Дело № 2а-1574/2021
УИД 21RS0022-01-2021-001887-05
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июля 2021 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Ксенофонтов И.Г., при секретаре судебного заседания Мартьяновой М.С.,
с участием помощника прокурора г. Новочебоксарск Петрова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора г.Новочебоксарск в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет-странице, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточненний, о признании информации, размещенной на Интернет-странице https://msk12.bars-magnity.com/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Требования административного иска мотивированы тем, что прокуратурой города была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой было установлено, что в свободном доступе на Интернет-сайте <данные изъяты> с автоматическим переходом на Интернет-сайт <данные изъяты> размещена информация о способах обмана (остановки) приборов учета коммунальных услуг, а также о продаже магнитов, приборов учета с устойством, позволяющих остановить учет потребляемых коммунальных ресурсов. Вход на указанный сайт свободный, не требует дополнительной регистрации. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование, распространение отсутствует. Решением № 2а-242/2021 от ДД.ММ.ГГГГ Тербунским районным судом Липецкой области поступ к Интернет-сайту <данные изъяты> ограничен. Так как распространение информации о способах обмана (остановки) приборов учета коммунальных услуг, а также о продаже магнитов, приборов учета с устойством, позволяющих остановить учет потребляемых коммунальных ресурсов, противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора г. Новочебоксарск Петров Д.А. требования административного искового заявления, с учетом уточнений, поддержал в полном объеме по изложенным в административном иске доводам, вновь приведя их суду.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, предоставив в материалы письменный отзыв, в котором указала на рассмотрение дела в отсутствие ее представителя.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2.2 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно части 4 ст.29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Правовые основы деятельности в области связи и информации на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральными законами «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Распространение информации в сети «Интернет» и доступ несовершеннолетних и граждан к ней с помощью Интернет-провайдеров, попадает в сферу регулирования Федерального закона №149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее - Закон №149-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Закона №149-ФЗ, информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
В силу ст. 3 указанного закона основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе, принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
Статьей 9 Закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 ст. 10 Закона №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Пунктом 6 указанной статьи Закона запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
На основании ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом на собственников помещений возложена обязанность по оснащению этих помещений приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 определено, что потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку (п.п. «г» п. 34 Правил).
Согласно п.п. «г» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
Установка различных устройств, останавливающих приборы учета коммунальных ресурсов, вскрытие и незаметное удаление пломб с приборов учета и последующая неоплата использованных воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа является противоправным деянием, за которое может наступить, в том числе, административная или уголовная ответственность по ст. 7.19 КоАП РФ или ст. 165 УК РФ, соответственно. Возможным негативным последствием указанных противоправных действий является увеличение платы за общедомовые приборы учета в связи с распределением расходов на потребляемые коммунальные ресурсы между жильцами многокваритирного жилого дома.
Так, судом установлено, что прокуратурой г. Новочебоксарск была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой была проверена Интернет-страница: <данные изъяты>, по результатам проверки которой установлено, что на указанном сайте содержится информация о способах обмана (остановки) приборов учета коммунальных услуг, а также о продаже магнитов, приборов учета с устойством, позволяющих остановить учет потребляемых коммунальных ресурсов. Вход на указанный сайт свободный, не требует дополнительной регистрации. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование, распространение отсутствует.
В обоснование и в доказательство доводов суду представлены распечатки с Интернет-страницы (скриншоты) о наличии такой информации и об отсутствии препятствий к доступу к данной информации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что на указанном интернет-сайте указана и распорстраняется информация о способах обмана (остановки) приборов учета коммунальных услуг, а также о продаже магнитов на счетчики, за занятие которой предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Таким образом, в силу положений части 6 ст. 10 Закона №149-ФЗ, информация, размещенная на Интернет - странице <данные изъяты>/, содержащей сведения о способах обмана (остановки) приборов учета коммунальных услуг, а также о продаже магнитов, приборов учета с устойством, позволяющих остановить учет потребляемых коммунальных ресурсов, относится к запрещенной для распространению на территории Российской Федерации.
С учетом изложенного, доступ к сайту, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт.
В силу части 1 ст. 15.1 Закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет». Согласно части 2 той же статьи в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие указанную информацию.
Основанием для включения в Реестр указанных сведений является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 ст. 15.1 Закона №149-ФЗ).
При таких обстоятельствах подлежат удовлетворению требования прокурора о признании информации, размещенной на Интернет-странице: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать информацию, размещенную на страницах сайта с URL-адресом: <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению путем его направления в Территориальный отдел в Чувашской Республике Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу для внесения сведений в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.
Судья Ксенофонтов И.Г.
Мотивированное решение составлено 16 июля 2021 года