11RS0009-01-2019-000829-12
Дело № 2а-4/2020
Решение
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Мишиной О.Н.,
при секретаре судебного заседания Гариповой И.А.,
с участием посредством видеоконференц-связи истца Бицадзе Д.А.,
представителя ответчика ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми Манов А.И.,
помощника Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Соколов А.С.
рассмотрев 30 июня 2020 года в г. Емве в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бицадзе Д. А. о признании незаконным акта от 11.07.2019, постановления от 17.07.2019 года о водворении его в помещение камерного типа, о признании незаконным заключения медицинского работника от 17.07.2019 года о возможности его содержания в помещении камерного типа, о признании действий администрации ФКУ ИК-42 ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми незаконным по неоказанию медицинской помощи, не предоставлению ему, как больному сахарным диабетом, необходимого питания, не обеспечение постельными принадлежностями и вещевым довольствием,
установил:
Бицадзе Д.А. обратился в суд с административным иском о признании незаконным акта от 11.07.2019, постановления от 17.07.2019 года о водворении его в помещение камерного типа, о признании незаконным заключения медицинского работника от 17.07.2019 года о возможности его содержания в помещении камерного типа, о признании действий администрации ФКУ ИК-42 ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми незаконным по неоказанию медицинской помощи, не предоставлению ему, как больному сахарным диабетом, необходимого питания, не обеспечение постельными принадлежностями и вещевым довольствием.
К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФКУЗ Медико - санитарная часть №11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России.
Также к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечена Прокуратура Республики Коми, территориальный орган Росздравнадзора по Республике Коми.
Бицадзе Д.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования и доводы, указанные в иске.
Представитель ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми Манов А.И. в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями.
Представитель Прокуратуры Республики Коми - помощник Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Соколов А.С. полагал, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Представитель ФКУЗ Медико - санитарная часть №11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ рассмотрел дело в отсутствии неявившихся участников процесса.
Суд, выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, В силу положений ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из смысла статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что для принятия судом решения о признании решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием. Предусмотренная законом совокупность условий, необходимая для удовлетворения требований, по делу имеется.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Предметом оспаривания по настоящему административному делу является обжалование административным истцом действий сотрудников ФКУ ИК-42 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным акта и постановления от 17.07.2019 года о водворении в помещение камерного типа; о признании незаконным заключения медицинского работника от 17.07.2019 года о возможности его содержания в помещении камерного типа, о признании действий администрации ФКУ ИК-42 ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми незаконным по неоказанию медицинской помощи, не предоставлению ему, как больному сахарным диабетом, необходимого питания, не обеспечение постельными принадлежностями и вещевым довольствием.
Из материалов дела следует, что Бицадзе Д.А. <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, отбывает меру уголовного наказания в ФКУ ИК-42 ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми с 01.08.2018 года по настоящее время.
Рассматривая требование о признании незаконным акта и постановления от 17.07.2019 года о водворении административного истца в помещение камерного типа, суд приходит к следующему.
Согласно статьям 10, 11 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ, что обязывает осужденных соблюдать требования федеральных законов, определяющие порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
В соответствии с частью 1 статьи 82 УИК РФ, режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В силу статьи 82 УИК РФ, в целях обеспечения режима в исправительных учреждениях приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила), согласованные с Генеральной прокуратурой РФ, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ 26 декабря 2016 года, регистрационный номер 44930.
Правила подготовлены в соответствии с требованиями международных стандартов и Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - УИС), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 года N 1772-р., утверждены федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных полномочий, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно п. 20 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 года N 295 в каждом ИУ устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств.
Распорядок дня на основе примерного распорядка дня осужденных утверждается приказом начальника ИУ, доводится до сведения администрации ИУ и осужденных и размещается в общедоступных местах в виде наглядной информации (п. 22 Приказа).
Осужденные обязаны исполнять требования законов Российской Федерации и Правил, соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ (п. 16 Правил).
Согласно п.17 Правил осужденным запрещается без разрешения администрации ИУ находиться на спальных местах в не отведенное для сна время.
В соответствии с частью 1 статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания: а) выговор; б) дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей; в) водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток; г) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев; д) перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года; е) перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев.
Согласно части 1 статьи 117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья. Порядок проведения медицинского осмотра и выдачи указанного медицинского заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 4 ст. 117 УИК РФ).
Выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания только в письменной форме. Взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего (часть 2 данной статьи).
В соответствии с ч.7 ст.117 УИК РФ осужденные женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет в доме ребенка исправительного учреждения, и осужденные женщины, освобожденные от работы по беременности и родам, а также осужденные, являющиеся инвалидами I группы, в штрафной изолятор, помещения камерного типа и единые помещения камерного типа не переводятся.
Согласно п. 14 приказа Минюста №282 от 09.08.2011 "Об утверждении Порядка проведения медицинского осмотра перед переводом осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры, а также водворением в штрафные и дисциплинарные изоляторы и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в указанных помещениях по состоянию здоровья" основанием для вынесения медицинского заключения о невозможности нахождения осужденного в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа, одиночной камере, штрафном или дисциплинарном изоляторе является заболевание, травма либо иное состояние, требующее оказания неотложной помощи, лечения либо наблюдения в стационарных условиях (в том числе в медицинской части).
Из материалов дела следует, что сотрудниками ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по РК 11.07.2019 составлен Акт №850, в котором указано, что 11.07.2019 в 05 часов 43 минуты, во время обхода спального помещения отряда СУОН сотрудниками администрации ИК-42 обнаружено, что Бицадзе Д.А. без разрешения администрации ИУ находился на своем спальном месте в неотведенное для сна время, чем нарушил п. 17 гл. 3 Правил (л.д.52).
В тот же день Бицадзе Д.А. по данному факту написал собственноручно объяснение, в котором указал, что 11.07.2019 в 05час.43 мин. находился на спальном месте, поскольку страдает тяжелым хроническим заболеванием «сахарный диабет», а в учреждении ему не оказывают медицинскую помощь, диетическое питание от чего сильно ухудшилось его состояние здоровья, просит провести проверку по данному факту…(л.д.53).
Согласно медицинской справки, подписанной сотрудником МСЧ №11 Бицадзе Д.А. на момент совершения нарушения установленного порядка отбывания наказания 11.07.2019 года, освобождений от мероприятий согласно распорядка не имел. Постельного режима нет (л.д.55).
С целью проверки вышеуказанной информации указанной в справке, в ходе судебного заседания исследован журнал регистрации пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях ФКУ ИК-42, который ведет начальник отряда, из которого следует, что 10-11.07.2019 года отсутствует запись об обращении Бицадзе Д.А. за медицинской помощью (л.д.193-194).
В справке, подписанной начальником отряда ОВР с О ФКУ ИК-42 УФСИН Росси по РК указано, что с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений утвержденных Приказом Министерства Юстиции РФ №295 от 16.12.2016 года, приказом начальника ИК-42 от 19.11.2018 года №626 и действующим распорядком дня в ФКУ ИК-42, приказом начальнику УФСИН России РК от 23.01.2017 №22 «Об утверждении образцов заправки спальных мест осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Коми» Бицадзе Д.А. ознакомлен по прибытию в ФКУ ИК-42 путем прочтения вслух (л.д.56).
В соответствии с распорядком дня для осужденных, содержащихся в ОСУОН ФКУ ИК-42 ОИУ ОУХД УФСИН Росси по РК, утвержденных начальником ФКУ ИК-42 ОИУ ОУХД УФСИН России по РК, приложение к приказу №626 от 19.11.2018 года, подъем 05:30- 05:35 (л.д.122).
Согласно справке о поощрениях и взысканиях от 16.07.2019 года, Бицадзе Д.А. на момент привлечения его к дисциплинарной ответственности поощрений не имеет, допустил 45 нарушений установленного порядка отбывания наказания (26.09.2018 года признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и решением административной комиссии от 26.09.2018 года переведен из обычных условий отбывания наказания в строгие, 8 месяцев ЕПКТ) (л.д.62-64).
Начальником ИК-42 17.07.2019 года подписано постановление о переводе Бицадзе Д.А. в помещение камерного типа сроком на 4 месяца. Из текста постановления следует, что основанием для его вынесения явились обстоятельства вышеуказанного Акта №850. При назначении наказания учитывалась, что Бицадзе Д.А. зарекомендовал себя с отрицательной стороны, ранее неоднократно допускал различные нарушения установленного порядка отбывания наказания, за что привлекался к дисциплинарной ответственности в виде водворения в штрафной изолятор, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, на проводимые с ним воспитательные мероприятия не реагирует, своим поведением отрицательно влияет на других осужденных, в этой связи необходимо применение наиболее строгих мер дисциплинарного воздействия (л.д.61). Бицадзе Д.А. отказался от ознакомления с данным постановлением, о чем указано в Акте от 17.07.2019 года (л.д.65).
Судом установлено, что обжалуемый административным истцом Акт и постановление были предметом проведения проверки Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по его обращению по результатам которой было установлено, что оснований для удовлетворения обращения и принятии мер прокурорского реагирования не установлено (л.д.187-190).
Проверяя доводы административного истца, в ходе судебного заседания допрошены сотрудники ИК-42, составившие обжалуемый Акт о нарушении установленного порядка отбывания.
Так свидетель ФИО10 суду пояснил, что помнит о том, что Бицадзе Д.А. лежал на спальном месте в неположенное время при этом жалоб на состояние здоровья от него не поступало. У него были претензии по поводу того, что слишком рано его поднимают.
Свидетель ФИО11 дал аналогичные показания
ФИО12 не согласился с показаниями данных свидетелей, однако на вопросы суда пояснил, что конфликтов с данными сотрудниками у него не было, основания для дачи ложных показаний не указал. (л.д.197-201).
Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что факт совершения Бицадзе Д.А. нарушения в указанную дату нашел свое подтверждение, дисциплинарное взыскание применено должностным лицом в соответствии со статьями 115, 117, 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Также суд учитывает, что административный истец в нарушение положений части 11, пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказал нарушение своих прав, свобод и законных интересов решением административного ответчика ФКУ ИК-42ОУХД УФСИН России по Республике Коми от 17 июля 2019 года.
По требованию о признании незаконным заключения медицинского работника от 17.07.2019 года о возможности его содержания в помещении камерного типа, неоказанию медицинской помощи, не предоставление ему, как больному сахарным диабетом, необходимого питания, суд приходит к следующему.
На основании части 6 статьи 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях.
В соответствии с Федеральным законом № 323 от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» каждый гражданин имеет право на охрану здоровья (статья 18) и право на медицинскую помощь (статья 19).
Правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно исполнительной системы в настоящее время регламентируются Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы».
Медицинское обеспечение в филиалах ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России организовано в соответствии с требованиями законодательства РФ. Правовую основу деятельности составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, международно-правовые акты, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также федеральных министерств, служб и агентств, изданные в пределах их компетенции, приказы и распоряжения ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, Положение о филиалах ФКУЗ МСЧ-11 ФСНП России.
В филиале «Медицинская часть № 11» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, дислоцирующемся при ИК-42, осужденный наблюдается с диагнозом: «Сахарный диабет I типа, цел. НЪ <7%. Диабетическая полиневропатия нижних конечностей, вегето-сенсорная форма. Диабетическая непролиферативная ангиопатия 1-Н ст. Гиперметропический астигматизм ОД. Избыточная масса тела. ХБПI степени. Гемангиома правой доли печени». Осужденный Бицадзе Д.А. является инвалидом Ш группы (бессрочно)(л.д.47).
На основании заявления фельдшера медицинской части №11 ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России от 07.08.2018 начальником ФКУ ИК-42 ОИУ ОУХД УФСИН России по РК 08.08.2018 издан приказ №384 ос о зачислении осужденного Бицадзе Д.А. на питание по нормам установленным для больных по норме питания приложения №5 п.2В приказа МЮ РФ №48 от 26.02.2016 (л.д.40).
Из материалов дела следует, что 17.07.2019 года ФИО12 был освидетельствован сотрудником МСЧ №11 на предмет возможности содержания в ПКТ. В медицинском заключении указано, что жалобы осужденный не предъявляет, данные объективного осмотра. Заключение - по состоянию здоровья может содержаться в ПКТ (л.д.46).
Судом установлено, что фельдшером медицинской части №11 ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России от 17.07.2019 года заключение составлено на бланке, указанному в Приложении N 3к Порядку организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы Приказа Минюста России от 28.12.2017 N 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы».
В ходе судебного заседания исследован журнал регистрации пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях ФКУ ИК-42, из которого следует, что имеется запись о проведении 17.07.2019 года медицинского осмотра в отношении ФИО12 (л.д.123-124).
Для проверки доводов сторон, в ходе судебного заседания допрошен в качестве свидетеля начальник медицинской части №11 ФКУ ИК-42 УФСИН России по Республике Коми – ФИО13, который суду показал, что по прибытии в колонию ФИО12 как лицо, имеющее заболевание сахарный диабет был поставлен на добавочное питание. Данный осужденный по назначению врача больницы№18 получает инсулин, который получает медицинская часть централизованно, проблем с инсулином никогда не было, жалобы на ухудшение состояния здоровья от данного осужденного не поступали. Пояснил, что фельдшер медицинской части имеет право проводить осмотры осужденных перед помещением их в ПКТ. Условия содержания осужденных в ПКТ нормальные, имеется вентиляция, в том числе принудительная, стоят пластиковые окна, все покрашено, полы хорошие, грибка нет. Осмотр проводится ежедневно (л.д.199-200).
Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (часть третья статьи 101 Кодекса).
Судом установлено, что в ходе надзорных мероприятий, осуществленных специалистами филиала «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в отношении ИК-42 в 2018-2019 годах установлено, что: камеры ШИЗО-ПКТ ИК-42 оборудованы вентиляцией с естественным побуждением и вытяжной вентиляцией без механического побуждения (вытяжные каналы), что допускается требованиями п.4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10). Возможность проветривания через форточки имеется.
Уборка жилых помещений ШИЗО-ПКТ проводится регулярно с применением моющих и дезинфицирующих средств. Санитарное состояние жилых помещений ШИЗО-ПКТ удовлетворительное.
В ходе проверки производились замеры параметров микроклимата прибором «Метеоскоп-М» в камерах ШИЗО-ПКТ. Температурный режим в камерах соблюдается: результаты замеров соответствуют требованиям п.4.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 (л.д.172-182).
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) от 2 сентября 2016 г. N 696 г. утвержден Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых питанием осуществляется на основании ежедневных справок, составляемых и направляемых в бухгалтерию учреждения уголовно-исполнительной системы (далее также - УИС) подразделениями интендантского и хозяйственного обеспечения, утверждаемых начальником учреждения УИС, об общей численности осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждении УИС. В справке указывается число осужденных, подозреваемых и обвиняемых по каждой категории лиц, в отношении которых предусмотрена соответствующая норма питания. Справка составляется на основании письменных данных о количестве лиц, содержащихся в учреждении УИС, полученных в дежурной части и подразделении специального учета учреждения УИС, а также сведений медицинского подразделения, осуществляющего в учреждении УИС медицинское обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых, о количестве больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания, в виде списков. Утвержденные начальником учреждения УИС справки, а также списки осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания, передаются в бухгалтерию учреждения УИС для оформления накладных и последующего отпуска продуктов в столовую (пищеблок) учреждения УИС.
Пункт 42 Порядка устанавливает, что разработка режима питания возлагается на начальника учреждения УИС, его заместителя, курирующего вопросы тылового обеспечения, начальника ОИХО и медицинского работника медицинского подразделения.
При этом пункт 8 Порядка предусматривает, что начальник учреждения отвечает за организацию питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, при этом по медицинским заключениям издает приказы о зачислении больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых на питание по нормам, установленным для больных.
Медицинский работник медицинского подразделения совместно с начальником отдела интендантского и хозяйственного обеспечения учреждения организует лечебное питание (пункт 11 Порядка).
В ходе судебного заседания исследованы меню – требование на выдачу продуктов, список осужденных на диетическое питание и раскладка продуктов, утвержденная начальником ФКУ ИК-42 за спорный период. Из данных доказательств следует, что Бицадзе Д.А. включен в список осужденных на диетическое питание.
В ходе рассмотрения административного иска, на основании определения суда проведена комиссионная судебно- медицинская экспертиза.
Согласно заключению №03183-19/43-20 эксперты пришли к выводам, что:
1 В период содержания гр. Бицадзе Д.А. в ФКУ ИК-42 ОИУ УФСИН России по РК с августа по сентябрь 2018 г., и с 23.06.2019 г. (по настоящее время) обследование истца при имеющимся у него заболевании «сахарный диабет 1 типа» было выполнено не в полном объеме:
не проведён осмотр врачом-эндокринологом;
поскольку стандарт первичной медико-санитарной помощи при сахарном диабете 1 типа не разработан, амбулаторный мониторинг больных сахарным диабетом 1 типа в настоящее время производится в соответствии с «Алгоритмом специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом» [1], согласно которым мониторинг больных сахарным диабетом 1 типа (без осложнений) включает: самоконтроль гликемии не менее 4 раз в день (сведения в карте отсутствуют), определение гликогемоглобина 1 раз в 3 месяца (исследование фактически не проводилось), проверка техники и осмотр мест инъекций инсулина не реже 1 раза в 6 месяцев (фактически не проводились), осмотр офтальмолога и офтальмоскопия с широким зрачком 1 раз в год, по показаниям чаще (фактически не проводились); 1 раз в год - общий анализ крови (проведен), общий анализ мочи (не был проведен в ИК-42, однако, был проведен в ИК-31), микроальбуминурия (исследование не проведено), биохимический анализ крови (с исследованием общего белка, общего холестерина, липопротеидов высокой и низкой плотности, триглицеридов, билирубина, печеночных ферментов (трансаминаз), мочевины, креатинина, расчета скорости клубочковой фильтрации, калия, натрия) — фактически не был проведен (исследование от 19.03.2019 г. выполнено в ИК-31 в не полном объеме), электрокардиография и рентгенография грудной клетки (выполнены в период нахождения в ИК-31). Таким образом, гр. Бицадзе Д.А. не были проведены следующие виды обследования: определение гликогемоглобина, осмотр офтальмолога и офтальмоскопия с широким зрачком, проверка техники и осмотр мест инъекций инсулина, исследование на микроальбуминурию (определение минимальных количеств белка в моче), биохимический анализ крови (с исследованием общего холестерина, липопротеидов, триглицеридов, мочевины, креатинина, расчета скорости клубочковой фильтрации, калия, натрия).
Указанные дефекты оказания медицинской помощи гр. Бицадзе Д.А. не повлияли на течение хронического заболевания истца (сахарный диабет 1 типа), поскольку в представленной медицинской документации не зафиксировано объективных данных, свидетельствующих об ухудшении здоровья истца.
2.Каких - либо дефектов в части проведения инсулинотерапии гр. Бицадзе Д.А. комиссия экспертов не усматривает. За весь анализируемый период гр. Бицадзе Д.А. получал два вида инсулинов (короткого действия, торговое название - «Биосулин Р», и продленного действия, торговое название — «Биосулин Н», «Ринсулин НПХ», что не противоречит действующим клиническим рекомендациям и стандарту ). Также согласно действующим клиническим рекомендациям, коррекция дозы инсулина должна осуществляться ежедневно с учетом данных самоконтроля гликемии в течение суток и количества углеводов в пище, до достижения индивидуальных целевых показателей углеводного обмена; ограничений в дозе инсулина не существует.
3.Ответ на вопрос «о возможности соблюдения критериев качества оказания медицинской помощи в условиях ПКТ с учетом имеющегося у Бицадзе Д.А. заболевания - сахарный диабет 1 типа» не входит в компетенцию экспертной комиссии, поскольку отсутствуют сведения о технических и кадровых возможностях медико-санитарной части - 11 (при ИК-42).
Учитывая, что заболевание - сахарный диабет 1 типа относится к хорошо контролируемым заболеваниям, каких-либо противопоказаний для отбывания наказания в условиях ПКТ у гр. Бицадзе Д.А. не имелось. Следует также отметить, что «в случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организаций уголовно-исполнительной системы (УИС) лица, заключенные под стражу, или осужденные направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана (Приказ Минюста России от 28.12.2017 N 285 (ред. от 31.01.2020) "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2018 N 49980)).
4. Согласно «Алгоритмам специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом», лечение сахарного диабета 1 типа включает — инсулинотерапию, обучение и самоконтроль; питание и физическая активность лишь учитываются для коррекции дозы инсулина; в рекомендациях по питанию указано, что общее потребление белков, жиров и углеводов при сахарном диабете 1 типа не должно отличаться от такового у здорового человека, необходима оценка усваиваемых углеводов по системе хлебных единиц для коррекции дозы инсулина перед едой. Таким образом, приходим к выводу, что питание гр. Бицадзе Д.А. в ФКУ ИК-42 УФСИН России по Республике Коми, назначенное в соответствии с Положением № 5 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 17.09.2018 № 189 соответствовало имеющемуся у него заболеванию - сахарный диабет 1 типа.
Стороны ознакомлены с заключением экспертизы, ходатайство о назначении повторной или дополнительной экспертизы не заявлено.
Суд, оценивая заключение экспертизы, по правилам ст. 59 КАС РФ, признает её достоверным и допустимым доказательством, так как оно выполнено специалистами, имеющими необходимое образование и опыт работы, не заинтересованными в исходе дела, предупрежденными об уголовной ответственности, на основании представленной медицинской документации, выводы ясны и понятны, не содержат противоречий не вызывают сомнений в правильности и обоснованности.
По ходатайству административного истца в ходе судебного заседания допрошена в качестве специалиста ФИО14 член комиссии, заведующая эндокринологическим отделением ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница», которая в судебном заседании показала, что питание больных сахарным диабетом 1 типа, к которым относится Бицадзе Д.А., не отличается от питания обычных людей. При сахарном диабете 1 типа отсутствует список продуктов питания, которые противопоказаны больному. Требуется только корректировка доз инсулина на хлебные единицы, которая производится самим больным.
Суд, оценив собранные по вышеуказанным требования доказательства, приходит к выводу, что установленные по делу фактические обстоятельства опровергают утверждения административного истца о незаконных действиях (бездействии) административных ответчиков, нарушении прав, свобод и законных интересов осужденного; поскольку ФИО12 получает от административного ответчика, ФКУЗ Медико - санитарная часть №11 ФСИН России, необходимую медицинскую помощь и лечение, обеспечивается соответствующими лекарственными препаратами, обжалуемое медицинское заключение составлено в соответствии с законодательством и сотрудником, имеющим на это право, административным ответчиком ФКУ ИК-42 ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, нарушений требований закона, прав осужденного действиями не допущено. ФИО12 на основании норм права обеспечен питанием с учетом имеющегося у него заболеванием.
Административным истцом также заявлены требования о признании незаконными действия в части не обеспечение постельными принадлежностями и вещевым довольствием.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, определяя правовое положение осужденных, устанавливает обязанность администрации исправительного учреждения обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4 статьи 82).
Статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы. Согласно части 2 указанной статьи осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий.
В соответствии с частью 3 статьи 99 данного Кодекса минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации, а нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Минюст России приказом от 3 декабря 2013 г. N 126 утвердил нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение N 1), нормы вещевого довольствия отбывающих наказание в виде лишения свободы женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, а также женщин, содержащихся в родильных отделениях при исправительных учреждениях или имеющих детей в домах ребенка при исправительных учреждениях (приложение N 2), порядок обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение N 3), описание предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение N 4).
Нормирование вещевого довольствия осужденных к лишению свободы предполагает установление перечня наименований предметов вещевого довольствия, их количество, сроки носки.
В ходе судебного заседания исследована арматурная карточка Б-4, из которой следует, что ФИО12 за период отбывания наказания получил предметы вещевого довольствия, а именно куртку утепленную, брюки утепленные, костюм х/б, головной убор зимний, зимний комбинезон, свитер трикотажный (27.01.2017 года), костюм повседневный (01.02.2017года), сорочку, 2 майки, 2 трусов, головной убор летний, носки 2 пары (17.07.2019 года), матрац, одеяло, подушку, 4 простыни, 2 наволочки, 1 ложку (01.08.2018), 2 полотенце (17.07.2019) (л.д.125-128).
Сыктывкарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения также проводилась проверка по заявлению ФИО12о ненадлежащем обеспечении его вещевым довольствием и постельными принадлежностями. В ходе проверки доводы, указанные в жалобе нем нашли своего подтверждения ( л.д.187-188).
Принимая во внимание вышеперечисленные положения закона, при отсутствии доказательств нарушения прав административного истца, оснований для удовлетворения данных требований административного иска не имеется.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав установленные на их основе обстоятельства, имеющие значение для административного дела, применительно к нормам материального права, подлежащим применению к рассматриваемым правоотношениям, суд приходит к выводу в удовлетворении административного искового заявления отказать, поскольку административными ответчиками не были совершены какие-либо неправомерные действия либо бездействия, нарушающие права административного истца, указанные в статье 218 КАС РФ.
Руководствуясь ст. 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Бицадзе Д. А. о признании незаконным акта от 11.07.2019, постановления от 17.07.2019 года о водворении его в помещение камерного типа, о признании незаконным заключения медицинского работника от 17.07.2019 года о возможности его содержания в помещении камерного типа, о признании действий администрации ФКУ ИК-42 ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми незаконным по неоказанию медицинской помощи, не предоставлению ему, как больному сахарным диабетом, необходимого питания, не обеспечение постельными принадлежностями и вещевым довольствием оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 13 июля 2020 года путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Вступившее в законную силу решение суда, при условии его обжалования в апелляционном порядке, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г. Санкт - Петербург) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Судья О.Н. Мишина