Решение по делу № 33а-974/2019 от 23.04.2019

РЎСѓРґСЊСЏ Парамонов РЎ.Рџ.          Дело в„– 33Р°-974/2019

Докладчик Бажанов А.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе

председательствующего Бажанова А.О.,

судей Михеева О.С. и Филимонова С.И.

при секретаре Ермаковой С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 28 мая 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по апелляционной жалобе административного истца Чуракова Д.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 февраля 2019 г.

Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия

установила:

Чураков Д.В. обратился к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия с административным исковым заявлением об оспаривании действий по отказу в государственной регистрации снегоболотохода, обязании зарегистрировать и выдать дубликат паспорта самоходной машины на снегоболотоход.

В обоснование иска указал, что 17 июня 2013 г. им приобретен снегоболотоход АТВ700Н, цвет синий, имеющий паспорт самоходной машины № <№> от 27 апреля 2012 г. В связи с утратой паспорта самоходной машины снегоболотоход <№> не был поставлен на учет. 10 октября 2017 г. Чураков Д.В. обратился в Гостехнадзор Республики Мордовия с заявлением о регистрации снегоболотохода и выдаче дубликата паспорта самоходной машины. 12 октября 2017 г. им получен письменный отказ в регистрации. 21 августа 2017 г. по факту обращения с заявлением об утере документов на снегоболотоход <№> вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. 19 сентября 2017 г. Центральной Акцизной Таможней предоставлен отказ в выдаче дубликата паспорта. 27 ноября 2018 г. Чураков Д.В. повторно обратился в Управление по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники с заявлением о регистрации снегоболотохода и выдаче дубликата паспорта. 13 декабря 2018 г. административным ответчиком отказано в регистрации снегоболотохода и выдаче дубликата паспорта.

В связи с указанным Чураков Д.В. просил суд признать действия Управления по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по отказу в государственной регистрации снегоболотохода незаконными и обязать зарегистрировать и выдать дубликат паспорта самоходной машины на снегоболотоход.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 февраля 2019 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, поскольку считает его незаконным, нарушающим его права и законные интересы как собственника транспортного средства. Указывает, что он фактически, обладая снегоболотоходом, не может использовать (эксплуатировать) его по назначению, являться полноценным участником дорожного движения; судом первой инстанции сделан неверный вывод об отсутствии оснований у административного ответчика для регистрации и выдачи дубликата паспорта самоходной машины, указывая, что поскольку квадроцикл произведен после 1 сентября 1995 г., следовательно, паспорт самоходной машины на него может выдать изготовитель, при этом не принял во внимание положения нормативного акта о том, что во всех других случаях паспорт самоходной машины выдается органами Гостехнадзора; судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда первой инстанции, изложенные в судебном решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.

В судебном заседании административный истец Чураков Д.В. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия Елисеев К.В. просил оставить без изменения решение суда первой инстанции, а апелляционную жалобу – без удовлетворения ввиду несостоятельности изложенных в ней доводов.

На основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрев дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Как следует из материалов дела, Чураков Д.В. является собственником снегоболотохода <№>, заводской номер <№> (основание: договор купли-продажи от 17 июня 2013 г.).

27 ноября 2018 г. Чураков Д.В. обратился в Управление по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия с заявлением о регистрации снегоболотохода и выдаче дубликата паспорта.

13 декабря 2018 г. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия отказано Чуракову Д.В. в регистрации снегоболотохода и выдаче дубликата паспорта.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований в части оспаривания отказа в выдаче дубликата паспорта самоходной машины, полагая, что дубликат паспорта самоходной машины должен выдать изготовитель снегоболотохода.

Судебная коллегия считает вывод суда ошибочным, не соответствующим установленным по дел обстоятельствам.

В соответствии с положениями части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Указанный срок обращения в суд с данным административным иском соблюден.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 9 Постановления Правительства Республики Мордовия от 27 октября 2017 г. № 570 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Мордовия» (далее Постановление № 570) Министерство в пределах своей компетенции осуществляет в сфере регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов и государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, аттракционов полномочие по надзору за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования независимо от их принадлежности (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, а также параметров машин, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору) по нормативам, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья людей и сохранность имущества, охрану окружающей среды;

Согласно подпункту 10 пункта 12.1 Постановления № 570 Министерство в пределах своей компетенции организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством срок.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон № 196-ФЗ) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется согласно законодательству Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее Постановление № 938) собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

На основании пункта 4 Постановления № 938 регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденных Первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 16 января 1995 г., зарегистрированных в Минюсте России 27 января 1995 г. № 785 (далее Правила), машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники, а снятые с учета в связи с изменением места регистрации (без изменения владельца), - в паспорте машины.

Пунктом 2.8 Правил, регистрация машин за юридическим или физическим лицом производится на основании их заявлений после отметок соответствующих военных комиссариатов (Приложения 1 и 2), справок-счетов, выдаваемых предприятиями-изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли машинами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Технический регламент, принятый в установленном порядке, согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее Федеральный закон № 184-ФЗ), является документом, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 184-ФЗ сертификация – это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Сертификатом соответствия является документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» (далее Постановление № 460) введены паспорта на самоходные машины, которые выдаются предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 г., а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 г. Дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов выдаются предприятиями - изготовителями на незарегистрированные машины, выпущенные ими после 1 сентября 1995 г., таможенными органами Российской Федерации - на незарегистрированные машины, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1 сентября 2001 г., а органами гостехнадзора - во всех остальных случаях.

Согласно положениям Постановления Федерации № 460 наличие паспорта является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации.

В соответствии с пунктом 2 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники (утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 г. № 100), паспорт оформляется организациями - изготовителями машин, включенными в единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств - членов Евразийского экономического союза и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники (далее - изготовители), на произведенные ими машины, а также в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз), - уполномоченными органами (организациями) государств-членов, включенными в указанный единый реестр (далее - уполномоченные органы (организации)), по единой форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 г. № 100.

Таким образом, наличие паспорта является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент обращения с заявлением о выдаче дубликата паспорта самоходной машины изготовитель был ликвидирован, заслуживает внимания.

Из договора купли-продажи снегоболотохода № 540 от 17 июня 2013 г. установлено, что изготовителем указанной машины являлся ООО «Жуковский мотовелозавод», сведений об обратном не представлено (л.д. 8).

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия сообщило, что согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Жуковский мотовелозавод» зарегистрировано в качестве юридического лица 10 июля 2008 г. 17 июля 2015 г. указанное юридическое лицо изменило сведения о наименовании на ООО «Мототрейд» и адрес нахождения: Нижний Новгород, Бульвар Мира, дом 12, помещение П60. 24 октября 2016 г. ООО «Мототрейд» ликвидировано по решению учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (л.д. 99).

Факт ликвидации указанного изготовителя снегоболотохода подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 57-68).

С учётом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что с заявлением о выдаче дубликата паспорта самоходной машины в рассматриваемом случае Чураков Д.В. должен обратиться к изготовителю не соответствует установленным обстоятельствам, т.к. юридическое лицо – изготовитель снегоболотохода ликвидировано.

Следовательно, отсутствует возможность выдачи паспорта снегоболотохода изготовителем, в связи с чем в силу пункта 2 Постановления № 460 обязанность выдачи дубликата паспорта самоходной машины лежит на органе гостехнадзора, в качестве которого в спорных правоотношениях является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции в той части, в которой отказано в признании незаконным отказа в выдаче дубликата паспорта самоходной машины, заслуживают внимания.

Таким образом, в вышеназванной части решения выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела, в связи с чем в данной части решения суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с принятием нового решения об удовлетворении в этой части административных исковых требований.

Суд первой установив, что у административного истца на момент обращения с заявлением о регистрации снегоболотохода отсутствовал дубликат паспорта самоходной машины, признал законным отказ административного ответчика в регистрации указанной самоходной машины.

В данной части решение суда первой инстанции судебная коллегия считает законным и обоснованным.

В силу вышеназванных нормативно-правовых актов обязательным условием регистрации самоходной машины является наличие у её владельца паспорта самоходной машины или его дубликата.

В связи с отсутствием у Чуракова Д.В. паспорта самоходной машины или его дубликата административным ответчиком правомерно отказано в регистрации снегоболотохода <№>.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении административных исковых требований Чуракова Д.В. об оспаривании отказа в государственной регистрации снегоболотохода и возложении обязанности зарегистрировать снегоболотоход, т.к. такая обязанность возникнет у административного ответчика только после того, как будет выдан дубликат паспорта самоходной машины.

С учётом изложенного доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным отказа в регистрации снегоболотохода, отклоняются как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм права, подлежащих применению при регулировании спорных правоотношений в указанной выше части.

Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьёй 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьёй 196 настоящего Кодекса, не усматривается.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 февраля 2019 г. отменить в той части, в которой отказано в удовлетворении административных исковых требований Чуракова Дмитрия Вячеславовича о признании незаконным отказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия от 13 декабря 2018 г. в выдаче дубликата паспорта на снегоболотоход <№> заводской номер <№>.

Принять новое решение в указанной части.

Признать отказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия от 13 декабря 2018 г. в выдаче Чуракову Дмитрию Вячеславовичу дубликата паспорта на снегоболотоход <№> заводской номер <№>, не соответствующим пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации».

Обязать Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия выдать Чуракову Дмитрию Вячеславовичу дубликат паспорта на снегоболотоход <№> заводской номер <№>.

Об исполнении решения суда сообщить в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 февраля 2019 г. оставить без изменения, жалобу административного истца Чуракова Д.В. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

Председательствующий             Рђ.Рћ. Бажанов

СЃСѓРґСЊРё                                  Рћ.РЎ. Михеев

С.И. Филимонов

33а-974/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Чураков Дмитрий Вячеславович
Ответчики
Государственная инспекция Республики Мордовия по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Гостехнадзор Республики Мордовия
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Судья
Бажанов Александр Олегович
Дело на сайте суда
vs.mor.sudrf.ru
28.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее