Решение по делу № 33-3431/2017 от 03.08.2017

Дело № 2-2345/2017 Председательствующий судья – Борлаков М.Р.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33 – 3431/2017

гор. Брянск 12 сентября 2017 года        

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего             Парамоновой Т.И.,

судей                         Фроловой И.М.,

Цуканова Д.А.,

при секретаре                 Зиновкине Е.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Правительства Брянской области Тагиль Е.В. на решение Советского районного суда города Брянска от 31 мая 2017 года по исковому заявлению прокурора Володарского района г. Брянска в защиту интересов Ямщикова Дмитрия Владимировича к Брянской городской администрации, Правительству Брянской области, Департаменту финансов Брянской области о предоставлении вне очереди жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Фроловой И.М., объяснения представителя ответчика Правительства Брянской области Тагиль Е.В., представителя ответчика Департамента финансов Брянской области Малаева С.С., возражения прокурора Николаевой С.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Володарского района г. Брянска обратился в суд в защиту интересов Ямщикова Д.В. с иском об обязании Правительства Брянской области и Департамента финансов Брянской области обеспечить финансирование из средств субъекта Российской Федерации на предоставление Ямщикову Д.В. жилого помещения по договору социального найма, обязании Брянской городской администрации предоставить Ямщикову Д.В. с составом семьи 1 человек вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления в черте муниципального образования «город Брянск», ссылаясь на то, что Ямщиков Д.В. был принят на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещения в связи с наличием у него заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и до настоящего времени ему жилье не предоставлено.

Решением Советского районного суда города Брянска от 31 мая 2017 года исковые требования прокурора удовлетворены.

Суд обязал Правительство Брянской области и Департамент финансов Брянской области обеспечить финансирование из средств субъекта Российской Федерации – Брянская область на предоставление жилого помещения Ямщикову Д.В. по договору социального найма. Брянскую городскую администрацию суд обязал предоставить Ямщикову Д.В. с составом семьи 1 человек вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления в черте муниципального образования «город Брянск».

В апелляционной жалобе представитель Правительства Брянской области Тагиль Е.В. просит решение суда отменить в части возложения на Правительство Брянской области обязанности обеспечить финансирование из средств субъекта Российской Федерации на предоставление жилого помещения Ямщикову Д.В., считая его вынесенным с нарушением норм материального права. Указывает, что Правительство Брянской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в силу п.10 ст. 158 БК РФ от имени публично-правового образования по искам в суде должен выступать главный распорядитель средств соответствующего бюджета – Департамент финансов Брянской области. Кроме того, считает, что решение суда в обжалуемой части неисполнимо, поскольку межбюджетные трансферты из бюджета субъекта предоставляются на безмозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. В Брянской области ежегодно распределяются дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов и городских округов, в т.ч. г. Брянску.

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Володарского района г. Брянска Пасечник А.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Ямщиков Д.В., представитель ответчика Брянской городской администрации не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия, а также ходатайств об отложении слушания по делу не представили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения представителя ответчика Правительства Брянской области Тагиль Е.В., представителя ответчика Департамента финансов Брянской области Малаева С.С., возражения прокурора Николаевой С.Н., судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

В связи с изложенным, поскольку решение суда оспаривается лишь в части возложения на Правительство Брянской области обязанности обеспечить финансирование из средств субъекта РФ на предоставление жилого помещения Ямщикову Д.В. по договору социального найма, апелляционная инстанция не проверяет обоснованность выводов суда в остальной части.

Судом установлено, что мать ФИО18 - Ямщикова В.П. обратилась с заявлением в прокуратуру Володарского района г. Брянска с просьбой защитить жилищные права сына.

Ямщиков Д.В. согласно справке ГАУЗ «Брянская областная психиатрическая больница №1» от 12 апреля 2016 года №267 страдает заболеванием, которое соответствует перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года №378.

Распоряжением Володарской районной администрации г. Брянска от 27 мая 2016 года №191-р, Ямщиков Д.В. с 27 апреля 2016 года с составом семьи 1 человек включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, в связи с наличием у него заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

01 ноября 2016 года Ямщикову Д.В. установлена вторая группа инвалидности повторно по общему заболеванию.

Согласно представленной в материалы дела поквартирной карточке, представленной МУП «Жилспецсервис», собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> является ФИО20 вместе с ней по указанному адресу зарегистрированы: Ямщиков Д.В. (сын), ФИО22 (сын), ФИО24 (муж), ФИО26 (внук).

Прав на объекты недвижимого имущества за Ямщиковым Д.В. в ЕГРН не зарегистрировано.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ч.1 ст. 49, ч.1 ст. 50, ч.3 ст. 52, ч.1, п.3 ч.2, ч.3, ч.5 ст. 57, ч.1 ст.60 ЖК РФ, п.2 ст.5, ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 1, ст. 2 Закона Брянской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на территории Брянской области», Положением «О Департаменте финансов Брянской области» и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

Довод апелляционной жалобы том, что Правительство Брянской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку главным распорядителем средств областного бюджета является Департамент финансов Брянской области, судебной коллегией отклоняется ввиду следующего.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пунктом 5 ст. 13 ЖК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в том числе определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса РФ (ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 5 ст. 19 указанного закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства (ч. 6 ст. 19 Федерального закона №131-ФЗ). При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Федерального закона №131-ФЗ).

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).

Следовательно, обеспечение жилым помещением инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Закона Брянской области от 20 декабря 2012 года № 92-3 «О Правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области», высшим исполнительным органом государственной власти Брянской области является Правительство Брянской области, которое в силу ст. 56 Устава Брянской области от 20 декабря 2012 года № 91-3, управляет и распоряжается собственностью Брянской области в соответствии с законами Брянской области.

Положениями п. 1, 3, 4 ст. 13 Закона Брянской области № 92-3 установлено, что Правительство Брянской области в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законодательством, Уставом Брянской области, иными законами области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Брянской области, участвует в проведении единой государственной политики в сфере финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; разрабатывает для представления Губернатором Брянской области в Брянскую областную Думу проект областного бюджета, а также проекты концепции (стратегического плана) и программы социально-экономического развития Брянской области; обеспечивает исполнение областного бюджета, готовит отчет об его исполнении и отчеты о выполнении программы социально-экономического развития Брянской области для представления их Губернатором Брянской области в Брянскую областную Думу.

С учетом изложенного, судебная коллегия отклоняет как основанные на неверном толковании норм права вышеуказанные доводы апелляционной жалобы и полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на Правительство Брянской области обязанности обеспечить финансирование из средств бюджета субъекта на предоставление жилого помещения Ямщикову Д.В. по договору социального найма.

Также судебная коллегия считает несостоятельным довод жалобы о том, что решение суда в части возложения обязанности обеспечить финансирование из средств субъекта на предоставление жилого помещения Ямщикову Д.В. неисполнимо, поскольку дотации предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий их использования. Данный довод не влияет на правильность принятого решения. Порядок и механизм финансирования предметом настоящего спора не являлся.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части по доводам апелляционной жалобы не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    Решение Советского районного суда города Брянска от 31 мая 2017 года по исковому заявлению прокурора Володарского района г. Брянска в защиту интересов Ямщикова Дмитрия Владимировича к Брянской городской администрации, Правительству Брянской области, Департаменту финансов Брянской области о предоставлении вне очереди жилого помещения - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Правительства Брянской области Тагиль Е.В. - без удовлетворения.

Председательствующий Т.И. Парамонова

    

Судьи И.М. Фролова

Д.А. Цуканов

33-3431/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Володарского района г. Брянска в защ. инт. Ямщикова Д.В.
Ответчики
Брянская городская администрация
Правительство Брянской области, Департамент финансов Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Судья
Фролова Ирина Михайловна
Дело на странице суда
oblsud.brj.sudrf.ru
03.08.2017Передача дела судье
12.09.2017Судебное заседание
14.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее