Решение по делу № 2а-1851/2019 от 24.05.2019

УИД 24RS0040-01-2019-002026-79 Дело № 2а-1851/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июня 2019 года город Норильск

Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Курунина С.В., при секретаре судебного заседания Негуторовой Э.В., с участием административного истца Коростылева В.В., административного ответчика Чепишко Г.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коростылева В.В. к федеральному казённому учреждению «Объединение исправительных колоний № 30 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» о признании незаконными действий по отказу во вручении копий документов из личного дела

установил:

Коростылев В.В. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю об оспаривании действий, мотивируя тем, что он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему из материалов личного дела копий документов - ордеров и талонов на вывод для проведения следственных действий в ФКУ СИЗО-5, в чем ему администрацией исправительного учреждения было отказано. Просил суд признать действия администрации исправительного учреждения незаконными, а также возложить на ответчика обязанность по предоставлению копий указанных документов.

При подготовке административного дела к разбирательству в судебном заседании к участию в нем в качестве административного ответчика привлечен начальник отдела специального учета ИК ОИК 30 ГУФСИН России по Красноярскому краю Чепишко Г.Н.

Административный истец Коростылев В.В., принимающий участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, заявленные требования поддержал по указанным в иске основаниям, пояснив, что заявленные им документы необходимы для обжалования судебных решений по уголовному делу.

Административный ответчик Чепишко Г.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, пояснив, что в действующем законодательстве не предусмотрено предоставлении копий заявленных документов осужденным. С личным делом Коростылев В.В. ознакомлен путем его прочтения.

Представитель административного ответчика ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю Соколова М.А., действующая на основании доверенности от 29.12.2018, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия, представив возражения, в которых просила в удовлетворении административного иска Коростылева В.В. отказать по тем основаниям, что согласно пункту 23 Инструкции о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений, утвержденной Приказом МЮ РФ от 15.08.2007 года № 161-дсп, основным учетным документом на осужденного является его личное дело, которое имеет гриф ограниченного распространения «для служебного пользования»

Поскольку ряд документов, содержащихся в личном деле осужденного, представляют собой служебную тайну в силу пункта 23 названной Инструкции в системной взаимосвязи его с пунктом 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188, ознакомление осужденного с материалами личного дела возможно в той части, которая не отнесена законом к сведениям ограниченного характера (копиями приговоров, определений, постановлений суда, а также характеристик). Ознакомление осужденного происходит путем прочтения их ему вслух.

Согласно п. 36 и 37 спецотделом колонии личные дела на осужденных направляются по запросам прокуратуры и суда. По просьбам других органов и учреждений личные дела могут быть высланы службой спецучега с разрешения территориального органа уголовно-исполнительной системы. Инструкцией нс предусмотрена возможность предоставления копий из материалов личного дела, как осужденному, так и представителю осужденного.

Требования в части предоставления документов, находящихся в личном деле осужденного, в том числе ордеров на вывод для проведения следственных действий, являются необоснованными, так как на основании п. 18 приложения № 1 приказа Министерства Юстиции РФ от 16.12.2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», осужденным запрещается приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться запрещенными вещами, предусмотренными перечнем (пункт 19 приложение 1) «любые документы (кроме документов установленного образца, удостоверяющих личность осужденного, копий приговоров и определений судов, ответов по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, квитанций на сданные для хранения деньги, вещи, ценности)».

Копии вышеуказанных документов предоставляются по запросу суда, прокуратуры (т.е. надзорных органов) при поступлении письменного запроса в адрес учреждения.

Учитывая, что присутствие представителя административного ответчика в судебном заседании в силу закона не является обязательным и не признано таковым судом, в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не находит препятствий к рассмотрению и разрешению административного дела в отсутствие неявившегося представителя ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, оценив доводы сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к нижеследующему.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

Частью 1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По смыслу части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении субъективных прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, совершенные действия (бездействия) соответствует закону.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, административный истец Коростылев В.В. отбывает назначенное приговором суда наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии №15 ФКУ ОИК–30 ГУФСИН России по Красноярскому краю.

15.04.2019 Коростылев В.В. обратился с заявлением к начальнику ФКУ ОИК – 30 ГУФСИ России по Красноярскому краю о предоставлении копий ордеров и талонов из материалов личного дела.

На данное заявление 22.04.2019 начальник ОСУ ИК-15 майор внутренней службы Чепишко Г.Н. дал письменный ответ (л.д. 7,8)

25.04.2019 Коростылев В.В. обратился с заявлением к начальнику ФКУ ОИК – 30 ГУФСИ России по Красноярскому краю о предоставлении копий ордеров и талонов из материалов личного дела.

30.04.2019 Коростылев В.В. ознакомлен с материалами личного дела, о чем на заявлении имеется подпись осужденного (л.д. 31).

07.05.2019 Коростылев В.В. обратился с заявлением к начальнику ФКУ ОИК – 30 ГУФСИ России по Красноярскому краю о предоставлении копий ордеров и талонов из материалов личного дела. На данном заявлении имеется резолюция начальника ОСУ ИК-15 Чепишко Г.Н. о том, что осужденный Коростылев В.В. с материалами личного дела ознакомлен 30.04.2019 года (л.д. 9).

Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (часть 1).

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (часть 2).

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3).

Согласно части 2 статьи 24 Конституции РФ любая затрагивающая права и свободы гражданина информация (за исключением сведений, содержащих государственную тайну) должна быть ему доступна при условии, что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты. Следовательно, Конституция РФ допускает возможность установления в отношении той или иной информации специального правового режима.

При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации относится к числу таких законодательных актов, которые в установленном порядке ограничивают права определенной категории граждан, к которой относится административный истец.

В соответствии со статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Согласно статье 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

В соответствии со статьей 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены (часть 1); осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (часть 2); обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (часть 3); неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (часть 4).

Определяя правила отбывания наказания осужденными к лишению свободы, статья 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусматривает действие в исправительных учреждениях Правил внутреннего распорядка.

В соответствии с пунктом 15 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 (далее - Правила) при осуществлении осужденными своих прав администрацией ИУ не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы осужденных.

Указанные Правила обязательны, в том числе для осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях. Нарушение Правил влечет ответственность, установленную действующим законодательством (п.3).

Согласно пункту 17 приведенных Правил осужденным запрещается приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться запрещенными вещами и продуктами питания, предусмотренными перечнем (приложение N 1).

В соответствии с пунктом 18 Приложения №1 к указанным Правилам любые документы (кроме документов установленного образца, удостоверяющих личность осужденного, копий приговоров и определений судов, ответов по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, квитанций на сданные для хранения деньги, вещи, ценности) входят в перечень предметов, которые осужденным запрещено иметь при себе.

На основании части 1 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

Обязанность органа государственной власти предоставить информацию не распространяется на установленные законом конфиденциальные сведения, Перечень которых утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188, п. 7. «Сведения, содержащиеся в личных делах осужденных, а также сведения о принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц, кроме сведений, которые являются общедоступными в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве».

В п. 3 Перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188, к сведениям конфиденциального характера отнесена служебная тайна.

Согласно Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1233, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью.

В соответствии с п. 23 Инструкции о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений, утвержденной Приказом МЮ РФ от 15.08.2007 г. N 161-дсп основным учетным документом на осужденного является его личное дело, которое имеет гриф ограниченного распространения «для служебного пользования». Сотрудники (работники) спецотделов несут персональную ответственность за сохранность личных дел осужденных.

Поскольку ряд документов, содержащихся в личном деле осужденного, представляют собой служебную тайну в силу пункта 23 названной Инструкции в системной взаимосвязи его с пунктом 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188, ознакомление осужденного с материалами личного дела возможно в той части, которая не отнесена законом к сведениям ограниченного характера (копиями приговоров, определений, постановлений суда, а также характеристик). Ознакомление осужденного происходит путем прочтения их ему вслух.

Согласно пунктам 36 и 37 Инструкции спецотделом колонии личные дела на осужденных направляются по запросам прокуратуры и суда. По просьбам других органов и учреждений личные дела могут быть высланы службой спецучета с разрешения территориального органа уголовно-исполнительной системы.

Вместе с тем, Инструкцией не предусмотрена возможность предоставления копий из материалов личного дела, как осужденному, так и представителю осужденного.

Как следует из материалов административного дела Коростылев В.В. с материалами личного дела ознакомлен 30.04.2019 года

В этой связи суд приходит к выводу об отсутствии факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца со стороны административного ответчика, не лишенного в случае необходимости заявить ходатайство об истребовании судом из личного дела соответствующих документов.

С учетом изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что нарушений прав административного истца допущено не было, требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия, порядок действий, основания их совершения, административным ответчиком соблюдены, их содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При таком положении суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,

решил:

в удовлетворении административного иска Коростылева В.В. к федеральному казённому учреждению «Объединение исправительных колоний № 30 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» о признании незаконными действий по отказу во вручении копий документов из личного дела - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья С.В. Курунин

Мотивированное решение в окончательной форме

принято 08.07.2019.

2а-1851/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Коростылев Виктор Вячеславович
Ответчики
ФКУ ОИК-30 ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю
Суд
Норильский городской суд Красноярского края
Дело на странице суда
norilsk.krk.sudrf.ru
22.03.2020Регистрация административного искового заявления
22.03.2020Передача материалов судье
22.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее