05RS0031-01-2023-003303-77
Дело № 2-3251/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала, 12.09.2023
мотивированное: 19.09.2023
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе судьи Чоракаева Т.Э.
при секретаре Мухтарове М.М.
с участием представителя третьего лица Администрации г. Махачкалы Умалатова У.А.,
представителя третьего лица Мамедовой Р.А. – Исаева И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы к Даудову Магомедсаиду Магомедовичу и Алиеву Шамилю Шарабудиновичу о признании отсутствующим права собственности на земельный участок <адрес>, площадью 501 кв. м, аннулировании сведений о данном земельном участке и снятии с государственного кадастрового учёта, признании недействительным (ничтожным) межевого плана данного земельного участка, признании недействительным (ничтожным) свидетельства № РД-40-С-897 от 12.08.1998 о праве Давудова М.М. на указанный земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы обратилось в суд с исковыми требованиями первоначально к Даудову Магомедсаиду Магомедовичу и Мамедовой Раифат Асалиевны о признании отсутствующим права собственности на земельный участок <адрес>, площадью 501 кв. м, аннулировании сведений о данном земельном участке и снятии с государственного кадастрового учёта, признании недействительным (ничтожным) межевого плана данного земельного участка, признании недействительным (ничтожным) свидетельства № РД-40-С-897 от 12.08.1998 о праве Давудова М.М. на указанный земельный участок.
В обоснование иска указывается на то, что Управлением имущественных и земельных отношений г. Махачкалы ведётся работа по выявлению и возврату незаконно отчуждённых из муниципальной собственности земельных участков. В рамках данной работы по представлению прокурора установлено, что земельный участок земельный участок № <адрес>, к/н № незаконно поставлен на кадастровый учёт, на него первоначально зарегистрировано право собственности ответчика Давудова М.М. Указывается на то, что спорный земельный участок предоставлен ответчику с нарушением требований земельного законодательства, межевание земельного участка произведено с нарушением действующего законодательства. В частности, оспариваемое свидетельство о праве Давудову М.М. могло быть выдано только на основании соответствующего акта органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка. Между тем, в свидетельстве сведения о таком акте отсутствуют, его реквизиты не указаны, из чего следует отсутствие правовых оснований для выдачи свидетельства. Регистрация права собственности за Давудовым М.М. также осуществлена в отсутствие всех необходимых документов. В последующем земельный участок незаконно перешёл к ответчице Мамедовой Р.А. Поскольку земельный участок предоставлен Давудову М.М. незаконно, последующая передача права собственности также не может быть признана законной.
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что действующим собственником земельного участка является Алиев Ш.Ш. Поскольку истцом не оспариваются сделки по отчуждению земельного участка, в отсутствие требований к предыдущим собственникам судом произведена замена одно из соответчиков Мамедовой Р.А. на Алиева Ш.Ш., а сама Мамедова Р.А. привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.
Третьими лицами без самостоятельных требований также являются Администрация г. Махачкалы и Управление Росреестра по РД.
Надлежаще извещённые истец, ответчики на рассмотрение гражданского дела не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
В судебном заседании третьего лица Мамедовой Р.А. – Исаев И.М. подтвердил, что его доверительница извещена о времени и месте рассмотрения гражданского дела, возражал против удовлетворения иска, заявил о применении срока исковой давности.
Представитель третьего лица Администрации г. Махачкалы Умалатов У.А. в суде поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям.
С учётом сведений о надлежащем извещении отсутствующих лиц суд определил рассмотреть гражданское дело при имеющейся явке.
Выслушав представителей третьих лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы на рассмотрение и разрешение судом поставлены вопросы о признании отсутствующим права собственности на земельный участок №-<адрес>, площадью 501 кв. м, аннулировании сведений о данном земельном участке и снятии с государственного кадастрового учёта, признании недействительным (ничтожным) межевого плана данного земельного участка, признании недействительным (ничтожным) свидетельства № РД-40-С-897 от 12.08.1998 о праве Давудова М.М. на указанный земельный участок.
Ст. 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ст. 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии со ст. 304 данного кодекса собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Истцом указывается на то, что спорный земельный участок выбыл из муниципальной собственности незаконно в отсутствие правовых оснований.
Судом из Управления Росреестра истребована и приобщена к материалам гражданского дела копия регистрационного дела на спорный земельный участок.
Из указанной копии регистрационного дела следует, что право собственности ответчика Давудова М.М. на земельный участок <адрес> зарегистрировано за ним на основании оспариваемого постановления № РД-40-С-897 от 12.08.1998. Копия данного свидетельства также имеется в регистрационном деле. В данном свидетельстве указывается на то, что оно выдано на основании выписки из протокола заседания правления с/т «Перестройка-3» № 17 от 21.05.1997.
В силу п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ по общему правилу продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Согласно положениям ст. 30.1 и ст. 30.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Между тем, как следует из материалов гражданского дела, предоставление земельного участка Даудову М.М. не является произвольным,
Как было указано выше, из свидетельства о праве Давудова М.М. на спорный земельный участок прямо следует, что спорный земельный участок входил в число земель, предоставляемым гражданам для ведения садоводства.
В регистрационном деле также имеется копия членской книжки садовода Давудова М.М., из которой следует, что он 21.05.1997 принят в члены садоводческого товарищества, ему распределён земельный <адрес> площадью 500 кв. м.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, среди прочего, решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п. 5 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в соответствии с проектом межевания территории и являющегося земельным участком общего назначения, расположенным в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в общую долевую собственность лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах такой территории, пропорционально площади этих участков.
Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 2 указанной статьи распределение земельных участков между членами товарищества осуществляется на основании решения общего собрания членов товарищества согласно реестру членов товарищества. Условные номера таких участков указываются в реестре членов товарищества и проекте межевания территории.
Садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 указанной статьи).
.
В соответствии с положением ст. 3 ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно.
Нормой той же статьи установлены условия представления земельного участка бесплатно: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего ФЗ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 2.7 ст. 3 ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» в качестве подтверждения членства в садоводческом товарищества к заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином; протокол общего собрания членов товарищества (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами данного товарищества, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
Вместе с тем, как неоднократно указывал Верховный Суд РФ, согласно положению п. 2.7 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» по делам о предоставлении в собственность земельных участков в составе земель садоводческих товариществ заявитель должен представить доказательства своего членства в садоводческом товариществе и выделения ему в пользование земельного участка. К таким доказательствам членства в садоводческом товариществе относятся не исключительно протокол о принятии в члены садоводческого товарищества и распределении земельных участков, но и иные доказательства, в частности, членская книжка садовода, списки членов садоводческого товарищества, если указанные доказательства содержат всю необходимую информацию о членстве в садоводческом товариществе и предоставлении индивидуально определенного земельного участка (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.04.2018 № 18-КГ18-38).
При этом законом ни один из представленных документов не отнесен к обязательным. Представляемые доказательства должны содержать всю необходимую информацию о членстве в садоводческом товариществе и предоставлении индивидуально определенного земельного участка.
Из материалов гражданского дела следует, что первичным документом об отчуждении земельного участка из муниципальной собственности являлось не оспариваемое свидетельство № РД-40-С-897 от 12.08.1998, а членская книжка садовода.
Таким образом, в подтверждение незаконности предоставления земельного участка истцу необходимо было представить доказательства не только нарушений, допущенных при выдаче оспариваемого свидетельства о праве, но и доказательства незаконности предоставления земельного участка Давудову М.М. как члену с/т «Перестройка-3».
Такие доказательства истцом в суд представлены не были, из чего следует, что истцом не доказана незаконность отведения земельного участка первичному собственнику Давудову М.М. как члену садоводческого товарищества.
Тот факт, что в настоящее время указанный земельный участок не является садоводческим, а прилегает к многоквартирному жилому дому, не имеет правового значения для квалификации и оценки правовых оснований, на которых данный земельный участок в своё время был отчуждён из муниципальной собственности.
Представителем Мамедовой Р.А. в суде также указывалось на пропуск истцом срока исковой давности.
В силу ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Мамедова Р.А. не является стороной в споре, она привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.
Между тем, заявление о пропуске срока исковой давности может быть сделано третьим лицом, если в случае удовлетворения иска к ответчику возможно предъявление ответчиком к третьему лицу регрессного требования или требования о возмещении убытков (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»).
Поскольку текущим зарегистрированным собственником Алиевым Ш.Ш. спорный земельный участок возмездно приобретён у Мамедовой Р.А., удовлетворение иска может повлечь возникновение регрессного требования Алиева Ш.Ш. к Мамедовой Р.А., следовательно, Мамедова Р.А. вправе заявить о пропуске срока исковой давности.
Право собственности ответчика Даудова М.М. зарегистрировано в 2017 году. О расположении земельного участка в пределах земель, отведенных для садоводства, истцу должно было быть известно изначально. При этом сам земельный участок примыкает к многоквартирному дому, используется под придомовую территорию данного дома: облагорожен ответчиком путем оборудования газона, дорожек, фонарей, урн, что подтверждается представленными фотографиями и не оспаривается истцом. Следовательно, земельный участок выбыл из фактического владения истца, о чём ему также не могло не быть известно.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск (п. 12 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»).
Какие-либо доказательства перерыва течения срока исковой давности, его приостановления стороной истца в суд не представлены.
С учётом изложенного суд приходит к выводу о том, что Управлением имущественных и земельных отношений г. Махачкалы также пропущен срок исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска (абз. 2 ч. 2 ст. 199 ГК РФ).
С учётом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска Управлением имущественных и земельных отношений г. Махачкалы, заявленные исковые требования подлежат отклонению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы к Даудову Магомедсаиду Магомедовичу и Алиеву Шамилю Шарабудиновичу о признании отсутствующим права собственности на земельный участок <адрес>, площадью 501 кв. м, аннулировании сведений о данном земельном участке и снятии с государственного кадастрового учёта, признании недействительным (ничтожным) межевого плана данного земельного участка, признании недействительным (ничтожным) свидетельства № РД-40-С-897 от 12.08.1998 о праве Давудова М.М. на указанный земельный участок, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Т.Э. Чоракаев