Решение по делу № 33а-2853/2017 от 01.03.2017

Судья Мандрыгина И.А. Дело № 33а-2853

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 марта 2017 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Кудриной Я.Г.

судей Пилипенко Е.В., Туктамышевой О.В.

при секретаре Цыбульской М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Пожарского муниципального района в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Пожарского муниципального района, муниципальному образовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №7» с. Пожарское о возложении обязанности по апелляционной жалобе администрации Пожарского муниципального района на решение Пожарского районного суда Приморского края от 26 декабря 2016 года, которым исковые требования удовлетворены. На администрацию Пожарского муниципального района возложена обязанность обеспечить финансирование расходов на оборудование здания муниципального образовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7» с.Пожарское кнопкой экстренного вызова в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; на муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» с. Пожарское возложена обязанность установить в здании образовательного учреждения кнопку экстренного вызова в течение 3 месяцев со дня выделения финансовых средств на эти цели администрацией Пожарского муниципального района.

Заслушав доклад судьи Пилипенко Е.В., возражения прокурора Нишоновой Ф.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор Пожарского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с названным административным иском, указав, что в ходе проверки исполнения законодательства Российской Федерации по противодействию терроризму установлено, что в муниципальном образовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №7» с. Пожарское (далее- МОБУ СОШ №7) отсутствует кнопка экстренного вызова полиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт дежурной части ОМВД России по Пожарскому району. Ссылаясь на то, что нормативными актами, направленными на обеспечение антитеррористической безопасности, предусмотрена установка канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112», прокурор с учетом уточнений просил суд обязать администрацию Пожарского муниципального района в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов на оборудование здания МОБУ СОШ №7 с.Пожарское кнопкой экстренного вызова; обязать МОБУ СОШ №7 с.Пожарское в течение 3 месяцев со дня выделения финансовых средств на эти цели администрацией Пожарского муниципального района установить в здании образовательного учреждения кнопку экстренного вызова.

В судебном заседании прокурор поддержал уточненные требования по доводам, указанным в иске.

Представитель администрации Пожарского муниципального района в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что установление тревожной кнопки нецелесообразно по причине удаленности образовательного учреждения от пгт. Лучегорск, где базируется оперативная группа.

Административное дело рассмотрено в отсутствие представителя МОБУ СОШ №7 с.Пожарское.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласилась администрация Пожарского муниципального района, в апелляционной жалобе представитель администрации просит решение отменить как постановленное с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В силу пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с пунктом 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения, редакция СНиП 31-06-2009, утв. Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Приказом Рособразования № 2013 от 11 ноября 2009 года «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что действующим федеральным законодательством на администрацию муниципального образования и на образовательные учреждения не возлагается обязанность по оснащению образовательного учреждения конкретными техническими средствами обеспечения антитеррористической защиты либо комплексом мер, а предполагается выбор из перечня таких средств.

Конкретная форма мер безопасности учреждения определяется в паспорте безопасности объекта массового пребывания людей, утвержденном по правилам пункта 14 Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)». Паспорт содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей (п. 16).

Обращаясь в суд с требованием оборудовать здание образовательного учреждения кнопкой экстренного вызова, прокурор указал, что отсутствие в МОБУ СОШ № 7 тревожной кнопки свидетельствует о несоблюдении требований закона по противодействию терроризму, создает угрозу антитеррористической безопасности воспитанников и работников образовательного учреждения, подрывает правовые и организационные основы противодействия, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования об установке в учреждении тревожной кнопки вызова экстренных служб, суд не согласился с доводами ответчиков о нецелесообразности применения названой прокурором меры защиты, сославшись на то, что отсутствие кнопки экстренного вызова не обеспечит в полной мере антитеррористическую защищенность объекта.

Однако такие выводы суда не подтверждены доказательствами, поскольку при рассмотрении дела, вопрос о достаточности выполненных мероприятий для обеспечения антитеррористической защищенности здания детского сада не обсуждался.

Из материалов дела следует, что здание образовательного учреждения огорожено по периметру, на первом этаже здания установлены системы видеонаблюдения, разработаны мероприятия по безопасному функционированию объекта с возложением обязанностей по контролю на работников учреждения, организован пропускной режим, оформлен паспорт антитеррористической защищенности объекта, что свидетельствует об исполнении администрацией Пожарского муниципального района и руководством МОБУ СОШ № 7 требований законодательства об антитеррористической защищенности.

Также судом не дана оценка имеющимся в материалах дела доказательствам, подтверждающим отсутствие технической возможности обеспечить эффективное функционирование системы для передачи тревожных сообщений.

По сообщению Управления образованием администрации Пожарского муниципального района Приморского края от 14 октября 2016 года обслуживание кнопок экстренного вызова в общеобразовательных и дошкольных учреждениях района обеспечивает отдел вневедомственной охраны по Пожарскому району - филиал федерального государственного казенного учреждения Управление вневедомственной охраны УМВД России по Приморскому краю. В МОБУ СОШ № 7 с.Пожарское кнопка экстренного вызова не установлена по причине удаленности от пункта приема сигнала (л.д. 7-9).

В связи с вступлением в действие Федерального закона Российской Федерации от 3 июля 2016 года № 227-ФЗ, принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», Порядка организации взаимодействий войск национальной гвардии Российской Федерации с МВД РФ, его территориальными органами (подразделениями)..., утвержденного приказом Росгвардии и МВД России от 7 октября 2016 года № 292дсп/633дсп, на основании положения об отделе вневедомственной охраны по Пожарскому району, утвержденного приказом ФГКУ УВО ВНГ России по Приморскому краю от 20 октября 2016 года, отдел вневедомственной охраны по Пожарскому району - филиал ФГКУ УВО ВНГ России по Приморскому краю обеспечивает оперативное реагирование на сообщения о срабатывании пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны (п. 18.6 Положения), зоной обслуживания филиала является пгт. Лучегорск Пожарского района (п. 13 Положения).

Село Пожарское находится на расстоянии 35 км от пгт. Лучегорска.

Из письма отдела вневедомственной охраны по Пожарскому району -филиала ФГКУ УВО ВНГ России по Приморскому краю от 21 марта 2017 года, представленного прокурором в заседание судебной коллегии, следует, что оборудовать кнопкой тревожной сигнализации возможно любое образовательное учреждение Пожарского района, однако подключение на пульт охраны образовательных учреждений, находящихся вне зоны административной ответственности филиала охраны по Пожарскому району - пгт Лучегорск, невозможно.

Таким образом, возложение на административных ответчиков обязанности по финансированию и оборудованию кнопкой тревожной сигнализации без вывода на пульт охраны не влечет за собой обеспечение передачи тревожных сообщений, и представляется судебной коллегии нецелесообразным, поскольку не обеспечит антитеррористическую защищенность объекта и, как следствие, не повлечет минимизацию и (или) ликвидацию последствий в случае проявления терроризма.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии со стороны администрации Пожарского муниципального района и образовательного учреждения незаконного бездействия, связанного с непринятием мер по предупреждению террористической опасности, что в силу части 9 статьи 226, пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении административного иска.

Принимая во внимание, что по делу установлены все имеющие значение для правильного разрешения административного спора обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе прокурору в иске.

Руководствуясь статьями 307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Пожарского районного суда Приморского края от 26 декабря 2016 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Пожарского муниципального района в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Пожарского муниципального района, муниципальному образовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №7» с.Пожарское о возложении обязанности - отказать.

Председательствующий

Судьи

33а-2853/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Прок.Пожарского р-на
Ответчики
Адм.Пожарского р-на("СОШ№7")
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Пилипенко Елена Викторовна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
23.03.2017[Адм.] Судебное заседание
10.04.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2017[Адм.] Передано в экспедицию
23.03.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее