Дело № 2-1234/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 ноября 2018 года Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Скулковой Л.И.,
при секретаре Коротковой Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Чубарова Вячеслава Николаевича к Федеральному казенному учреждению исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Тамбовской области, Федеральному казенному учреждению следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области о взыскании компенсации за работу по совмещению должностей, компенсации за работу сверх нормы рабочего времени, работу в выходные и нерабочие праздничные дни, компенсации за несвоевременную выплату надбавки за особые условия службы,
установил:
Чубаров В.Н. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Тамбовской области, Федеральному казенному учреждению следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области о взыскании компенсации за работу по совмещению должностей, компенсации за работу сверх нормы рабочего времени, работу в выходные и нерабочие праздничные дни, компенсации за несвоевременную выплату надбавки за особые условия службы, мотивируя свои требования тем, что Чубаров В.Н. старший прапорщик внутренней службы проходит службу в уголовно-исполнительной системе с 22.11.2002 года, до 16.04.2018 в федеральном казенном учреждении следственный изолятор №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Тамбовской области, занимая различные должности. С августа 2007 года по 24.08.2015 истец исполнял обязанности инструктора-кинолога кинологической группы отдела охраны ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тамбовской области. На основании решений заместителя начальника, начальника отдела охраны на сутки, согласно постовой ведомости, утвержденной начальником учреждения, истец привлекался к несению службы в карауле по охране объектов учреждения в качестве помощника начальника караула по кинологической службе по графику сменности по схеме: служба в день - служба в ночь - отсыпной день - выходной день. Кроме исполнения прямых обязанностей исполнял обязанности кинолога-патрульного, вожатого караульных собак, приготовителя кормов для служебных собак, дежурного городка служебного собаководства, а так же инструктора-кинолога и часового группы досмотра транспорта и грузов, на основании приказа о формировании группы досмотра транспорта и грузов. Осуществлял уход и содержание служебных собак. Согласно графику тренировок производил тренировку своих служебных собак. Подчиняясь начальнику дневной смены (п. № № 29.4; 29.7; 30.5 Приказа № 204-дсп) производил вывод заключенных на прогулку, санчасть, санобработку. Данный факт подтверждается журналами учета прогулок подозреваемых, обвиняемых и осужденных с подписями лиц, производивших прогулку, привлекался при количественном подсчете обвиняемых и осужденных при выводе их из камер в коридор утром и вечером, при проведении плановых и внезапных обысков, прочих режимных мероприятиях (п. №№ 23.1; 23.2; 25.3; 52.4 Приказа № 204-дсп), находясь, уже в подчинении дежурного помощника начальника следственного изолятора (ДПНСИ). Кроме этого, без освобождения от обязанностей специалиста-кинолога, в тот же период, периодически привлекался к несению службы в карауле в качестве часового наблюдательной вышки, что противоречит требованиям пунктов №№ 10, 69, 71 и 304 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 21-дсп «Инструкция по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», так же разграничивающий обязанности лиц караула. Полагает, что исполнение истцом всех этих обязанностей должно расцениваться, как внутреннее совместительство и должно быть соответствующим образом оплачено. В период с 2-13 года по март 2018 года истец привлекался к работе сверх установленного времени, в выходные, праздничные дни, ночное время, оплата которой произведена учреждением уголовно-исполнительной системы неправильно, а именно с нарушением требований п. 14.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 06.06.2005 N 76. В течение службы истцу иногда предоставлялись дополнительные дни отдыха (отгулы), а в конце учетного периода выплачивались различные суммы, однако проверить правильность выплаченных сумм и их принадлежность у истца не было возможности, так как в нарушение статьи 136 ТК РФ расчетные листки ему не выдавались. В мае 2017 года после проверки инспектором контрольно-ревизионного управления, был издан приказ о начислении истцу надбавки за особые условия службы, и 23 мая 2017 года ему на основании приказа выплачена надбавка в размере 13573 руб. за истекший период с 25 августа 2015 года. В нарушение ст. 236 ТК РФ эта выплата была произведена без компенсации. Беспорядочное привлечение истца к выполнению различных обязанностей без составления графика и должного учета рабочего времени привело к значительному увеличению на него служебной нагрузки, к работе сверх нормы рабочего времени, работе в выходные и нерабочие праздничные дни без предоставления соответствующей компенсации в следующем месяце, нарушению положений Правил внутреннего трудового распорядка учреждения, требований Приказа № 533, установившего продолжительность рабочего времени сотрудников рассчитывается исходя из 40 часов в неделю, и продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна составлять не менее 42 часов. Поскольку дополнительные дни отдыха в течение учетного периода в полном объеме с момента сверхурочных работ истцу не предоставлялись, а денежная компенсация за работу по совмещению должностей, работу сверх нормы рабочего времени, работу в выходные и нерабочие праздничные дни не производилась ни в следующем месяце, ни в конце учетных периодов, ни при перемещении по службе в другую местность, считает, что суд вправе восстановить его нарушенные права, путем взыскания с ответчика соответствующих денежных компенсаций. Просит взыскать с ответчика компенсацию за работу за совмещение должностей за период с 01.01.2013 года по 21.03.2018 года в размере 377842,30 рублей, компенсацию за несвоевременную выплату надбавки за особые условия службы в размере 2 508,99 рублей, компенсацию за работу сверх нормы рабочего времени, работу в выходные и нерабочие праздничные дни.
В ходе рассмотрения дела истец в силу ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ уточнил исковые требования, просил взыскать с надлежащего ответчика компенсацию за работу за совмещение должностей и компенсацию за работу сверх нормы рабочего времени, работу в выходные и нерабочие праздничные дни за период с 01.01.2013 года по 21.03.2018 года в размере 684495 рублей 41 копейку, согласно представленному расчету (л.д.179), компенсацию за несвоевременную выплату надбавки за особые условия службы в размере 2 508,99 рублей.
В судебном заседании истец Чубаров В.Н. полностью поддержал уточненные исковые требования, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ФКУ исправительная колония № 5 УФСИН по Тамбовской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя и письменные возражения на иск, просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в возражениях (л.д.169-173).
Представитель УФСИН по России по Тамбовской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя и письменные возражения на иск, просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в возражениях (л.д.167,121-122).
Определением суда от 17.10.2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тамбовской области (л.д.115).
Представитель ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тамбовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.165).
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тамбовской области.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тамбовской области.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Чубаров В.Н. по приказу УИН по Тамбовской области от 27.01.2003 года назначен на должность младшего инспектора отдела режима учреждения ИЗ 68/ Минюста России по Тамбовской области с 27.01.2003 года (л.д.99).
Из справки начальника отдела кадров УФСИН России по Тамбовской области следует, что Чубаров В.Н. в период с января 2003 года по июль 2003 года проходил службу младшим инспектором отдела режима в учреждения ИЗ 68/ УИН Минюста России по Тамбовской области; с июля 2003 года по май 2004 года младшим инспектором 2 категории отдела режима учреждения ИЗ 68/ УИН Минюста России по Тамбовской области; с мая 2004 года по март 2005 года младшим инспектором 2 категории дежурной службы учреждения ИЗ 68/2 ГУУИН МЮ РФ по Тамбовской области; с марта 2005 года по август 2007 года младшим инспектором 2 категории отдела режима учреждения ИЗ 68/2 УФСИН по Тамбовской области; с августа 2007 года по август 2015 года инструктор - кинолог кинологической группы отдела охраны ФГУ ИЗ 68/2 УФСИН России по Тамбовской области; с августа 2015 года - начальником склада группы инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения отдела охраны ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тамбовской области (л.д. 102 оборот).
Согласно приказу ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тамбовской области от 21.06.2013 года № 48-лс со старшим прапорщиком внутренней службы Чубаровым В.Н. инструктором-кинологом кинологической группы отдела охраны ФКУ «Следственный изолятор № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области перезаключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе сроком на три года с 23.08.2013 года (л.д.66-67).
21.06.2013 года с Чубаровым В.Н. заключен контракт о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе в ФКУ СИЗО-2 УФСИН РОССИИ по Тамбовской области (л.д.9).
Пункт 4.2 данного контракта предусматривает, что начальник обязан обеспечить сотруднику необходимые условия для выполнения служебных обязанностей.
Своевременно представлять сотруднику установленные по занимаемой должности денежное и вещевое довольствие, продовольственное обеспечение и медицинское обслуживание, а также другие установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ социальные гарантии для него и членов его семьи (п.4.3 контракта).
Установить сотруднику режим службы, согласно правилам внутреннего распорядка в учреждении (органе) уголовно-исполнительной системы (л.д.4.4 контракта).
Согласно приказу ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тамбовской области от 25.08.2015 года № 50-лс старший прапорщик внутренней службы Чубаров В.Н. назначен на должность начальника склада группы инженерно-технического обеспечения связи и вооружения отдела охраны Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Тамбовской области по контракту сроком на 5 лет, освободив от должности инструктора-кинолога кинологической группы отдела охраны (л.д.63-62).
25.08.2015 года со старшим прапорщиком внутренней службы Чубаровым В.Н. заключен контракт о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тамбовской области (л.д.7).
Пункт 4.3 данного контракта предусматривает, что начальник обязан обеспечить сотруднику необходимые условия для выполнения служебных обязанностей.
Своевременно представлять сотруднику установленные по занимаемой должности денежное и вещевое довольствие, продовольственное обеспечение и медицинское обслуживание, а также другие установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ социальные гарантии для него и членов его семьи (п.4.4 контракта).
Установить сотруднику режим службы, согласно правилам внутреннего распорядка в учреждении (органе) уголовно-исполнительной системы (л.д.4.5 контракта).
Служить по контракту на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ о службе в уголовно-исполнительной системы и контрактом (п.5.1 контракта).
Согласно справке ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России от 26.04.2018 года старший прапорщик внутренней службы Чубаров В.Н. действительно проходит службу в уголовно-исполнительной системе с 22.11.2002 года по настоящее время и состоит в должности старшины курса учебно-строевых подразделений ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России (л.д.29).
Приказом начальника ФКУ исправительная колония № 5 УФСИН по Тамбовской области от 03.04.2018 года № 57-лс старший прапорщик внутренней службы Чубаров В.Н. с 16.04.2018 года откомандирован для дальнейшего прохождения службы в Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский институт ФСИН России» (л.д.104).
Согласно предписанию старшему прапорщику внутренней службы Чубарову В.Н. необходимо убыть из ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области 15.04.2018 года для дальнейшего прохождения службы в ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России (г.Воронеж) (л.д.105).
16.04.2018 года со старшим прапорщиком внутренней службы Чубаровым В.Н. заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе в ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России (г.Воронеж) (л.д.101).
Согласно денежному аттестату № 5 должностной оклад старшего прапорщика внутренней службы Чубарова В.Н. составляет в размере 10920 руб., оклад по специальному званию – 8840 руб. Виды денежного довольствия: должностной оклад – 8982,58 руб., оклад по специальному званию – 7271,61 руб., процентная надбавка за выслугу лет (25%). Кроме того, денежное довольствие включает следующие виды: надбавку за особые условия службы, премию за образцовое исполнение служебных обязанностей, доплату за выполнение служебных обязанностей в ночное время, надбавку за квалифицированную категорию, надбавку за работу со сведениями, составляющую гостайну (л.д.100).
Рассматривая требования о взыскании компенсации за работу за совмещение должностей за период с 01.01.2013 года по 21.03.2018 года в размере 377842 рубля 30 копеек, суд приходит к следующему.
В силу статьи 11 Трудового кодекса РФ, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, других лиц, если это установлено федеральным законом.
Трудовое законодательство распространяется на сотрудников уголовно-исполнительной системы в части, не урегулированной Положением о службе, а также в случаях, прямо предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473- 1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (абзац 3 статьи 24 названного Закона).
Выплата денежного довольствия сотрудникам за работу по совместительству производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.1993 N 720 "О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" (п. 21 Порядка обеспечения денежным довольствием).
Согласно п. 5 данного Постановления оплата труда совместителей производится: на должностях сотрудников органов внутренних дел - исходя из оклада, установленного по совмещаемой должности, а также из всех других надбавок к денежному содержанию, предусмотренных по этой должности (кроме надбавки за выслугу лет).
В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы", на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, распространено действие Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. N 4202-1, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Минюста Российской Федерации.
Порядок прохождения службы ответчика регламентирован Положением о службе в органах внутренних дел и Инструкцией о порядке применения указанного Положения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста Российской Федерации от 06.06.2005 года N 76.
Совместительством признается выполнение работы по отдельному трудовому договору в свободное от основной работы время (часть первая ст. 282 Трудового кодекса РФ). При этом основное место работы у работника может быть только одно. Заключение работником ещё одного трудового договора в любом случае будет рассматриваться как совместительство.
Согласно ст. 1 Постановления Совета Министров Правительства РФ от 23.07.1993 года № 720 «О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе Министерства внутренних дел РФ» установлено, что служба (работа) сотрудников органов внутренних дел по совместительству в системе Министерства внутренних дел РФ разрешается на вакантных должностях рядового и начальствующего состава и на вакантных должностях работников в свободное от основной службы (работы) время, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Совместительство допускается в любом органе внутренних дел, подразделении, предприятии, учреждении и организации системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, в том числе и по месту основной службы (работы) сотрудника органов внутренних дел (ст.2 постановления).
Продолжительность службы (работы) по совместительству в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени.
Совместительство допускается с письменного разрешения руководителя по месту основной службы (работы) сотрудника. Должности рядового и начальствующего состава по совместительству замещаются путем заключения трудового договора (контракта) или назначения на соответствующую должность. При оформлении на работу по совместительству в качестве работника заключается трудовой договор (контракт) в письменной форме (ст. 3 постановления).
Разрешение на работу по совместительству может быть аннулировано руководителем по месту основной службы (работы) с учетом оперативной обстановки и условий службы (работы).
Исходя из нормы действующего законодательства, служба (работа) по совместительству разрешается на вакантных должностях рядового и начальствующего состава и на вакантных должностях работников в свободное от основной службы (работы) время с заключением контракта в письменной форме.
Судом установлено и никем не оспорено, что на протяжении службы в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тамбовской области со старшим прапорщиком внутренней службы Чубаровым В.Н. заключались контракты о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе в ФКУ СИЗО-2 УФСИН РОССИИ по Тамбовской от 21.06.2013 года, 25.08.2015 года по должностям инструктора-кинолога кинологической группы отдела охраны, начальника склада группы инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения отдела охраны.
По другим должностям по совместительству с истцом контракт в письменной форме не заключался.
Также приказ начальником учреждения о назначении его на должность по совместительству не издавался.
Из пояснений истца Чубарова В.Н. следует, что с рапортом к начальнику ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тамбовской области о назначении на должность по совместительству он не обращался, приказ о назначении его на должность по совместительству отсутствует. Все обязанности, указанные истцом в исковом заявлении, исполнялись им в служебное время в период исполнения им основной должности.
Согласно п. 6 должностной инструкции старшего прапорщика внутренней службы Чубарова В.Н. совмещение должностей и функций не допускается (л.д.10).
В указанной должностной инструкции указан перечень обязанностей начальника склада вооружения, спецсредств и химического имущества группы ИТО, связи и вооружения отдела охраны ФКУ СИЗО-2 (л.д.10-12).
Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы утвержден Приказом ФСИН России от 27 мая 2013 года № 269 (далее Порядок).
Указанным Порядком установлено, что выплата сотрудникам денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число (п. 8).
Согласно п. 9 Порядка в этот же срок выплачивается денежное довольствие по перерасчетам в связи с присвоением специального звания, назначением на иную штатную должность, изменением размера ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) и по другим основаниям, влекущим изменение размеров денежного довольствия.
Согласно п. 52 Порядка сотруднику, временно исполняющему обязанности по другой должности, денежное довольствие выплачивается, исходя из оклада по временно замещаемой должности, но не менее оклада по основной должности с учетом дополнительных выплат, установленных ему по основной должности.
Согласно пункту 53 Порядка возложение временного выполнения обязанностей оформляется соответствующим приказом.
Судом установлено и никем не оспорено, что данный приказ о возложении временного выполнения обязанностей на Чубарова В.Н. не издавался.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства об исполнении истцом обязанностей за временно отсутствующим работником.
Кроме того, денежное довольствие Чубарову В. Н. начислялось, исходя из оклада по занимаемой, им должности.
Данный факт никем не оспорен.
В силу ст. 56 ГПК РФ истцом не представлены доказательства, что в период с 01.01.2013 года по 21.03.2018 года он исполнял обязанности по совмещению должностей в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тамбовской области, а в судебном заседании они не добыты.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования о взыскании компенсации за работу за совмещение должностей за период с 01.01.2013 года по 21.03.2018 года в размере 377842 рубля 30 копеек являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Рассматривая требования о взыскании компенсации за работу сверх нормы рабочего времени, работу в выходные и нерабочие праздничные дни, суд приходит к следующему.
Приказом Министерства юстиции России от 06.06.2005 N 76 утверждена Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - Инструкция от 06.06.2005 N 76).
В соответствии с п. 14.3 Инструкции от 06.06.2005 N 76 сотрудники могут при необходимости привлекаться к службе сверх установленного времени, службе в выходные и праздничные дни по письменному приказу за подписью начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, в штате которого состоит сотрудник, с предоставлением соответствующих компенсаций. В приказе указываются причины, вызвавшие необходимость сверхурочной работы, сотрудники, привлекаемые к такой работе, и ее продолжительность.
Работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере часовой ставки. При этом часовая ставка исчисляется путем деления оклада месячного денежного содержания (оклад по должности и оклад по специальному званию) на среднемесячное количество рабочих часов в данном календарном году.
Учет времени, отработанного сверхурочно, ведется самим сотрудником и руководителем органа уголовно-исполнительной системы, подписавшим приказ о сверхурочной работе, или, по его поручению, руководителем бригады, старшим группы и т.п.
Данные учета отражаются в рапорте лица, осуществляющего учет, с указанием количества часов, отработанных конкретным сотрудником сверхурочно в каждый рабочий день. Рапорт с соответствующим решением начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о привлечении к сверхурочной работе является основанием для оплаты этой работы.
За работу в ночное время сотрудникам производится доплата из расчета 35 процентов часовой ставки за каждый час работы в период с 22 до 6 часов, за исключением времени, предоставляемого для отдыха и принятия пищи в соответствии с утвержденным графиком и внутренним распорядком. В случае привлечения сотрудников для выполнения служебных задач во время, отведенное для отдыха и приема пищи (с 22 до 6 часов), оплата производится как за работу в ночное время.
С 01.01.2013 отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей (ч. 1). Обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 2). Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 3).
Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (п. 18 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Во исполнение требований Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ ФСИН России принят приказ от 27.05.2013 N 269, которым утверждены, в том числе Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - Порядок от 27.05.2013 N 269).
Пунктом 3 приказа ФСИН России от 27.05.2013 N 269 финансово-экономическому управлению Федеральной службы исполнения наказаний, начальникам учреждений, непосредственно подчиненным Федеральной службе исполнения наказаний, начальникам территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний указано обеспечить с 01.01.2013 выплату денежного довольствия и оказание материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы в соответствии с настоящим приказом.
Согласно п. 2 Порядка от 27.05.2013 N 269 денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии с п. 8, 9, 16, 17, 18 Порядка от 27.05.2013 N 269 выплата сотрудникам денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число; в этот же срок выплачивается денежное довольствие по перерасчетам в связи с присвоением специального звания, назначением на иную штатную должность, изменением размера ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) и по другим основаниям, влекущим изменение размеров денежного довольствия, сотрудникам за выполнение служебных обязанностей в ночное время (с 22 до 6 часов) производится доплата из расчета 20 процентов должностного оклада, рассчитанного за час работы (далее - часовая ставка) в ночное время, которая определяется путем деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учетом продолжительности рабочего времени соответствующей категории сотрудников; за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (далее - сверхурочная работа), выплачиваются денежные компенсации (далее - денежная компенсация) в следующих размерах:
оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 16 Порядка;
сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с пунктом 16 Порядка.
Сотрудникам, выполняющим служебные обязанности на основании графика сменности, устанавливается суммированный учет рабочего времени (год, полугодие, квартал). Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего распорядка.
При суммированном учете рабочего времени денежная компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов за учетный период выплачивается в следующем порядке: в полуторном размере оплачиваются сверхурочные часы, не превышающие в среднем двух часов за каждый рабочий день в учетном периоде по календарю рабочей недели, установленному в подразделении, а остальные часы оплачиваются в двойном размере часовой ставки. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с п. 16 Порядка.
Из системного толкования перечисленных выше положений Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы следует, что при расчете компенсации за работу сверх нормального количества рабочих часов, работу в выходные и праздничные дни применяется должностной оклад без учета каких-либо дополнительных выплат.
В материалах дела находятся выписки из приказов ФКУ следственный изолятор № 2 УФСИН России по Тамбовской области о выплате Чубарову В.Н. компенсации за работу сверх нормального количества рабочих часов от 19.12.2013 года № 111 л/с, согласно которому ему выплачена компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов, учетный период 01.01.2013 года по 31.12.2013 года – 120 часов, в т.ч. работу в праздничные дни-61 час. (л.д.44);
16.12.2014 года приказ № 80 л/с о выплате денежной компенсации Чубарову В.Н. за выполнение служебных обязанностей сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, работу в выходные, нерабочие, праздничные дни, за учетный период с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года – 192 часа, из них 120 часов отработанных сверхурочно, за вычетом времени, отработанного в выходные и нерабочие праздничные дни, 72 часа отработано в выходные и неработающие праздничные дни (т.е. за которые сотруднику не представлялись дополнительные дни отдыха в виде компенсации (л.д.47);
22.12.2015 года № 78 л/с о выплате денежной компенсации Чубарову В.Н. за выполнение служебных обязанностей сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, работу в выходные, нерабочие, праздничные дни, за учетный период с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года – 120 часов, из них 32 часа отработанных сверхурочно, за вычетом времени отработанного в выходные и нерабочие праздничные дни, 80 часов отработано в выходные и нерабочие праздничные дни (т.е. за которые сотруднику не представлялись дополнительные дни отдыха в виде компенсации), 8 часов отработанных в выходные и нерабочие праздничные дни в пределах нормы рабочего времени (т.е. за которые сотруднику не представлялись дополнительные дни отдыха в виде компенсации) (л.д.50).
В материалах дела находятся выписки из приказов от 11.01.2013 года № 3 л/с, 25.12.2013 года № 115 л/с, 11.03.2014 года № 24 л/с, 22.12.2014 года № 85 л/с, 22.12.2015 года № 79 л/с, 19.12.2016 года № 93 л/с, 25.11.2016 года № 83 л/с, 19.07.2017 года № 52 л/с о выплатах разовой премии за добросовестное исполнение особо сложных и важных задач (л.д.43,45,46,48,49,51-53).
Предоставление дополнительных дней отдыха Чубарову В.Н. подтверждается рапортами истца от 27.03.2017 года, 25.05.2017 года, 26.09.2017 года, 31.10.2017 года, 30.11.2017 года, 25.12.2017 года, 11.12.2017 года, копии рапортов находятся в материалах дела (л.д.54-62).
Согласно пункту 20 Порядка служба в выходные и праздничные дни и сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха, которые дальнейшей оплате не подлежат.
Поскольку Чубарову В.Н. предоставлялись дополнительные дни отдыха, соответственно правовых оснований для оплаты сверхурочных часов у ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тамбовской области не имеется.
Кроме того, в материалах дела имеются расчетные листки о выплате денежного довольствия Чубарову В.Н. за период с января 2017 года по декабрь 2017 года, согласно которым ему выплачивалась компенсация за работу в ночное время (л.д.124-129).
Доводы Чубарова В.Н., что указанные расчетные листки не должны быть приняты во внимание, поскольку оформлены с нарушением действующего законодательства, суд не принимает во внимание, в связи с тем, что денежное довольствие, указанное в расчетных листках за период с января 2017 года по декабрь 2017 года было получено Чубаровым В.Н. в полном объеме, что не оспаривалось им в судебном заседании.
Согласно справке ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области Чубарову В.Н. за время нахождения и распоряжении в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тамбовской области с 22 марта по 15 апреля 2018 года было начислено и выплачено денежное довольствие в размере 20317 руб. 74 коп., включая следующие выплаты: должностной оклад в размере 8992 руб. 58 коп., оклад по специальному званию в размере 7271 руб. 61 коп., процентная надбавка за выслугу лет 4063 руб. 55 коп.
Таким образом, действия ответчика по определению размера денежной компенсации за работу сверх установленного времени, в выходные, праздничные дни не противоречат требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Чубарова В.Н. о взыскании компенсации за работу сверх нормы рабочего времени, работу в выходные и нерабочие праздничные дни, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель УФСИН России по Тамбовской области просит применить последствия пропуска истцом срока обращения в суд (л.д.106).
Истец возражает против применения срока исковой давности, поскольку считает, что он им не пропущен (л.д.136-138).
Законодательство Российской Федерации о труде применяется к отношениям, возникшим в связи с прохождением службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти отношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса Российской Федерации по аналогии.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда" ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающая сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, дополнена частью 2 следующего содержания: "За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении".
Статьей 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ предусмотрено, что указанный Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, т.е. 03.10.2016. Условия об обратной силе отдельных положений названный Федеральный закон не содержит, в связи с чем новый годичный срок, предусмотренный в ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, подлежит применению к индивидуальным трудовым спорам, возникшим относительно заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, срок выплаты которых приходится на 03.10.2016 и последующие дни.
В силу ч. 1, 3 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент спорных отношений) работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске сроков по уважительным причинам, они могут быть восстановлены судом.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях, предусмотренный ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации сокращенный срок для обращения в суд и правила его исчисления направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника и по своей продолжительности этот срок является достаточным для обращения в суд (Определения от 12.07.2005 N 312-О, 15.11.2007 N 728-О-О, 21.02.2008 N 73-О-О, 05.03.2009 N 295-О-О).
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость ухода за тяжелобольными членами семьи) (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
При этом, в каждом конкретном случае суд оценивает уважительность причины пропуска работником срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, проверяя всю совокупность конкретных обстоятельств дела, в том числе характер причин, не позволивших работнику обратиться в суд в пределах установленного законом срока.
Из представленных в материалы дела приказов ответчика за 2013, 2014, 2015, 2016 годы следует, что учетный период для выплат компенсации за работу сверх установленного времени, в выходные, праздничные дни составлял один год.
Чубаров В.Н., находясь с ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тамбовской области в служебных отношениях, обратился в суд с требованием о взыскании денежной компенсации за совмещение должностей и работу сверх установленного времени, в выходные, праздничные дни, 17.07.2018 года, определив продолжительность образования задолженности по выплате денежного довольствия с января 2013года по 21.03.2018 года.
Поскольку учреждение уголовно-исполнительной системы должно было произвести выплату сотруднику денежного довольствия за текущий месяц в период с 20 по 25 число, то суд приходит к выводу о пропуске истцом срока обращения в суд с требованиями о взыскании денежной компенсации за работу сверх установленного времени, в выходные, праздничные дни за период с января 2013 года по декабрь 2016 года, а также о взыскании денежной компенсации за совмещение должностей за период с 01.01.2013 года по 16.07.2017 года.
Каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших истцу своевременно обратиться в суд с иском за разрешением служебного спора и позволяющих восстановить пропущенный срок, Чубаровым В.Н. не указано и судом не установлено.
Будучи дееспособным, не имея ограничений в выборе действий и распоряжении собственными правомочиями, истец имел возможность обращения в суд в установленный законом срок, в том числе путем подачи искового заявления как лично, так и через представителя, однако в отсутствие объективных препятствий, своевременно право на судебную защиту надлежащим образом не реализовал, доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для прерывания трехмесячного срока, предусмотренного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) не представил.
Пропуск срока для обращения в суд при отсутствии уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска в указанной выше части (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
Рассматривая требования Чубарова В.Н. о взыскании компенсации, согласно ст. 236 ТК РФ, не выплаченной при выплате надбавки за особые условия службы в размере 2 508 рублей 99 копеек, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Судом установлено и никем не оспорено, что в мае 2017 года Чубарову В.Н. была начислена и выплачена надбавка за особые условия службы в размере 15600 рублей 97 копеек с 25 августа 2015 года.
Данный факт подтверждается расчетным листком за май 2017 года (л.д.126).
В нарушение ст. 236 Трудового кодекса РФ указанная выплата ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тамбовской области была произведена Чубарову В.Н. без уплаты процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки.
Истцом представлен расчет денежной компенсации (л.д.14-16) в размере 2508 рублей 99 копеек, который никем не оспорен.
Суд принимает данный расчет во внимание и считает возможным, взыскать в пользу Чубарова В.Н. денежную компенсацию в размере 2508 рублей 99 копеек.
Согласно приказу Министерства юстиции РФ от 05.02.2018 года № 20 Федеральное казенное учреждение следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области ликвидировано (л.д.108-109).
По приказу ФСИН России от 19.02.2018 года № 152 ликвидацию учреждения завершить до 31.10.2018 года (л.д.110-111).
Приказом Министерства юстиции РФ от 05.02.2018 года № 20 установлено, что правопреемником учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, является Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области (л.д.109).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по данному спору является Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области, потому компенсация за несвоевременную выплату надбавки за особые условия службы в размере 2508 руб. 99 коп. подлежит взысканию с ФКУ ИК-5 УФСИН по Тамбовской области.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ФКУ ИК-5 УФСИН по Тамбовской области подлежит взысканию госпошлина в доход городского бюджета в размере 400 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области в пользу Чубарова Вячеслава Николаевича компенсацию за несвоевременную выплату надбавки за особые условия службы в размере 2508 (две тысячи пятьсот восемь) рублей 99 копеек.
В удовлетворении исковых требований Чубарова Вячеслава Николаевича к Федеральному казенному учреждению исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области, Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Тамбовской области о взыскании компенсации за работу за совмещение должностей, за работу сверх нормы рабочего времени, работу в выходные и нерабочие праздничные дни за период с 01.01.2013 года по 21.03.2018 года в общей сумме 684495 рублей 41 копейка – отказать.
Взыскать с Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области в доход бюджета городского округа город Воронеж государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек, перечислив на счет УФК 40101810500000010004, получатель: УФК по Воронежской области (Межрайонная ИФНС России № 13 по Воронежской области), банк получателя: Отделение по Воронежской области ГУ ЦБ РФ по Центральному федеральному округу (Отделение Воронеж), ИНН 3661039997, КПП 366101001, ОКТМО 20701000, КБК – 182 1 08 03010 01 1000 110.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца через районный суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.И. Скулкова
Решение принято в окончательной форме 26.11.2018 года.