Судья Прохорчук О.В. Дело №2-2701/2019
(первая инстанция)
№33-780/2020
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 марта 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Григоровой Ж.В.,
судей Сулеймановой А.С., Анашкиной И.А.,
при секретаре Малаховой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе по докладу судьи Сулеймановой А.С. апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения города Севастополя «Парки и скверы» на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 19 декабря 2019 года по гражданскому делу по иску Колтунова Е. Б. к Государственному бюджетному учреждению города Севастополя «Парки и скверы», третьи лица Правительство Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, о возмещении ущерба,
УСТАНОВИЛА:
Колтунов Е.Б. обратился в суд с иском к ГБУ города Севастополя «Парки и скверы», просил взыскать 145 506,86 рублей в возмещение ущерба
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец на своем автомобиле <данные изъяты>, двигался по проезжей части вдоль дома по <адрес> в <адрес>. Во время движения на автомобиль истца упало дерево, растущее у проезжей части и нанесло механические повреждения, что подтверждается постановлением ОМВД об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, фото и видео материалами. Собственником данного дерева является Правительство Севастополя, дерево находилось в оперативном управлении Департамента городского хозяйства города Севастополя. Ответственным лицом за содержание зеленых насаждений территории, на которой произрастало упавшее дерево, является ГБУ города Севастополя «Парки и скверы». Упавшее дерево имело дупло, было пустым внутри, при падении лопнуло вдоль ствола и развалилось на части, что говорит о том, что дерево находилось в больном, аварийном состоянии. В настоящее время дерево спилено и увезено в неизвестном направлении. Таким образом, ответчик в нарушение постановления Правительства Севастополя № 480 от 14 ноября 2014 года ненадлежащим образом не занимался санитарной и омолаживающей обрезками кроны и не ставил вопрос о его сносе (спиле). В результате падения дерева истцу причинен материальный ущерб согласно акту экспертного исследования ООО «Легист» с учетом износа на заменяемые детали 145 506,86 рублей.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 19 декабря 2019 иск удовлетворен. Взыскано с Государственного бюджетного учреждения города Севастополя «Парки и скверы» в пользу Колтунова Е.Б. в счет возмещения материального ущерба 145 506,86 рублей, судебные расходы в размере 14 410 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик ГБУ «Парки и скверы» просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований иска отказать. Указывает, что в соответствии с законодательством города Севастополя инвентаризация зеленых насаждений осуществляется Департаментом городского хозяйства города Севастополя. Снос аварийных деревьев осуществляется предприятием, на балансе которого находятся зеленые насаждения, в соответствии с актом обследования. При этом оценку состояния зеленых насаждений осуществляют либо специализированные учреждения, либо городская комиссия по обследованию качественного состояния зеленых насаждений. В городе Севастополе такая оценка находится в компетенции Управления благоустройства Департамента городского хозяйства города Севастополя, Севприроднадзора с привлечением иных лиц. Сведения о состоянии элементов благоустройства направляются в эксплуатационные организации, где принимаются соответствующие меры. Зеленые насаждения по ул. Суворова в городе Севастополе, а также земельный участок, на котором произошло падение дерева, на баланс ГБУ «Парки и скверы» не предавались, ГБУ «Парки и скверы» не ведет учет зеленых насаждений, высаженных ранее сторонними организациями, не производит их обследование на предмет сухостойкости и аварийности. Акты оценки зеленых насаждений в ГБУ «Парки и скверы» также не поступали, поручений о проведении инвентаризации зеленых насаждений в отношении учреждения не издавалось, учреждение не имеет полномочий определять аварийные и сухостойные деревья с последующим спилом, и не могло произвести спил аварийного дерева.
В возражениях на апелляционную жалобу Правительство Севастополя просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ГБУ «Парки и скверы» - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители третьих лиц Правительства Севастополя, Департамента городского хозяйства города Севастополя, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Севастопольского городского суда.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГБУ г. Севастополя «Парки и скверы» – Панибог В.А., действующий на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Истец Колтунов Е.Б. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил отказать в ее удовлетворении.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив указанные доводы, доводы возражений, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы.
Как установлено районным судом и следует из материалов дела истец Колтунов Е.Б. является собственником автомобиля <данные изъяты>, что подтверждается ПТС <адрес> (л.д.9).
Постановлением ст. УУП ОМВД по Ленинскому району г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела по сообщению Колтунова Е.Б. в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 167 УК РФ за отсутствием состава преступления. В ходе проведения проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 17-40 в районе <адрес> напротив поликлиники №110 ЧФ РФ на автомобиль истца упало дерево. В ходе изучения материала проверки установлено, что автомобиль, принадлежащий Колтунову Е.Б., был поврежден из-за природных явлений.
Согласно акту экспертного исследования ООО «Легист» №-А от ДД.ММ.ГГГГ стоимость восстановительного ремонта транспортного средства <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска, составляет (с учетом износа на заменяемые детали) 145 506,86 рублей. За проведение указанного исследования истцом произведена оплата в размере 10 000,00 рублей.
В соответствии с приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 24 мая 2019 года №228-ОД «Об утверждении перечня мест общего пользования и перечня мероприятий по благоустройству, проводимых на их территории за счет средств бюджета города Севастополя, и признании некоторых приказов Департамента городского хозяйства города Севастополя утратившими силу» в целях осуществления мероприятий, обеспечивающих надлежащее санитарно-эпидемиологическое состояние территорий общего пользования города Севастополя полномочиями в части содержания зеленых насаждений зеленой зоны <адрес> общей площадью 158 кв. м., а также зеленая зона парков, скверов, бульваров по <адрес> общей площадью 2126 кв. м., возложены на ГБУ города Севастополя «Парки и скверы» (приложение № 3 к приказу Департамента городского хозяйства города Севастополя от 24 мая 2019 года №228-ОД).
Согласно пункту 2.2 Устава ГБУ города Севастополя «Парки и скверы», утвержденного приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 03 июня 2019 года №246-ОД, основной целью деятельности, для которой создано ГБУ «Парки и скверы», является обеспечение реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти города Севастополя в сфере благоустройства парков, скверов, зеленых зон территории общего пользования города Севастополя.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.3 Устава ответчика для достижения вышеуказанных целей ГБУ «Парки и скверы» осуществляет в установленном законодательством РФ порядке содержание зеленых насаждений.
Руководствуясь статьями 15, 210, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», Правилами благоустройства территории города Севастополя, утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 03 ноября 2017 года № 844-ПП, на основании выше установленных обстоятельств районный суд пришел к выводу о том, что полномочия по содержанию зеленых насаждений в месте причинения ущерба имуществу истца возложены на ответчика ГБУ города Севастополя «Парки и скверы», которое допустило виновное бездействие, приведшее к причинению материального ущерба истцу Колтунову Е.Б. При этом суд, отклоняя возражения ответчика, указал, что отсутствие реестра зеленых насаждений, отсутствие на балансе ответчика зеленых насаждений, не являются основаниями для его бездействия по осуществлению ухода за зелеными насаждениями, оценке их состояния, тем более учитывая, что приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 24 мая 2019 года №228-ОД зеленая зона <адрес> общей площадью 158 кв. м., а также зеленая зона парков, скверов, бульваров по <адрес> общей площадью 2126 кв. переданы ГБУ города Севастополя «Парки и скверы» именно с целью осуществления полномочий в части содержания зеленых насаждений.
С выводами районного суда судебная коллегия в полной мере соглашается, так как они основаны на имеющихся в деле доказательствах, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при правильном применении материальных норм права.
В соответствии с пунктом 1, пунктом 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В силу положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из анализа указанных правовых норм следует распределение бремени доказывания следующим образом: доказательства отсутствия вины в причинении вреда имуществу представляет ответчик, а потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения ущерба, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред (ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом вина причинителя вреда является общим условием ответственности за причинение вреда - причинитель вреда освобождается от возмещения вреда только тогда, когда докажет, что вред причинен не по его вине. Каких-либо иных условий для наступления ответственности причинителя вреда закон не содержит.
Ответчик в обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что не является надлежащим ответчиком по делу. Размер причиненного ущерба им не оспаривается, ответчик также не ссылается на то, что падение дерева являлось последствием форс-мажорных неблагоприятных условий.
Оценивая доводы апелляционной жалобы относительно того, что ответчик не несет ответственности за причинение вреда имуществу истца, судебная коллегия полагает их необоснованными.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Руководствуясь Уставом города Севастополя, Законом города Севастополя от 30 апреля 2014 года №5-ЗС «О Правительстве Севастополя», в целях обеспечения комплексного подхода к организации мероприятий по благоустройству на территории города Севастополя постановлением Правительства Севастополя от 03 ноября 2017 года №844-ПП утверждены Правила благоустройства территории города Севастополя (далее - Правила), которые регламентируют права и обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя, граждан в сфере благоустройства и содержания территорий, объектов и элементов благоустройства и определяют требования к благоустройству территорий предприятий, учреждений, организаций и физических лиц.
Согласно пункту 28.9 Правил благоустройства, создание и содержание зеленых насаждений за счет средств бюджета города Севастополя осуществляется специализированными организациями на основании государственных договоров (контрактов), заключаемых в соответствии с действующим законодательством.
При этом содержание зеленых насаждений определяется в пункте 1.2 Правил как деятельность по поддержанию функционального состояния (обработка почвы, полив, внесение удобрений, обрезка крон деревьев и кустарников и иные мероприятия) и восстановлению зеленых насаждений; а благоустройство территории – как комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.
В соответствии с пунктом 28.15.1. Правил благоустройства оформление разрешительных документов (порубочного билета) на снос, обрезку и пересадку зеленых насаждений осуществляет уполномоченный исполнительный орган государственной власти города Севастополя в соответствии с Порядком сноса, пересадки и обрезки зеленых насаждений в городе Севастополе, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 14 ноября 2014 года №480, и административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче порубочного билета на снос, пересадку и обрезку зеленых насаждений на территории города Севастополя.
Для устранения аварийных и других чрезвычайных ситуаций обрезка, вырубка (уничтожение) зеленых насаждений может проводиться без оформления порубочного билета, который должен быть оформлен после произведенных работ. (пункт 28.15.4. Правил)
В соответствии с пунктами 3,4 Порядка сноса, пересадки и обрезки зеленых насаждений в городе Севастополе, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 14 ноября 2014 года №480, снос, пересадка и обрезка зеленых насаждений на территории города Севастополя осуществляются по решению комиссии по обследованию качественного состояния зеленых насаждений (далее - Комиссия) на основании порубочного билета (кроме случаев, предусмотренных пунктами 7 - 11.1 настоящего Порядка). Снос аварийных, сухостойных и фаутных деревьев на объекте благоустройства осуществляет предприятие, учреждение, организация, на балансе которого находятся зеленые насаждения объекта благоустройства, в соответствии с актом обследования зеленых насаждений, который составляется согласно пункту 4 настоящего Порядка. В силу пункта 4 Порядка основанием для принятия решения комиссии является заявление юридического или физического лица (далее - заявитель) о сносе, пересадке или обрезке зеленых насаждений.
В силу пунктов 2, 16.2 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Выдача порубочного билета на снос, пересадку и обрезку земельных насаждений на территории города Севастополя», предоставление данной услуги осуществляется Департаментом городского хозяйства города Севастополя. С заявлением о выдаче порубочного билета заинтересованным лицом предоставляется документ, подтверждающий наличие законного права на земельный участок либо документ, предоставляющий право на проведение работ по благоустройству.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что снос аварийных, сухостойных и фаутных деревьев осуществляется по решению комиссии на основании порубочного билета или без него на основании заявления лица, являющегося законным владельцем зеленых насаждений.
Таковым является ответчик ГБУ города Севастополя «Парки и скверы», на которого в соответствии с Уставом, а также приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 24 мая 2019 года №228-ОД возложена обязанность по содержанию зеленых насаждений по <адрес>, а также по благоустройству парков, зеленых зон территории общего пользования города Севастополя, согласно Приложению№ 3 (л.д. 100 оборот, л.д. 118, л.д. 152 т.1). Однако с таким заявлением ответчик в Департамент городского хозяйства не обращался, чем допустил виновное бездействие, на что обоснованно указано районным судом.
Неисполнение Департаментом городского хозяйства города Севастополя обязательств по инвентаризации зеленых насаждений, а также отсутствие оценки состояния зеленых насаждений компетентными организациями сами по себе не означают отсутствие вины ответчика в надлежащем контроле за состоянием зеленых насаждений, поскольку не доказано, что ответчиком были предприняты все необходимые меры и исчерпаны все возможности для исполнения обязанности по предотвращению вреда.
Основания к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 19 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Государственного бюджетного учреждения города Севастополя «Парки и скверы» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке.
Председательствующий: Ж. В. Григорова
Судьи: А. С. Сулейманова
И. А. Анашкина