Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 января 2017 года г. Тында
Тындинский районный суд Амурской области
в составе председательствующего судьи Стрельцовой О.В.,
при секретаре Филипповой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шульга <данные изъяты> к Государственному казенному учреждению Амурской области - Управлению социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому району, Министерству социальной защиты населения Амурской области, Министерству финансов Амурской области о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Шульга А.А. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и «<данные изъяты>» (ОАО) был заключен кредитный договор № на приобретение объекта недвижимости. С 02.04.2012г. она является получателем мер социальной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту в соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012г. № 26 «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов «по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействий) застройщиков». Выплаты по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не производились, задолженность составляет 40 161,52 рубль.
Просила признать незаконным бездействие Государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому району, Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области в части несвоевременной выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 40 161,52 рубль; взыскать солидарно с ответчиков в ее пользу компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 40 161,52 рубль, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей; взыскать солидарно с ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Истец Шульга А.А., представители ответчиков Министерства социальной защиты Амурской области, Министерства финансов Амурской области надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявили, доказательств уважительности причин неявки суду не представили.
В судебное заседание представитель ответчика ГКУ Амурской области - Управления социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому району, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился, направил письменное заявление с просьбой рассмотрения дела без его участия.
На основании ч. 3,5 ст.167 судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Из письменного отзыва ГКУ Амурской области - управление социальной защиты населения по г.Тында и Тындинскому району следует, что управление считает исковые требования незаконными и необоснованными в связи со следующим. Механизм предоставления социальных выплат установлен Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 № 26. Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств Амурской области осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета. Указанные обязательства на социальное обеспечение населения подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год. В соответствии с Законом Амурской области от 17.12.2012 № 123-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» объем бюджетных ассигнований на выплату компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» составил 348 422,3 тыс. руб. В соответствии с Законом Амурской области от 16.12.2013 № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» на 2014 год расходы по основному мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» составили 40000,00 тыс.руб. Бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренные законами Амурской области об областном бюджете в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, в размере 348 422,30 тыс. рублей (2013 год) и 40 000,00 тыс. рублей (2014 год), 39 950 тыс.рублей (2015 год), 79 410,0 тыс.рублей (2016 год) были выделены в полном объеме министерством социальной защиты населения Амурской области государственным казенным учреждениям Амурской области - управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области. В соответствии с законом Амурской области от 10.12.2014 № 458-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 голов» в 2015 году на выплаты компенсаций предусмотрено 39950,000 тыс. рублей, которые в установленном порядке(по очередности подачи заявления) будут распределены между гражданами- получателями указанной меры социальной поддержки. Пунктом 10 Положения установлено, что выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год. В связи с тем, что запланированные бюджетные обязательства области по реализации программных мероприятий «Компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» исполнены в полном объеме, правовые основания удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют. С требованиями Шульга А.А. о взыскании компенсации морального вреда не согласны, поскольку истец не конкретизировал, в чем именно существует вина Учреждения, не подтвердил факт причинения нравственных и физических страданий. Просили отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, представленные сторонами, оценены судом каждое в отдельности, а также в их совокупности и признаются допустимыми. Других доказательств, допустимых с точки зрения закона, сторонами в суде не представлено. Ходатайства об оказании судом содействия в сборе и представлении доказательств не заявлено.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ между Щегловой А.А. и «<данные изъяты>» (ОАО) заключен кредитный договор (при ипотеке в силу закона) №, по условиям которого заемщику предоставлен кредит в размере 642 600 рублей для приобретения квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, общей площадью 37,8 кв.м на срок 180 месяцев.
ФИО2 и Щеглова <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, о чем отделом ЗАГС по г. Тында и Тындинскому району управления ЗАГС Амурской области составлена запись акта о заключении брака №. После заключения брака супругу присвоена фамилия-Шульга, супруге-Шульга.
Согласно справке ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району № от 10.11.2016г. Шульга А.А. состоит на учете в Государственном казенном учреждении Амурской области -управлении социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому району с 02.04.2012г., как получатель мер социальной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012г. N 26 "Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков" в соответствии с подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2014 - 2020 годы".
Сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору перед истцом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 40 161,52 рубль.
В рамках настоящего дела истец ставит вопрос о признании незаконным бездействия ответчиков Министерства финансов Амурской области, Министерства социальной защиты Амурской области, ГКУ Амурской области - Управление социальной защиты населения по г.Тынды и Тындинскому району, связанного с несвоевременной выплатой указанных средств, взыскании солидарно суммы задолженности, полагая, что ответчики уклоняются от выполнения принятых социальных обязательств.
Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
Как следует из представленных материалов, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 года» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 – 2015 годы» (утв. постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года № 617).
Постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года № 519 постановление Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года № 617 утратило силу с 1 января 2014 года.
Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 – 2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с 1 января 2014 года.
В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.
В ходе судебного разбирательства установлено, не оспаривается участвующими в деле лицами и подтверждено справкой о сумме задолженности, что истец Шульга А.А. соответствует условиям действия государственной программы, введенной с 1 января 2014 года, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 – 2020 годы».Из материалов дела также следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, истцу не осуществлялась.
При этом истец в установленные законодательством сроки подтверждала свое намерение и право участвовать в подпрограммах, представляя необходимые документы (справки об отсутствии просроченной задолженности и пр.).
Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета Амурской области. Согласно приложению № 8 к Закону Амурской области от 16.12.2013 № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» государственная поддержка путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков составила - 40 млн. руб.
Согласно Закону Амурской области от 10.12.2014 № 458-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», в 2015 году расходы по основному мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» утверждены в сумме 39950 тыс.рублей.
Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 (с последующими изменениями) утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
В соответствии с пунктом 1 Положения данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
Согласно пункту 4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.
Исходя из пунктов 6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям № 3, № 4 к настоящему Положению.
Согласно пунктам 8.1, 9 и 10 Положения предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от Министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.
Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.
Принимая во внимание механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, а также функции государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Тында и Тындинскому району, которые ограничены приемом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведенных лимитов бюджетного финансирования, функции Министерства социальной защиты населения Амурской области, которые ограничены перечислением предусмотренных бюджетом Амурской области денежных средств в ГКУ УСЗН, функции Министерства финансов Амурской области, которые ограничены бюджетом субъекта, суд не усматривает достаточных правовых и фактических оснований для вынесения решения о признании незаконным бездействия ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району, Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области.
Между тем, несмотря на указанное обстоятельство, суд полагает, что требование о взыскании суммы задолженности в рамках оказания мер государственной поддержки подлежит удовлетворению.
Предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти. Поскольку государство, включая истца в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым его право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по его социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него, что неоднократно подтверждалось в Постановлениях Конституционного Суда РФ (Постановления от 01 декабря 1997 г. №-18-П, от 19 июня 2002 г. № 11-П, от 23 апреля 2004 г. № 8-П, Определения от 4 декабря 2003 г. № 415-О от 15 февраля 2005 г. № 170-О от 27 декабря 2005 г. № 502-О и др.).
О нормативном характере подпрограммы свидетельствуют положения, определяющие условия участия граждан в долгосрочной целевой программе «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 -годы», направления реализации Программы и правила использования средств, предоставленных в качестве социальных выплат.
С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным, суд считает необходимым взыскать с Государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Тында и Тындинскому району компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 40 161,52 рубль.
Рассматривая требования Шульга А.А. о взыскании с ГКУ АО УСЗН по г. Тында и Тындинскому району, Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области в солидарном порядке в ее пользу компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Таким образом, условием компенсации морального вреда является факт нарушения ответчиком личных неимущественных прав.
В соответствии с п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 (ред. от 06.02.2007) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих причинение ей физических и (или) нравственных страданий действиями (бездействием) ответчиков, а оснований для применения указанных выше положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ не имеется.
При указанных обстоятельствах, требование о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит.
Согласно ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку исковые требования истца удовлетворены частично, то с ответчика Государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Тында в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шульга <данные изъяты> удовлетворить частично.
Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области Управление социальной защиты населения по г.Тында и Тындинскому району за счет средств бюджета Амурской области в пользу Шульга <данные изъяты> компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 40 161 (Сорок тысяч сто шестьдесят один) рубль 52 копейки.
Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области Управление социальной защиты населения по г.Тында и Тындинскому району» за счет средств бюджета Амурской области в пользу Шульга <данные изъяты> расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 13 января 2017 года.
Судья О.В. Стрельцова