Дело № 2-31/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ р.п. Шатки Нижегородской области
Шатковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Лапаева А.В.,
с участием заявителя в лице зам.прокурора Шатковского района Учаева А.А.,
при секретаре судебного заседания Веселовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шатковского района Нижегородской области, поданное в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации о продаже поддельных документов, в том числе паспортов гражданина РФ, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шатковского района Нижегородской области, воспользовавшись своим правом на обращение в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, предусмотренным ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с заявлением, в котором просил признать информацию о продаже поддельных документов, в том числе паспортов гражданина РФ, размещенную в сети Интернет на сайте: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование своего требования заявитель указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки посредством выхода в информационно - телекоммуникационную сеть «Интернет», выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц информации о продаже о продаже поддельных документов, в том числе паспортов гражданина РФ.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованных лиц - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по приволжскому федеральному округу, действующий на основании доверенности №-Д от ДД.ММ.ГГГГ, А..., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения настоящего гражданского дела, в суд не прибыл, предоставил отзыв на заявление, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В своем отзыве представитель заинтересованных лиц указал, что в соответствии с ч, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ № 149-ФЗ) запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с положениями ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен» указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено” (далее - реестр).
В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено по решению суда, также относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствий с п. 9 Правил, утвержденных положениями Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101, в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
Как следует из положений п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Судом при рассмотрении дела установлено, что прокуратурой Шатковского района Нижегородской области проведена проверка соблюдения требований Федерального законодательства в миграционной сфере.
Находясь в кабинете прокуратуры Шатковского района Нижегородской области по адресу: р.п Шатки ул. Центральная, д. 26, пользуясь служебным компьютером в корпусе черного цвета, подключенным к информационно телекоммуникационной сети при помощи модема, проведена проверка и поиск ресурсов, допускающих размещение материалов, содержащих предложение об изготовлении и продаже различных документов, в том числе паспортов РФ с проводкой по базе.
Проверка и поиск Интернет - ресурсов осуществлялись следующим образом: в адресной строке браузера введен адрес поискового ресурса «Гугл Хром», при введении в отобразившемся окне поиска ключевых слов ресурсов о реализации паспортов гражданина РФ, отобразился список ресурсов (Интернет сайтов).
Установлено, что страница <данные изъяты> опубликована в сети Интернет и открыта для свободного доступа неопределенного круга лиц. Вход на сайт свободный, не требует регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием страницы, скопировать информацию может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.
При этом, результаты проверки показали, что указанный сайт содержит информацию, запрещенную законодательством Российской Федерации к размещению указанным способом.
Так, согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть представляет собой технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники, а сайт в сети Интернет - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет.
В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 10 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 28 Приказа ФМС России от 11.09.2012 № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации, необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются: паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, до истечения срока его действия; свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста; паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, при регистрации по месту пребывания.
Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ» установлено, что образцы печатей, штампов, бланков и личных фотографий, необходимые для оформления паспорта, а также дополнительные защитные средства устанавливаются Федеральной миграционной службой.
В соответствии с п. 10 Положения, выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Федеральной миграционной службой.
Указанное положение закреплено Административным регламентом ФМС по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ», утвержденным приказом ФМС России от 30.11.2012 г. №391, согласно которого выдача и замена паспортов производятся ФМС России (в пределах компетенции), ее территориальными органами и их подразделениями.
Таким образом, нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, предлагающей приобретение поддельных паспортов РФ и других стран, фактически способствует совершению таких преступлений как незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков в целях их использования, ответственность за которые предусмотрена ст. 324 и 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В реестр включаются:
- доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
- сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Одним из оснований для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Частью 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Последующее незаконное использование поддельных документов (в рассматриваемом случае паспортов граждан РФ) может быть направлено на совершение противоправных, в том числе преступных действий, что в свою очередь может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц - граждан Российской Федерации, в связи с чем заявление предъявляется в интересах неопределённого круга лиц.
Согласно п.2 ст.4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за соответствием законам издаваемых федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления правовых актов.
Таким образом, размещенные на странице указанного сайта материалы направлены на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требованиям для ведения и реализации такой деятельности.
Размещенная на этом сайте информация является недопустимой к размещению в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст.9, п.п.1,6 ст.ст.10,15 Федерального закона от 27 июля 2006 года 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ее распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная административная ответственность.
Согласно ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, проверка показала, что информация, содержащаяся на данном интернет - сайте, находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, содержит предложения о продаже официальных документов дистанционным способом.
Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
Оценивая избранный прокурором способ защиты права, руководствуясь ч. 2 ст. 4, ст. 4, ч. 1 и п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ, суд исходит из того, что защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, на что ссылается заявитель, не только не исключается, но и возможна путем рассмотрения дела по правилам особого производства, итоговым результатом которого, в случае удовлетворения заявления, будут обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.
Согласно ч.1 - 3 и 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации » в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).
В Реестр включаются:
доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение Реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, то есть Роскомнадзором.
Основаниями для включения в Реестр сведений являются:
- решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет» материалов и информации, предусмотренных законом (Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и Федеральная налоговая служба);
- вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Аналогичные основания для включения в Реестр сведений предусмотрены п.5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет»и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № № 1101.
Внесение в Реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п. 9 Правил в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
Действующим законодательством в указанной сфере предусмотрен как административный, так и судебный способ признания информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
Исходя из анализа норм права, данные способы являются равноценными, предусматривают усмотрение заинтересованного лица при выборе того или иного способа защиты прав и не подразумевают обязательность соблюдения административного порядка перед обращением в суд с соответствующим заявлением.
Федеральным законом от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Правилами в качестве основания для включения в Реестр сведений предусмотрено решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░:«<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░: 603951, ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. 4 ░░░░ 5.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░.░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░