органом регулирования в заявленном Обществом размере, однако исключены из необходимой валовой выручки на 2020 год по мотивам возможного превышения предельного уровня сетевых тарифов.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленный административный иск в указанной части, посчитал необоснованным решение регулирующего органа об отсутствии оснований для невключения в необходимую валовую выручку Общества на 2020 год выпадающих доходов по технологическому присоединению, указав, что Обществом представлены и обоснованы экономические расходы, тарифный орган в свою очередь не обосновал свои доводы о превышении предельного роста тарифов в 2020 году в случае включения выпадающих доходов в расчёт необходимой валовой выручки.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод согласуется с правилами учета расходов, предусмотренными Основами ценообразования, а доводы апелляционной жалобы Департамента об обратном подлежат отклонению, как обусловленные ошибочным толкованием закона.
Абзацем 10 пункта 7 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Возможность включения в состав необходимой валовой выручки ранее не учтенных расходов на следующий период регулирования, предусмотренная пунктом 7 Основ ценообразования, не может применяться произвольно, поскольку организация экономических отношений в сфере установления тарифов направлена на соблюдение соответствующих основополагающих принципов, к числу которых относится и соблюдение баланса экономических интересов, и учет требований к сокращению потерь энергетических ресурсов.
Отклоняя доводы административного истца в части необоснованного исключения из необходимой валовой выручки на 2020 год затрат в сумме <данные изъяты> тыс. рублей в части налога на прибыль, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что включение на 2020 год суммы фактически уплаченного налога на прибыль за истекший 2018 год по статье «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученного избытка», а не в группе неподконтрольных расходов по статье «Налог на прибыль», не нарушает права регулируемой организации.
Пунктом 20 Основ ценообразования предусмотрено, что в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.
При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Основываясь на приведенных нормативных положениях расчет плановых затрат по налогу на прибыль произведен Департаментом по ставке 20% от экономически обоснованной налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, учтенной в подконтрольных расходах.
Расходы составили <данные изъяты> тыс. рублей, исходя из налогооблагаемой базы в размере <данные изъяты> тыс. рублей.
В результате корректировки необходимой валовой выручки на 2020 год величина фактически уплаченного налога на прибыль Общества за 2018 год в размере <данные изъяты> тыс. рублей, скорректированная на сумму установленной плановой величины на 2018 год в размере <данные изъяты> рублей, до суммы <данные изъяты> рублей, включена в расчет необходимой валовой выручки на 2020 год по статье «Расходы связанные с компенсацией незапланированных расходов», что согласуется с положениями пункта 7 Основ ценообразования.
Данное обстоятельство подтверждается экспертным заключением, отражено в разделе «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов» и опровергает доводы административного истца о невключении Департаментом в необходимую валовую выручку на 2020 год затрат в заявленном размере <данные изъяты> тыс. рублей в части налога на прибыль.
Общество также считает необоснованным уменьшение неподконтрольных расходов в виде затрат на оплату услуг по передаче электрической энергии публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ПАО «ФСК ЕЭС»). По мнению административного истца, сумма указанных расходов определена с нарушением требований Основ ценообразования, что влечет ущемление прав регулируемой организации на получение средств для покрытия экономически обоснованных затрат.
ПАО «ФСК ЕЭС» оказывает ПАО «МРСК Волги» услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети. ПАО «ФСК ЕЭС» является регулируемой сетевой организацией, установление тарифов для которой осуществляется федеральным органом исполнительной власти.
Общество считает обоснованной величину затрат на оплату услуг ПАО «ФСК ЕЭС» на 2020 год, рассчитанной с учетом ставок тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую (общероссийскую) электрическую сеть, утвержденных приказом ФАС России № 1618/19 от 10 декабря 2019 года, и ставок на оплату потерь согласно прогнозу Ассоциации НП «Совет рынка», что по расчетам Общества составляет <данные изъяты> тыс. рублей, тогда как Департаментом утверждена сумма в размере <данные изъяты>, что меньше на <данные изъяты> тыс. рублей.
Признавая верными выводы суда первой инстанции относительно обоснованности корректировки расходов в виде затрат на оплату услуг по передаче электрической энергии ПАО «ФСК ЕЭС», судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, определяются на основании долгосрочных параметров регулирования.
Согласно пункту 7 Методических указаний № 98-э перед началом каждого долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов: индекс потребительских цен, определенный в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации; размер активов, определяемый регулирующими органами; величина неподконтрольных расходов; величина мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителям услуг; величина полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг территориальной сетевой организации; цена (тариф) покупки потерь электрической энергии, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются регулируемыми организациями.
Пунктом 11 Методических указаний № 98-э установлено, что неподконтрольные расходы определяются методом экономически обоснованных расходов и включают в себя в числе прочего расходы на оплату продукции (услуг) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, рассчитанные исходя из размера тарифов, установленных в отношении товаров и услуг указанных организаций.
Величина расходов по оплате услуг, оказываемых ПАО «ФСК ЕЭС», определена Департаментом на 2020 год на основании размера установленных тарифов на содержание объектов названной организации:
- на первое полугодие с применением тарифов на содержание объектов согласно приказу ФАС России от 6 декабря 2018 года № 1710/18, в размере <данные изъяты> руб./МВт*мес.;
- на второе полугодие с учетом индексации установленных тарифов второго полугодия 2019 года по росту прогнозного индекса потребительских цен на 2020 год, согласно прогнозу социально-экономического развития на период до 2024 года в размере <данные изъяты> руб./МВт*мес.
Ставка тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемая для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети, приказом ФАС России от 6 декабря 2018 года № 1710/18 (на который ссылается административный истец) на момент вынесения оспариваемых приказов не была установлена. В соответствии с приказом ФТС России от 29 мая 2015 года № 187-э/1 указанная ставка определена Департаментом по прогнозным данным сайта коммерческого оператора оптового рынка ОАО «АТС» в размере <данные изъяты> руб./МВт.ч.
Изложенное свидетельствует о том, что определение суммы расходов по оплате услуг, оказываемых ПАО «ФСК ЕЭС», на 2020 год, установленной Департаментом в размере <данные изъяты> рублей, осуществлено в соответствии с требованиями пункта 11 Методических указаний № 98-э.
Разрешая дело, суд первой инстанции также согласился с расчетом административного ответчика расходов по оплате тепловой энергии на нужды общества, указав, что регулируемая организация не представила обосновывающие данные, подтверждающие расходы на сумму <данные изъяты> тыс. рублей.
Согласно заявке на 2020 год Общество предложило на 2020 год расходы по оплате тепловой энергии в сумме <данные изъяты> тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования заявленные расходы по данной статье затрат должны определяться исходя из регулируемых государством цен; цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночных цен, сложившихся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночных цен, предоставляемых организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
Подпунктом 8 пункта 17 Правил регулирования тарифов установлено что, к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 этих правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, прилагают обосновывающие материалы: расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
К заявлению Общества об установлении тарифов были приложены документы, содержащие расчет затрат на покупку тепловой энергии для производственных и хозяйственных нужд, вместе с тем, указанные в них тарифы не соответствуют установленным Департаментом, также экспертами административного ответчика были выявлены несоответствия тарифов по поставщикам тепловой энергии на 2020 год действующим тарифным решениям.
В соответствии с пунктом 24 Правил регулирования тарифов в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных данными правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что расчеты, произведенные Департаментом, являются экономически обоснованными, приведены с учетом фактических затрат в размере <данные изъяты> тыс. рублей и не противоречат пункту 29 Основ ценообразования.
В ходе рассмотрения тарифной заявки Департамент не включил в необходимую валовую выручку на 2020 год затраты в сумме <данные изъяты> тыс. рублей в части покупки потерь, установив уровень расходов в размере <данные изъяты> тыс. рублей.
Согласно пункту 81 Основ ценообразования стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяется на основании прогнозных рыночных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемых по субъектам Российской Федерации с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), установленных для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа, и информации об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на расчетный период регулирования с учетом сбытовой надбавки и величины платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.
Таким образом, законодательством предусмотрено определение стоимости потерь по прогнозным оптовым ценам на электрическую энергию, с учетом прогнозных данных, опубликованных на сайте ОАО «АТС». При этом превышение предельного уровня роста тарифов на услуги по передаче законодательством не допускается.
Приказом ФАС России от 14 ноября 2019 года № 1508/19 «Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2020 год» утверждены предельные уровни тарифов по Оренбургской области, в том числе ставка за потери в минимальном и максимальном варианте.
В соответствии с требованиями пункта 81 Основ ценообразования необходимая валовая выручка в части оплаты потерь (стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям) территориальными сетевыми организациями Оренбургской области принята Департаментом при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Оренбургской области на 2020 год в размере, не превышающем максимальный уровень ставки на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях. Ставка на оплату потерь в Приказе № 349-э/э установлена на максимальном уровне.
Таким образом, расчет затрат на покупку потерь электрической энергии на 2020 год на сумму 2 140 125, 83 тыс. рублей произведен с соблюдением требований Основ ценообразования.
Несогласие Общества с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место существенное нарушение судом норм права.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционных жалобах, не имеется.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Оренбургского областного суда от 19 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы публичного акционерного общества «Россети Волга» в лице филиала «Оренбургэнерго», Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Оренбургский областной суд.
Председательствующий
Судьи