№ 16-1276/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Владивосток 18 мая 2022 года
Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу Семенихина Я.Н. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Дальневосточного главного управления Центрального банка РФ от 4 июня 2019 года № 19-10683/3110-1, решение судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 7 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора акционерного общества «Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт морского флота» Семенихина <данные изъяты>,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя начальника Дальневосточного главного управления Центрального банка РФ от 4 июня 2019 года № генеральный директор акционерного общества «Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт морского флота» (далее – АО «ДНИИМФ») Семенихин Я.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 7 октября 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Семенихина Я.Н. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, Семенихин Я.Н. просит отменить вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебный акт как незаконные.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда порядка и сроков представления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Из постановления заместителя начальника Дальневосточного главного управления Центрального банка РФ от 4 июня 2019 года № следует, что ДД.ММ.ГГГГ АО «ДНИИМФ» получено требование представителя ФИО3, являющегося с ДД.ММ.ГГГГ акционером АО «ДНИИМФ» и владеющим 173 553 акциями общества, что составляет 25,035 %, – ФИО4, действующего на основании доверенности, о предоставлении копий документов: должностной инструкции корпоративного секретаря общества, выписки из журнала учета проверок должностными лицами органов государственного контроля, органов муниципального контроля за 2015-2018 годы (за исключением финансового контроля).
В соответствии с положениями пунктов 9 и 11 статьи 91 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в срок до 11 декабря 2018 года АО «ДНИИМФ» должно было исполнить вышеназванное требование или направить уведомление о причинах непредоставления и (или) отказа в предоставлении запрошенной информации.
В нарушение указанных норм копии истребуемых документов ФИО3 в установленные сроки АО «ДНИИМФ» не предоставлены.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения генерального директора АО «ДНИИМФ» Семенихина Я.Н. к административной ответственности по части 1 статьи 15.19 КоАП РФ должностным лицом.
С постановлением заместителя начальника Дальневосточного главного управления Центрального банка РФ от 4 июня 2019 года № согласился судья Ленинского районного суда города Владивостока, решением которого названное постановление оставлено без изменения.
Оценив доводы жалобы, исследовав материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что с состоявшимися по делу постановлением должностного лица от 4 июня 2019 года № и решением судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 7 октября 2019 года согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Пунктом 1 статьи 91 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ) предусмотрена обязанность общества обеспечить акционерам доступ по их требованию к документам, перечень которых поименован в указанной норме.
Согласно пункту 2 статьи 91 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ по требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем одним процентом голосующих акций общества, публичное общество обязано обеспечить доступ к следующим информации и документам: 1) информация, касающаяся сделок (односторонних сделок), являющихся в соответствии с настоящим Федеральным законом крупными сделками и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, в том числе вид, предмет, содержание и размер таких сделок, дата их совершения и срок исполнения обязательств по ним, сведения о принятии решения о получении согласия на совершение или о последующем одобрении таких сделок; 2) протоколы заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества; 3) отчеты оценщиков об оценке имущества, в отношении которого обществом совершались сделки, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом являются крупными сделками и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность.
По требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем одним процентом голосующих акций общества, непубличное общество, к числу которых по сведениям Банка России относится АО «ДНИИМФ», помимо доступа к информации и документам, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, если иное не предусмотрено уставом общества или акционерным соглашением, сторонами которого являются все акционеры общества, обязано обеспечить такому акционеру (акционерам) доступ к иным документам, обязанность хранения которых предусмотрена пунктом 1 статьи 89 настоящего Федерального закона, за исключением документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи. Указанные в настоящем пункте положения могут быть предусмотрены уставом непубличного общества при его учреждении или внесены в его устав, изменены и (или) исключены из его устава по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами общества (пункт 3 статьи 91 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 91 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ по требованию акционера (акционеров), владеющего не менее чем 25 процентами голосующих акций общества, общество обязано обеспечить доступ к следующим документам: 1) протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции); 2) документы бухгалтерского учета.
Как усматривается из материалов дела, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № по заявленному требованию от ДД.ММ.ГГГГ АО «ДНИИМФ» запросило у акционера доказательство его статуса, а именно актуальную выписку из реестра акционеров на момент обращения, в связи с тем, что представленная вместе с требованием копия выписки из реестра от ДД.ММ.ГГГГ № не дает сведений о количестве акций на лицевом счете на дату направления требования (административный материал №, л.д. 27-26).
Указанное действие АО «ДНИИМФ» согласуется с требованиями законодательства об акционерных обществах и положениями пункта 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18 января 2011 года № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ».
Поскольку АО «ДНИИМФ» не осуществляет ведение реестра акционеров, возможность определить количество принадлежащих ФИО3 акций самостоятельно у него отсутствовала, общество предложило подтвердить свой статус участника, указав при этом, что срок предоставления истребуемой информации начнет исчисляться с момента предъявления документа, подтверждающего статус ФИО3 как акционера.
Таким образом, руководствуясь правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 18 июня 2004 года № 263-О и от 18 января 2011 года № 8-О-П, а также учитывая разъяснения, содержащиеся в Информационном письме № 144, прихожу к выводу о том, что предложение АО «ДНИИМФ» предоставить актуальную выписку из реестра акционеров на момент обращения в подтверждение статуса ФИО3 как акционера, изложенное обществом в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № на требование от ДД.ММ.ГГГГ, является правомерным, в связи чем вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях генерального директора АО «ДНИИМФ» Семенихина Я.Н. события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ, основан на неверном толковании норм права и является ошибочным. Оснований для привлечения генерального директора АО «ДНИИМФ» Семенихина Я.Н. к административной ответственности по части 1 статьи 15.19 КоАП РФ не имелось.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника Дальневосточного главного управления Центрального банка РФ от 4 июня 2019 года № и решение судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 7 октября 2019 года, вынесенные в отношении генерального директора АО «ДНИИМФ» Семенихина Я.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
жалобу Семенихина Я.Н. удовлетворить.
Постановление заместителя начальника Дальневосточного главного управления Центрального банка РФ от 4 июня 2019 года №, решение судьи Ленинского районного суда города Владивостока от 7 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора акционерного общества «Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт морского флота» Семенихина <данные изъяты> отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Заместитель председателя А.П. Дорохов