Дело № 2-244/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Демидов 11 декабря 2018 года
Демидовский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Цветкова А.Н.,
при секретаре Румакиной О.Ю.,
с участием представителя истца Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Новицкой Н.А.,
ответчика Обливанцева К.Г. и его представителя Бондаренко А.Ю.,
представителя третьего лица ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье» Гудковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к Обливанцеву Константину Геннадьевичу, Администрации Пржевальского городского поселения Демидовского района Смоленской области о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) обратилось в суд с иском к Обливанцеву К.Г., Администрации Пржевальского городского поселения Демидовского района Смоленской области (далее - Администрация Пржевальского городского поселения) о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности сделки.
В обоснование заявленных требований указано, что 23.11.2015 между Администрацией Пржевальского городского поселения и Обливанцевым К.Г. заключен договор аренды № 5 земельного участка с кадастровым номером <номер>, категория земель - «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для размещения туристической базы конно-спортивного направления», расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 25 лет. Вместе с тем, заключение указанного договора аренды является неправомерным, поскольку у Администрации Пржевальского городского поселения отсутствовали полномочия по распоряжению спорным земельным участком, который является федеральной собственностью. Также, Администрация не наделена полномочиями на установление вида разрешенного использования спорного земельного участка: «для размещения туристической базы конно-спортивного направления». Указанный земельный участок находится в зоне хозяйственного назначения, следовательно, предоставление его в аренду для целей размещения туристической базы конно-спортивного направления нарушает режим зоны хозяйственного назначения национального парка. Поскольку спорная сделка и разрешенное использование земельного участка не были согласованы с Минприроды России, то нарушены права и законные интересы Министерства как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. Так как договор аренды от 23.11.2015 № 5 заключен в нарушение запрета, установленного статьей 27 ЗК РФ, и нарушает публичные интересы, то такая сделка в силу положений ст.ст. 166, 168 ГК РФ является недействительной (ничтожной). На основании изложенного, Минприроды России просит признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка с кадастровым номером <номер> от 23.11.2015 № 5; применить последствия недействительности ничтожных сделок в виде прекращения прав Обливанцева К.Г. на земельный участок с кадастровым номером <номер>; исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером <номер>.
В письменном отзыве на иск ответчик Обливанцев К.Г. считает требования Минприроды России необоснованными и неподлежащим удовлетворению. Спорный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке. Предоставленный ответчику в аренду земельный участок располагается в границах населенного пункта - п. Пржевальское, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка установлено в соответствии с комплексной градостроительной документацией: Генеральным планом поселка Пржевальское Демидовского района Смоленской области и Правилами землепользования и застройки Пржевальского городского поселения Демидовского района Смоленской области, утвержденной решением Совета депутатов Пржевальского городского поселения Демидовского района Смоленской области № 5 от 22.02.2011. Спорный земельный участок не изъят из хозяйственного использования, располагается в хозяйственной зоне национального парка «Смоленское Поозерье». Кроме того, Минприроды России осуществляет не распоряжение федеральными землями, а управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, при этом в исковом заявлении не указано, какой именно ущерб причиняется природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и каким именно образом размещение туристической базы конно-спортивного направления противоречит целям и задачам национального парка «Смоленское Поозерье».
В письменном отзыве на иск представитель ответчика Администрации Пржевальского городского поселения считает требования Минприроды России неподлежащими удовлетворению. Спорный земельный участок отнесен к не разграниченной государственной собственности и находится в распоряжении муниципальных органов власти. Администрация Пржевальского городского поселения при заключении договора аренды земельного участка действовала в рамках представленных ей полномочий. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих отнесение спорного земельного участка к федеральной собственности и полномочия Минприроды России на распоряжение земельным участком. Предоставленный Обливанцеву К.Г. в аренду земельный участок располагается в границах населенного пункта - пос.Пржевальское Демидовского района Смоленской области и имеет категорию земель - земли населенных пунктов.
Представитель третьего лица ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье» в направленном в адрес суда письменном отзыве указал, что земельный участок с кадастровым номером <номер>, находящийся по адресу: <адрес>, расположен на землях, включенных в состав национального парка «Смоленское Поозерье» без изъятия из хозяйственной эксплуатации в границах населенного пункта п. Пржевальское Демидовского района Смоленской области. Указанный земельный участок не предоставлялся ФГБУ и не имеет самостоятельного природоохранного значения.
В письменном отзыве на иск представитель третьего лица МТУ госимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях считает требования Минприроды России законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению в полном объеме. Администрация Пржевальского городского поселения не обладает полномочиями по распоряжению землями, относящимися к федеральной собственности, в том числе и правом заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенным в границах национального парка «Смоленское Поозерье».
Определением суда от 15.11.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области.
В письменном отзыве на иск Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области указала о том, что по данному делу не имеет какой-либо заинтересованности, не заявляет самостоятельные требования относительно предмета спора, в связи с этим оставляет рассмотрение дела на усмотрение суда.
Представитель ответчика Администрации Пржевальского городского поселения в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.
Представитель третьего лица МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия.
Представитель третьего лица Администрации муниципального образования «Демидовский район» Смоленской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил, возражений на заявленные требования не представил.
Представитель третьего лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с положениями ч.ч. 3-5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Представитель истца Минприроды России Новицкая Н.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что территория национального парка в силу закона может включать в себя помимо земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного национальному парку на праве постоянного (бессрочного) пользования, также земельные участки других собственников, на которые распространяется особый режим охраны, предусмотренный действующим законодательством и положением о национальном парке. Поэтому отнесение спорного земельного участка к категории земель-земли населенных пунктов, не означает, что на него не распространяется режим особой охраны национального парка «Смоленское Поозерье». Кроме того, предоставление земельных участков в границах национальных парков для целей осуществления рекреационной деятельности осуществляется Росимуществом, после согласования договора аренды Минприроды России.
В судебном заседании ответчик Обливанцев К.Г. и его представитель Бондаренко А.Ю. возражали против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в письменном отзыве.
Представитель третьего лица ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье» Гудкова Е.А. в судебном полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, поддержала доводы письменного отзыва на иск.
Заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
23.11.2015 между Пржевальским городским поселением Демидовского района Смоленской области в лице И.П. Главы администрации Пржевальского городского поселения Демидовского района Смоленской области <ФИО>9 (арендодатель) и Обливанцевым К.Г. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка №5, в соответствии с п. 1.1 которого арендодатель предоставляет арендатору в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером <номер>, общей площадью 60000 кв.м для размещения туристической базы конно-спортивного направления, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 12 - 14).
В соответствии с п. 2.1 вышеуказанного договора срок его действия установлен сторонами с 23.11.2015 по 31.12.2035.
08.12.2015 договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.161-163).
В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно ст. 16 ЗК РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с названным Кодексом и федеральными законами.
Статьей 17 ЗК РФ установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно п. 6 ст. 95 ЗК РФ, земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
В силу положений ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях. Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
Следовательно, земельные участки, расположенные в границах национальных парков, силу прямого указания закона находятся в федеральной собственности, за исключением отдельных случаев, когда в границах национальных парков располагаются земельные участки иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель национальных парков.
В соответствии с подп. 1 п. 4 ст. 27 ЗК РФ, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса).
Национальный парк «Смоленское Поозерье» создан постановлением Правительства РФ от 15.04.1992 № 247 « О создании национального природного парка «Смоленское Поозерье» Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации в Смоленской области». Согласно пункту 1 данного постановления в пользование национальному парку предоставлено 72584 га земель государственного лесного фонда. Кроме того, в состав национального парка включены 73653 га земель сельскохозяйственного назначения.
21.06.1994 директором НП «Смоленское Поозерье» и председателями Комитетов по земельным ресурсам и землеустройству Духовщинского и Демидовского районов Смоленской области были согласованы границы Национального парка «Смоленское Поозерье» (л.д.167-170).
Согласно Карте территории Национального парка «Смоленское Поозерье», в границах национального парка находится населенный пункт п. Пржевальское Демидовского района Смоленской области (л.д.169).
В соответствии с Положением о ФГУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье», утвержденным 31.01.2001, территория национального парка относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения и учитывается при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
Согласно п.24 данного Положения на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
Постановлением Главы администрации Демидовского района Смоленской области от 10.04.1992 №131 в ведение Пржевальского поссовета предоставлен земельный участок площадью 110 га пашни западнее п. Пржевальское для индивидуального огородничества и выпаса скота личной собственности из землепользования совхоза «Слободской».
Постановлением Главы администрации Демидовского района Смоленской области от 27.05.1993 года №151 включены в границы пос. Пржевальское 110 га пашни, предоставленной поселковому Совету народных депутатов (Постановление Главы Администрации Демидовского района от 10.04.1992 №131), расположенной западнее поселка в треугольнике автодорог Демидов-Пржевальское, Пржевальское - Бакланово.
Постановлением Главы Администрации Демидовского района Смоленской области от 04.06.1996 №257 выведено из черты пос. Пржевальское 110 га пашни (ур. «Аэропорт»).
Постановлением И.О. Главы муниципального образования «Демидовский район» Смоленской области от 07.12.2005 №471 отменено постановление от 04.06.1996 №257 «О выводе из черты пос. Пржевальское 110 га (ур. «Аэропорт»)».
Согласно фрагменту материалов перераспределения земельных угодий товарищества «Слободское» (п. Пржевальское) Демидовского района Смоленской области, по состоянию на 1993 год земельный участок, расположенный западнее поселка в треугольнике автодорог Демидов-Пржевальское, Пржевальское - Бакланово, находится в границах пос. Пржевальское.
Как следует из материалов дела и объяснений сторон, земельный участок с кадастровым <номер> с видом разрешённого использования «для размещения туристической базы конно-спортивного направления» площадью 60000 кв.м как индивидуально определённый объект недвижимого имущества возник 31.08.2015 в результате его образования Администрацией Пржевальского городского поселения из земель населённых пунктов - п. Пржевальское Пржевальского городского поселения Демидовского района Смоленской области за счёт свободной и незастроенной территории земель, входящих в состав Национального парка «Смоленское Поозерье».
Согласно сведениям Публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером <номер> расположен в границах Национального парка «Смоленское Поозерье» и относится к собственности публично-правовых образований (л.д.27-29).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером <номер> на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье» не передавался, но он входит в границы Национального парка «Смоленское Поозерье».
Включение земельных участков сторонних землепользователей в границы национальных парков, означает, что указанные земельные участки входят в границы национальных парков и имеют ограничения в их хозяйственном использовании в соответствии с действующим законодательством, но не изымаются у их правообладателей.
При этом, исходя из взаимосвязанных положений статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки сторонних землепользователей, которые находились у них на праве частной собственности, после их включения в границы национальных парков, продолжают находиться на указанном праве у данных лиц, а земельные участки, которые были предоставлены сторонним землепользователям на ином вещном праве в силу прямого указания закона относятся к земельным участкам (землям), находящимся в федеральной собственности, без прекращения соответствующего вещного права.
В судебном заседании установлено, что Администрация Пржевальского городского поселения Демидовского района Смоленской области по состоянию на дату создания Национального парка «Смоленское Поозерье» хозяйственную эксплуатацию земель, из состава которых образован земельный участок с кадастровым номером <номер>, не осуществляла, спорный земельный участок находится в границах национального парка «Смоленское Поозерье» - особо охраняемой природной территории федерального значения, в силу прямого указания закона является федеральной собственностью, поэтому Администрация Пржевальского городского поселения была не вправе им распоряжаться и передавать в аренду. Наличие в границах национальных парков земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, законодательством не предусмотрено.
В соответствии с п. 2 ст. 9 ЗК РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу положений п. 2 ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Абзацем 2 п. 4 ст.15 Федерального закона от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Минприроды России.
Пунктом 5.16 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, установлено, что Минприроды России согласовывает вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Поскольку соответствующего согласования на заключение договора аренды № 5 земельного участка, расположенного на территории Национального парка «Смоленское Поозерье», не проводилось, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый договор заключен с нарушением ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях».
Кроме того, оспариваемый договор нарушает публичные интересы, а также права и интересы Минприроды России как органа, осуществляющего управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Так, согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Пунктом 2 ст. 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14.05.2009 №8-П указал, что одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является принцип приоритета публичных интересов.
Поскольку охрана природы и окружающей среды установлены на конституционном уровне, заключение оспариваемого договора нарушает публичные интересы.
В соответствии с п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка); требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (ст. 168 ГК РФ).
Недействительная сделка, как это предусмотрено п. 1 ст. 167 ГК РФ, не влечёт юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р Национальный парк «Смоленское Поозерье» находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, вправе в судебном порядке выступать инициатором признания недействительными сделок, заключённых с нарушением режима особой охраны национальных парков.
Учитывая установленные по делу юридически значимые обстоятельства и приведённые нормы материального права, суд приходит к выводу о ничтожности заключённого 23.11.2015 между Пржевальским городским поселением Демидовского района Смоленской области и Обливанцевым К.Г. договора аренды № 5 земельного участка с кадастровым номером <номер> и полагает необходимым применить последствия недействительности сделки в виде прекращения права аренды Обливанцева К.Г. на указанный участок и признания прекращённым (отсутствующим) обременения участка правом аренды названного физического лица.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации удовлетворить.
Признать недействительным (ничтожным) договор аренды № 5 земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, заключённый 23 ноября 2015 года между Пржевальским городским поселением Демидовского района Смоленской области и Обливанцевым Константином Геннадьевичем.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде прекращения права аренды Обливанцева Константина Геннадьевича на земельный участок с кадастровым номером <номер>.
Признать прекращённым (отсутствующим) обременение в виде права аренды Обливанцева Константина Геннадьевича на земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении обременения земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, правом аренды Обливанцева Константина Геннадьевича.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Демидовский районный суд Смоленской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Н. Цветков