Дело №2-2427/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 09 октября 2018 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Шторхуновой М.В.,
при секретаре Подсосонной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Упоровой Н.В. к Администрации города Новоалтайска Алтайского края, Дерябиной Т.Н. о перераспределении долей, признании права собственности на жилой дом в перепланированном и переустроенном состоянии,
УСТАНОВИЛ:
Упорова Н.В. обратилась в суд с иском к Администрации города Новоалтайска Алтайского края, Дерябиной Т.Н., в котором указала, что на основании договора дарения от ДАТА ее матери Р. принадлежала 1/3 доля жилого дома по АДРЕС, расположенного на земельном участке 600 кв.м. Право собственности зарегистрировано в ЕГРП. ДАТА Р. умерла. Единственным наследником является Упорова Н.В., которая после смерти матери вступила во владение жилым домом, следила за его сохранностью, оплачивала коммунальные платежи. Однако она лишена возможности оформить переход прав на жилой дом, т.к. Р. произвела перепланировку и переустройство жилого дома (лит. А), перепланировки в пристроях (лит. А1, А2) и строительство пристроя (лит А3), в связи с чем жилая площадь уменьшилась с 51,3 кв.м до 50,2 кв.м, а общая площадь увеличилась с 64,9 кв.м до 69,5 кв.м.
На основании изложенного истец, с учетом уточнения, просит,
- перераспределить доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по АДРЕС, определив за Упоровой Н.В. - 11/29 долей в праве общей долевой собственности, за Дерябиной Т.Н. – 18/29 долей в праве общей долевой собственности;
- сохранить самовольно перепланированные и переустроенные 11/29 долей жилого дома, расположенного по АДРЕС, в перепланированном и переустроенном состоянии;
- признать за Упоровой Н.В. право собственности на 11/29 долей жилого дома и самовольного строения к жилому дому под Литером А, общая площадь 69,5 кв.м, жилой площадью 50,2 кв.м., расположенного по АДРЕС, в порядке наследования по закону после смерти матери Р., умершей ДАТА;
- признать за Дерябиной Т.Н. право собственности на 18/29 долей жилого дома, расположенного по АДРЕС.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены - Визигин С.А., Управление Росреестра по Алтайскому краю.
Истец Упорова Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще о дате, времени и месте судебного разбирательства. Ранее в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Дерябина Т.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще о дате, времени и месте судебного разбирательства. Представила заявление о признании исковых требований, из которого следует, что ей разъяснены последствия признания иска и принятия его судом, предусмотренные статьей 39, частью 3 статьи 173 ГПК РФ. Последствия признания иска и принятия его судом ответчику ясны и понятны. Признание иска сделано ответчиком добровольно, согласно ее воле и желания, о чем свидетельствует подпись в заявлении о признании иска.
Представитель ответчика - Администрации города Новоалтайска в суд не явился, извещен надлежаще о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в суд не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, заявление в деле.
Третьи лица – Ковтун В.В., Ковтун Е.Г., Кучкин Е.Д., Кучкина Л.П., Визигин С.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, с учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся, извещенных надлежащим образом лиц.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Упоровой Н.В. подлежат частичному удовлетворению ввиду следующего.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на основании договора дарения от ДАТА Р. принадлежала 1/3 доля жилого брусчатого дома полезной площадью 64,9 кв.м, из них жилой - 51,3 кв.м, расположенного на земельном участке мерою 600 кв.м в АДРЕС (л.д.11).
Ранее в судебном заседании истец пояснила, что в целях улучшения жилищных условий ее мать произвела перепланировку и переустройство в жилом доме (лит. А), перепланировки в пристроях (лит. А1, А2) и строительство пристроя (лит А3). После реконструкции жилая площадь жилого дома уменьшилась с 51,3 кв.м до 50,2 кв.м, а общая площадь увеличилась с 64,9 кв.м до 69,5 кв.м.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
ДАТА Р. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.10).
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Р. завещание не составляла, в связи с чем, принадлежащее ей имущество (имущественные права) наследуется по закону.
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Наследником первой очереди к имуществу наследодателя Р. является ее дочь Упорова Н.В. (л.д.106,107).
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Часть 1 ст. 1154 ГК РФ предусматривает, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно сообщению нотариуса Межмуниципального нотариального округа г.Новоалтайска и Первомайского района Дорофеевой Н.В., после смерти Р. с заявлением о принятии наследства по закону обратилась Упорова Н.В. Родителями наследодателя Р. и Р. поданы заявления об отказе от причитающейся им доли наследственного имущества по любому из оснований наследования, по которому у них возникает право наследовать имущество наследодателя, в пользу дочери наследодателя Упоровой Н.В. (л.д.97-127).
На основании заявления нотариусом выданы Упоровой Н.В. свидетельства о праве на наследство по закону на денежные средства, страховые выплаты и на 1/3 долю земельного участка площадью 669 кв.м, находящегося по АДРЕС. (л.д.118-120).
Свидетельство о праве на наследство по закону Упоровой Н.В. на жилой дом не выдано.
Согласно пункту 2 статьи 1152 ГК ПФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
На основании изложенного, а также принимая о внимание, что Упорова Н.В. в установленном законом порядке приняла наследство, суд приходит к выводу, что истцу принадлежит право на наследственное имущество, открывшееся после смерти Р., в виде доли жилого дома по АДРЕС.
Согласно выписке из технического паспорта на жилой дом, составленной по состоянию на ДАТА, по АДРЕС, расположен жилой дом общей площадью 69,5 кв.м, жилой – 50,2 кв.м. На техническом паспорте имеются отметки о том, что на возведение строения (лит А3) документов не предъявлено (л.д.67-72).
Согласно представленным документам, суд приходит к выводу о возведении самовольного пристроя к жилому дому.
Согласно позиции Верховного суда РФ, изложенной в п.28 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Согласно статье 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.
Согласно ч.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно Техническому заключению НОМЕР, составленному Сибирским филиалом АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», состояние строительных конструкций пристроя (лит. А3) по АДРЕС в АДРЕС соответствует СП 55.13330.2016. Угрозы для жизни и здоровья граждан не выявлено. Прострой (лит. А3) пригоден для дальнейшей эксплуатации и может быть сохранен в установленном законом порядке (л.д.58-65).
Из справки НОМЕР от ДАТА о соответствии объекта пожарным нормам и правилам (в части противопожарных расстояний по отношению к соседним жилым домам) следует, что жилой дом Литер А с пристроями (литер А1,А2,А3), расположенный по АДРЕС в АДРЕС, соответствует требованиям противопожарной безопасности СП 4.13130.2013 противопожарных расстояний по отношению к соседним жилым домам по АДРЕС и по АДРЕС в АДРЕС (л.д.42-46).
Как усматривается из заключения Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» жилой дом (литер А), возведенный на участке по АДРЕС, не соответствует:
п.2.12, п.1 примечания* СНиП ДАТА-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»: расстояние от хозяйственных построек (Лит Г1,Г3,Г5,Г6) на земельном участке по АДРЕС до границы земельного участка НОМЕР по АДРЕС составляет ориентировочно 0,0 м (должно быть не менее 1 м);
п.4.16 Нормативов градостроительного проектирования АДРЕС», утвержденных постановлением АДРЕС от ДАТА НОМЕР: расстояние от хозяйственной постройки (литер Г1) до передней границы приусадебного участка со стороны АДРЕС составляет ориентировочно 0,00м.; Хозяйственные постройки (Литер Г11,Г7,Г4) частично выходят за пределы передней границы земельного участка НОМЕР по АДРЕС (л.д.47-50).
Между тем, выявленные несоответствия расстояний не могут быть признаны существенным и препятствующим реализации права лица на признание права собственности на жилое помещение. Указанные несоответствия являются незначительными, собственники соседних жилых домов и земельных участков против удовлетворения исковых требований не возражают, в связи с чем требования о сохранении жилого дома в перепланированном и переустроенном состоянии подлежат удовлетворению.
Как усматривается из технического паспорта, жилой дом, расположенный по АДРЕС, фактически состоит из двух обособленных разделенных между собой помещений, оборудованных отдельными входами.
Упорова Н.В. пользуется квартирой НОМЕР, состоящей из коридора площадью 4,6 кв.м, кухни площади 5,2 кв.м, жилых комнат общей площадью 8,5 кв.м и 8,0 кв.м (общая площадь квартиры 26,3 кв.м.).
Дерябина Т.Н. пользуется квартирой НОМЕР, состоящей из коридора площадью 3,7 кв.м, кухни площадью 5,8 кв.м., жилых комнат общей площадью 20,1 кв.м, 6,7 кв.м, 6,9 кв.м (общая площадь квартиры – 43,2 кв.м).
Таким образом, указанные площади квартир (частей дома) несоразмерны долям участников долевой собственности.
Согласно представленной справке Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в соответствии с фактическим распределением площади, доли составляют: Дерябиной Т.Н. – 18/29 долей, Р. – 11/29 долей (л.д.157).
Участники долевой собственности вправе заключить соглашение об изменении размера долей в связи с дополнительным строительством в зависимости от вклада каждого из них в приращение общего имущества. В случае спора размер долей определяется судом с учетом права участника, осуществившего за свой счет с соблюдением установленного порядка использования общего имущества неотделимые улучшения этого имущества, на соответствующее увеличение своей доли в праве на общее имущество (п. 3 ст. 245 ГК РФ).
Установив факт того, что Р. за свой счет увеличила общую площадь спорного дома, что не оспаривалось в судебном заседании, руководствуясь требованиями ч. 3 ст. 245 ГК РФ, суд приходит к выводу о перераспределении долей в общей имуществе – жилом доме.
Общая площадь дома составляет 69,5 кв.м, площадь доли жилого дома, принадлежащая Упоровой Н.В., составляет 26,3 кв.м, доли Дерябиной Т.Н. – 43,2 кв.м. Таким образом, доля Упоровой Н.В. будет составлять 11/29, а доля Дерябиной Т.Н. – 18/29.
Поскольку объектом правоотношений является жилой дом в целом, требования о сохранении самовольно перепланированных и переустроенных 11/29 долей жилого дома заявлены излишне.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Упоровой Н.В. подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Упоровой Н.В. удовлетворить частично.
Перераспределить доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по АДРЕС, определив за Упоровой Н.В. – 11/29 долей в праве общей долевой собственности, за Дерябиной Т.Н. – 18/29 долей в праве общей долевой собственности.
Признать за Упоровой Н.В. право собственности на 11/29 долей (26,3 кв.м) в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по АДРЕС, общей площадью 69,5 кв.м.
Признать за Дерябиной Т.Н. право собственности на 18/29 долей (43,2 кв.м) в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по АДРЕС, общей площадью 69,5 кв.м.
В остальной части исковые требования Упоровой Н.В. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Шторхунова
Мотивированное решение изготовлено 12.10.2018.