Дело № 2-2099/2021
24RS0013-01-2021-000411-82
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2021 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Адиканко Л.Г.
при секретаре Рябцевой Т.И.,
с участием помощника прокурора Емельяновского района ФИО4,
представителя администрации Емельяновского района ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Емельяновского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Емельяновского района Красноярского края о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Емельяновского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Емельяновского района Красноярского края, в котором просил обязать ответчика организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях для лиц, имеющих право на получение данного вида образования, путём создания дополнительных мест.
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе рассмотрения обращения Просековой о не предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении малолетнему ребенку, установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в очереди на предоставление места в дошкольные образовательные учреждения Емельяновского района состоит 2061 ребёнок, из которых 1452 ребенка в возврате до 3 лет и 609 детей от 3 до 7 лет. В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Емельяновского района вносились представления об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых требования прокурора признаны обоснованными, однако, их исполнение невозможно в связи со значительной стоимостью строительства нового здания дошкольного образовательного учреждения.
В судебном заседании помощник прокурора Емельяновского района ФИО4 требования иска поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации Емельяновского района Красноярского края ФИО7 в судебном заседании требования прокурора не признала, пояснила, что администрацией Емельяновского района принимаются меры к исправлению ситуации. В отсутствие в бюджете средств, строительство новых дошкольных учреждений невозможно. Для проведения ремонтных работ в двух детских садах были заключены контракты, которые расторгнуты в связи с неисполнением подрядчиками договорных обязательств. В отсутствие конкретизации иска в части способа создания дополнительных мест и муниципальных районов на территории района, исполнение решения, в случае удовлетворения иска, будет вызывать много вопросов.
Представитель Министерства образования Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом.
Выслушав явившихся участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает ФИО1 правовым социальным государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (ст. 43, части 1 и 2, Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства. Положения статьи 43 Конституции РФ, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее статьи 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в ФИО1 обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (статья 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).
В соответствии с ч.1 ст. 64 указанного Федерального закона, дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Пунктом 2 ст. 64 Закона об образовании установлено, что образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми (п. 1 ст. 65 Закона об образовании).
В соответствии с ч.1 ст. 67 названного Федерального закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
В силу п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию, ликвидацию муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п.11 ч. 1 ст.15 и п.13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территориях муниципального района и городского округа, а также организация содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом установленных федеральных гарантий относятся к вопросам местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные статьей 17 названного Федерального закона, должны реализовываться с соблюдением иных федеральных законов. В области образования к полномочиям органов местного самоуправления относится создание и финансирование образовательных учреждений.
В соответствии с п.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обосновании своих требований и возражений.
Как установлено в судебном заседании, в связи с поступлением обращения ФИО5 и ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении прав малолетнего ФИО6 не предоставлением места в дошкольном образовательном учреждении, прокуратурой Емельяновского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в очереди на предоставление места в дошкольные образовательные учреждения Емельяновского района состоит 2061 ребёнок, из которых 1452 ребенка в возврате до 3 лет и 609 детей - от 3 до 7 лет.
В связи с выявленными нарушениями законодательства об образовании в части не предоставления мест в дошкольных образовательных учреждениях, расположенных на территории муниципального района, ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора района в адрес Главы Емельяновского района внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании (л.д. 42-46).
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ администрация сообщила, что администрация Емельяновского района не располагает значительными материальными ресурсами, необходимыми для строительства образовательных учреждений; неоднократные обращения в адрес Правительства Красноярского края, Министерства образования Красноярского края о необходимости строительства образовательных учреждений положительного решения не повлекли. Денежные средства из краевого бюджета для Емельяновского района на соответствующие цели не запланированы (л.д. 46-47).
Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы администрации Емельяновского района прокурором также вносилось представление об устранении нарушений законодательства об образовании (л.д. 35-38).
По результатам рассмотрения представления, ДД.ММ.ГГГГ администрация Емельяновского района сообщила прокурору о согласии с требованиями прокурора, при этом указала, что для решения возникшей проблемы администрация района неоднократно обращалась в Министерство образования Красноярского края с письмами о необходимости строительства новых образовательных учреждений на территории <адрес> и в других населенных пунктах <адрес>. По информации, полученной из Министерства образования <адрес>, предварительно согласовано строительство школы на 450 учащихся с дошкольными группами на 100 мест в <адрес>, рассматривается вопрос о включении данного объекта в перечень строек и объектов на 2019-2020 годы (л.д. 39-41).
ДД.ММ.ГГГГ прокурором в адрес Главы администрации <адрес> было внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании (л.д. 28-31), ответ на которое дан администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого, комплектование дошкольных учреждений <адрес> осуществляется на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп муниципальных образовательных учреждений <адрес>». Сообщено, что администрация <адрес> и МКУ «Управление образованием администрации <адрес>» неоднократно обращались в Министерство образования <адрес> с просьбой включить строительство школы – детского сада в <адрес> в перечень строек и объектов, финансируемых за счёт средств краевого бюджета.
Факт обращений администрации <адрес> в адрес <адрес>, Министерства образования <адрес> с просьбами включения <адрес> в перечень строек и объектов, финансируемых за счет средств краевого бюджета, подтвержден материалами дела (л.д. 16-17, 18-19, 20-21, 22-23, 48-49).
Материалами дела также подтверждается, что в целях осуществления ремонтных работ и поддержания существующих МБДОУ, администрацией <адрес> были заключены контракты на выполнение работ по капитальному ремонту здания детского сада «Радуга», а также на реконструкцию детского сада <адрес> Яр.
Из представленных суду материалов, на ДД.ММ.ГГГГ численность детей дошкольного возраста, состоящих на очереди в дошкольные учреждения <адрес> по возрастам составляла: от 0 до 1,5 лет – 131 человека, от 1,5 до 3 лет – 177 человек, от 3 до 7 лет – 139 человек.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в очереди состоит 1631 человек, в том числе, в возрасте от 0 до 1 года – 297 человек, от 1 до 1,5 лет – 238 человек, от 1,5 до 3 лет – 713 человек, от 3 до 7 лет – 369 человек.
Таким образом, суд находит, что принимаемые администрацией <адрес> меры по предоставлению мест в дошкольных образовательных учреждениях, явно недостаточны.
Абзацем 4 пункта 2.1. Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П определено, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Для реализации этого права органы муниципальных образований обязаны создать достаточную сеть муниципальных дошкольных учреждений, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста в получении услуги. При этом, предоставление места в детском саду должно учитывать требования территориальной доступности.
Исходя из изложенного, суд полагает, что недостаточность собственных средств муниципального образования на организацию дошкольных учреждений не свидетельствует о правомерности бездействия администрации <адрес>, учитывая, что финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления.
Заключение муниципальных контрактов о реконструкции здания МБОУ «Каменноярский детский сад», а также о выполнении капитального ремонта МБДОУ «Радуга», не является основанием полагать требования иска прокурора необоснованными, поскольку функционирование данных учреждений не повлечет обеспечение всех желающих, числящихся в очереди, местами в детских дошкольных учреждениях.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
По убеждению суда, приведенные представителем ответчика доводы о невозможности строительства образовательных учреждений на территории <адрес> в связи с установлением приаэродромной территории аэродрома «Красноярск», основанием для освобождения об обязанности предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования не являются, поскольку доказательств обращения ответчика с заявлением о согласовании строительства в компетентные органы и отказов в таком согласовании, не представлено; в ходе судебного разбирательства представитель администрации <адрес> пояснял, что такие обращения не направлялись.
Исходя из анализа вышеприведенных обстоятельств в совокупности с нормами правового регулирования спорных правоотношений, учитывая, что важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется на основе конституционного принципа юридического равенства, суд приходит к выводу об том, что требования иска подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Емельяновского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Емельяновского района Красноярского края о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях для лиц, имеющих право на получение данного вида образования, путём создания дополнительных мест.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения (01.12.2021).
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко